Файл: Контрольная работа по дисциплине Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Вариант 8 Исполнитель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рыночные или свободнообращающиеся – это ценные бумаги, которые могут свободно покупаться и продаваться без каких-либо ограничений. Нерыночные – это необращающиеся ценные бумаги, которые имеют хождение только на первичном рынке. Ограниченно рыночные - это ценные бумаги с ограниченной возможностью обращения.

В зависимости от уровня риска различают безрисковые и рисковые ценные бумаги. Безрисковые – это ценные бумаги, риск по которым практически равен нулю. Как правило, это краткосрочные государственные долговые обязательства. Рисковые – это ценные бумаги, которые в процессе своего обращения на фондовом рынке подвержены определенной степени риска.

В зависимости от начисляемого дохода ценные бумаги могут быть доходными и бездоходными. Доходные – при выпуске которых оговаривается размер дохода ее владельца. Бездоходные – при выпуске которых не оговаривается размер дохода ее владельца.

В зависимости от регистрируемости ценных бумаг органами управления различают регистрируемые и нерегистрируемые ценные бумаги. Регистрируемые – это ценные бумаги, которые подлежат государственной регистрации. Как правило, это эмиссионные ценные бумаги, так как их выпуск затрагивается интерес многих участников фондового рынка. По российскому законодательству обязательной регистрации подлежат выпуски акций и облигаций. Другие виды российских ценных бумаг государственной регистрации не подлежат. Такие ценные бумаги называются нерегистрируемыми.

В зависимости от того, в какой форме инвестор предоставляет эмитенту и как эти средства отражаются в капитале фирмы, как собственные или как заемные, различают долевые и долговые ценные бумаги. Долевые или совладельческие ценные бумаги закрепляют права владельца на часть имущества фирмы. К долевым ценным бумагам относятся акции, инвестиционные паи. Долговые ценные бумаги отражают отношения займа между их владельцами и эмитентом, который обязуется их выкупить в установленный срок и выплатить определенный процент, например облигации.
Вопрос №11. Государственные краткосрочные облигации (ГКО): сущность, виды, цели выпуска.
Государственные ценные бумаги и их функции

Государственные ценные бумаги во всем мире выполняют две основные функции: финансирование бюджетного дефицита и исполнение денежно-кредитной политики. Государственные ценные бумаги служат проведению фискальной политики - для финансирования государственного долга. Управление денежно-кредитной политикой осуществляется с помощью других инструментов, разделяемых на три уровня: первый, самый жесткий, - это ставка рефинансирования и ставка обязательного резервирования; второй, более мягкий, уровень - это кредитно-депозитная деятельность (Центральный банк проводит операции по приёму депозитов или выдаче кредитов и, устанавливая ставки по этим операциям, влияет на ставки межбанковского рынка и т.д.) и третий уровень - это государственные ценные бумаги путем проведения прямых операций, либо операций типа РЕПО.


Для использования рынка ценных бумаг в качестве денежно-кредитного регулятора необходимо, чтобы объем находящихся в обращении бумаг был весьма велик. Обычно степень задолженности государства, т.е. внутренний долг по отношению к ВВП составляет от 50 до 100 %. Только при значительном объеме рынка государственных ценных бумаг их покупка или продажа Центральным банком может оказать ощутимое влияние на уровень процентных ставок. Как попытку использования ценных бумаг для оперативного регулирования ситуации на денежном рынке можно назвать действия Центрального банка РФ во время кризиса на межбанковском рынке в августе 1995 г., когда он выкупил у банков пакет ГКО на сумму более 1,5 трлн. руб. При этом целью ставилось не снижение процентных ставок, а поддержание уровня ликвидности банков.

В странах с развитой рыночной экономикой государственные ценные бумаги выпускаются для решения следующих бюджетных задач:

  • Сглаживание неравномерности налоговых поступлений, достижение кассовой сбалансированности бюджета.

  • Финансирование целевых программ и реализация конкретных проектов правительства.

  • Погашение ранее размещенных займов.

  • Покрытие общего, переходящего из года в год, дефицита бюджета.

В мировой практике выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в центральном банке и привлечением средств за счет эмиссии денег.

На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:

  • облигации Российского внутреннего выигрышного займа;

  • приватизационные чеки (ваучеры);

  • государственные краткосрочные бескупонные облигации — ГКО;

  • облигации федерального займа;

  • облигации сберегательного займа;

  • казначейские обязательства;

  • облигации внутреннего валютного займа:

  • государственные долгосрочные облигации;

  • золотые сертификаты.

Привлечение средств на финансовых рынках (внутренних или внешних) с помощью государственных долговых обязательств является общепризнанным способом финансирования дефицита государственного бюджета. Возможности эмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета России (через каналы прямого кредитования Центробанком РФ), как показывает опыт 1992–1994 годов, ограничены сопровождающим его ростом цен, имеющим высокие социальные и политические издержки. В результате правительство вынуждено либо сокращать расходы бюджета и увеличивать уровень налогообложения, что является долгим, политически опасным и социально болезненным процессом, либо искать другие источники финансирования дефицита, не приводящие к соответствующему развертыванию инфляционных процессов.



Если власти выбирают второй путь, то перед ними встает проблема управления государственным долгом. Именно отсутствие должного внимание к этой проблеме, стало одной из основных причин (наряду с фискальными и бюджетными проблемами, ухудшением платежного баланса, уязвимостью банковской системы) разрастания кризисных явлений и формирования общего негативного отношения российского общества к рынку государственных ценных бумаг.

Тем не менее, развитие российской экономики в послекризисный период подтверждает гипотезу о том, что со временем государственные заимствования снова станут играть важную роль на отечественном финансовом рынке. Существование государственных ценных бумаг дает ориентиры уровня безрисковой процентной ставки, денежные власти получают дополнительные инструменты в области денежно-кредитной и бюджетной политики, то есть появляется возможность влиять на уровень процента в экономике, стерилизацию валютных и рублевых интервенций через операции на открытом рынке.
Государственный внутренний долг Российской Федерации: понятие, состав, управление и обслуживание

Понятие государственного внутреннего долга Российской Федерации определяется законом Российской Федерации от 13 ноября 1992 г. “О государственном внутреннем долге Российской Федерации ”, в соответствии с которым государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Они обеспечиваются всеми активами, находящимися в распоряжении Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:

  • кредитов, полученных правительством Российской Федерации;

  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

  • других долговых обязательств, гарантированных правительством Российской Федерации.

Политику в отношении государственного внутреннего долга Российской Федерации, а также его верхний предел, устанавливаемый при утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год, определяют законодательные органы Российской Федерации - Государственная дума и Совет Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.


Оперативное управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, в том числе определение порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств, осуществляет правительство Российской Федерации, а в соответствии с указом президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 “О Федеральном казначействе” - органы федерального казначейства Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации проводится федеральным казначейством совместно с Центральным банком Российской Федерации посредством проведения операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов по ним. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Важной нормой закона РФ “О государственном внутреннем долге РФ” является положение в соответствии с которым “Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально - государственных и административно - территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ”. Аналогичное положение предусмотрено Гражданским кодексом РФ: «Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований...», кроме случаев, «когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования, или юридического лица».

Вместе с тем в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном постановлением правительства РФ от 28 декабря 1991г. № 78, государственные долговые обязательства определяются, как любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, органы государственной власти или управления.

На доходы по ценным бумагам, выпущенным муниципальными органами власти, распространяется порядок льготного налогообложения только при присвоении им статуса государственных ценных бумаг, то есть при получении гарантии РФ.

В отличие от России государственные ценные бумаги в странах с развитой рыночной экономикой являются основным источником финансирования государственного внутреннего долга. Так, доля государственных ценных бумаг в неоплаченном внутреннем долге в 1995 году составляла в Великобритании 88,6 % , в Италии 83,1 %, во Франции 82,7 % в Японии 66,2 % в США 62,8 % в Германии 51,5 % .
Цели создания рынка ГКО.


Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств, являются одним из инструментов управления государственным долгом.

Необходимость перехода к рыночным методам регулирования государственного долга и финансирования бюджета из неинфляционных источников обусловила появление в 1993 г. нового инструмента на финансовом рынке - государственных краткосрочных облигаций - (ГКО).

Обращение ГКО в России регламентировалось "Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. N 107 Cовета Министров.

Создание рынка ГКО решало следующие задачи:

  • финансирование бюджета из неинфляционного источника ( привлечение финансовых ресурсов с рынка);

  • определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентная ставка ГКО определяется рынком);

  • установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового и денежного рынков;

  • предоставление участникам рынка высоконадёжного, высоколиквидного инструмента для размещения свободных финансовых ресурсов;

  • предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения денежно-кредитной политики посредством операций на "открытом рынке";

  • организация широкой сети коммерческих посредников, охватывающих значительные слои инвесторов;

  • внедрение современной электронной технологии торговли, расчётов и депозитарного учёта.


Инструменты рынка ГКО.

ГКО считались высоконадёжным финансовым инструментом, так как являлись государственными обязательствами. ГКО обращались в безбумажной форме - в виде записей на счетах владельцев, что резко сужало круг возможных махинаций, исключает возможность краж и подделок.

Все облигации являлись именными. ГКО выпускались на срок 3 и 6 месяцев. Эмиссия облигаций осуществлялась периодически в форме отдельных выпусков. Каждый выпуск производится, как правило, один раз в месяц.

ГКО всех выпусков имели одинаковую номинальную стоимость – 100 тысяч рублей. Цены на облигации устанавливались в процентах к номиналу с точностью до 0,01%. Облигации размещались с дисконтом, то есть по цене ниже номинала.

Такой способ выпуска позволял удешевить обслуживание займа, а также избежать ряда проблем, связанных с изменением учётных ставок.

Доходом по ГКО считалась разница между ценой реализации и ценой покупки. Так как доход по ГКО был приравнен к доходу по процентам по государственным ценным бумагам, то он не облагался налогом. При совершении сделок с ГКО с покупателя взимался налог на операции с ценными бумагами в размере 0.1% от величины сделки.