Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
(ВСГУТУ)
Технологический Колледж
Реферат по Физической Культуре на тему:
” Особенности развития основных физических качеств (Силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации) с учётом двигательных ограничений”
Выполнил(а) студент 3 курса
группы К60/1
Личтопадов В.Г.
Проверила: Дашибальжирова О.Д.
Улан-Удэ, 2023 г.
Глава 1. Общие принципы развития физических качеств
К физическим качествам были отнесены скорость, сила, выносливость, гибкость, которые в отечественной литературе принято рассматривать как основные. Функциональный подход основывался на наблюдении внешних двигательных характеристик спортсмена, легко поддающихся измерению. Физиологический механизм при этом во внимание не принимался. Такой подход объективно опирался на результаты выполнения различных физических упражнений и привел к развитию аналитикосинтетической концепции. Суть аналитико-синтетической концепции сводилась к допущению самостоятельного существования и относительной
независимости отдельных физических качеств и возможности их объединения в те или иные сочетания. Для нее характерно, во-первых, выделение ведущего качества и, во-вторых, необходимое сочетание других качеств, которые обеспечивают наиболее полное проявление ведущего качества. В результате комбинаций основных качеств возникают новые комплексы,
гибридные качества: скоростная выносливость, например, представляет
собой интеграцию быстроты и выносливости; взрывная сила – сочетание
силы и скорости и т.п
Единство развития физических качеств виделось в том, что имеет
место процесс взаимного влияния и перехода одного качества в другое.
Несмотря на широкое признание гипотезы об интеграции физических качеств, реальный физиологический механизм этого явления был изучен недостаточно. Предлагалась следующая форма взаимосвязи; между физическими качествами:
- «положительная», когда в процессе развития одних качеств;
способствует развитию других;
- «нейтральная» когда в процессе развития физические качества не
влияют друг на друга; - «отрицательная», если развитие одних физических качеств негативно влияет на уровень или развитие других.
Рассматривалась также возможность переноса эффекта развития
одних физических качеств на другие. Такие представления привели к пониманию, что в основе развития физических качеств лежат присущие каждому из них физиологические механизмы, ответственные за их проявление.
Умения, двигательные навыки, техника выполнения упражнения определяется степенью управления двигательной активностью: типологическими
особенностями и уровнем развития высшей нервной деятельности, формирование статического и динамического двигательных стереотипов, зависит
от развития координации отдельных мышечных групп.
Ловкость – сложное, комплексное двигательное качество, основу
которого составляют координационные способности – способности изменять направление движения без ущерба для равновесия, координации движений, силовых и скоростных качеств и контролирования тела. Основные
критерии ловкости как физического качества, особенно важны в игровых
видах спорта – это эффективность, точность, экономичность, скорость,
правильность, рациональность, находчивость, адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность, стабильность.
Скорость (быстрота) – способность человека совершать
двигательное действие с определенной частотой и импульсивностью в
минимальный для данных условий отрезок времени. Основные критерии
скорости, проявляемые в игровых видах спорта – это точность, эффективность, рациональность, находчивость, адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность, экономичность, стабильность.
Гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорнодвигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой
амплитудой. Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Основные
критерии гибкости, проявляемые в игровых видах спорта – это пластичность, амплитудность движений, устойчивость, точность, эффективность,
9
рациональность, адекватность, своевременность, целесообразность, экономичность, стабильность.
Сила как физическое качество выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты.
Основные критерии силы, проявляемые
в игровых видах спорта – это сила, скорость, точность, эффективность,
рациональность, адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность, экономичность, стабильность, устойчивость.
Выносливость – важнейшее физическое качество, отражающее общий уровень работоспособности человека, способность организма противостоять утомлению. Основные критерии выносливости, проявляемые в
игровых видах спорта – это выносливость, работоспособность, концентрированность, скорость, точность, эффективность, рациональность, находчивость, адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность,
экономичность, стабильность, устойчивость.
Основным методом развития физических качеств является – упражнение. При выполнении большинства физических упражнений суммарная
их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими
компонентами :
1) интенсивность упражнения;
2) продолжительность упражнения;
3) число повторений;
4) продолжительность интервалов отдыха;
5) характер отдыха.
Глава 2. Методики развития основных физических качеств.
Особенности развитие ловкости
Ловкость – сложное, комплексное двигательное качество, основу
которого составляют координационные способности – способности изменять направление движения без ущерба для равновесия, координации движений, силовых и скоростных качеств и контролирования тела. Основными методами развития координационных способностей у
студентов являются: стандартно-повторного упражнения, вариативного
упражнения, игровой и соревновательный.
Особенности развитие быстроты (скорости)
Быстрота (скорость) – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с
определенной частотой и импульсивностью. Быстрота является
комплексным двигательным качеством и основными формами ее
проявления являются: время двигательной реакции; время максимально
быстрого выполнения одиночного движения; время выполнения движения
с максимальной частотой; время выполнения целостного двигательного
акта.
Основными средствами воспитания быстроты служат скоростные
упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью.
Особенности развитие гибкости
Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорнодвигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Основным методом развития гибкости является повторный метод,
где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от
возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество
повторений упражнения в серии дифференцируется.
Особенности развитие силы
Сила, являясь одним из основных физических качеств человека, определяется как способность преодолевать внешнее сопротивление или
противостоять ему за счет мышечных сокращений (напряжений). Физическое качество «сила» выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на
внешние объекты. Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий,
дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий.
Особенности развитие выносливости
Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется
мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.
Наиболее важные факторы, определяющие общую выносливость, –
это процессы энергообеспечения организма: аэробный (с участием кислорода) и анаэробный (без участия кислорода).
Средствами развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной) являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма,
специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные
средства.
Особенности развития основных физических качеств для студентов имеющих ограничения.
Для студентов СМГ дополнительной целью является формирование
компенсаторных процессов, коррекция имеющихся отклонений в состоянии
здоровья. Студенты СМГ выполняют только те разделы программы,
требования и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья.
Для решения поставленной цели определены задачи:
1. Повышать и поддерживать умственную и физическую работоспособность и
психоэмоциональную устойчивость.
2. Формировать мотивационно-ценностное отношение к физической культуре,
установку на здоровый стиль жизни и потребность в регулярных занятиях
физическими упражнениями.
3. Использовать средства физической культуры для укрепления и
восстановления здоровья.
4. Обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую
подготовленность к будущей профессии.
5. Развивать и совершенствовать физические способности (качества).
6. Ликвидировать остаточные явления после перенесенных заболеваний с
помощью корригирующей гимнастики.
7. Осуществлять врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в
процессе занятий.
физических упражнений при различных заболеваниях
На основании обобщения доступных литературных данных и опыта
работы кафедры оздоровительной физической культуры УГТУ–УПИ в данных
методических указаниях систематизирована и представлена информация по
показаниям и противопоказаниям к выполнению физических упражнений при
различных заболеваниях, а также перечислены факторы, способствующие их
возникновению (обострению). Дополнительно сформулированы специальные
задачи для первичной и вторичной профилактики заболеваний средствами
физической культуры.
Факторы, способствующие возникновению (обострению) заболевания:
1. Гиподинамия.
2. Нерациональное питание.
3. Неблагоприятная экологическая ситуация.
4. Психоэмоциональные перегрузки.
5. Вредные привычки.
Задачи физического воспитания:
1. Улучшение периферического кровообращения и притока крови в
коронарную систему (сосуды сердца).
2. Усиление окислительно-восстановительных процессов в миокарде