Файл: Образовательная программа для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата (от 4 до 7 лет) Воспитатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.2. Взаимодействие учителя-дефектолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС.
С руководителем МАДОУ
-
Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач. -
Уточняет запрос на коррекционное сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения. -
Предоставляет отчетную документацию. -
Проводит индивидуальное дефектологическое консультирование (по запросу). -
Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных особенностей детей. -
При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК. -
Обеспечивает безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Старшим воспитателем
1.Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.
2.Составляет индивидуальные образовательные маршруты по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей.
3.Участвует в разработках методических и информационных материалов по коррекционно-педагогическим вопросам.
4.Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
5.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
6.Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
7.Проводит сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.
8.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
С воспитателями
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
4.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5.Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
6.Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
7.Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
8.Участвует во внедрении здоровьесберегающие технологий.
9.Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
-
Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания на праздниках. -
Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений. -
Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей. -
Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений. -
Участвует в организации и проведении театрализованных представлений. -
Обеспечивает безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С инструктором по физической культуре
1.Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» ивлияния образа жизни на состояние здоровья.
2.Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
3.Способствует развитию моторных и основных движений.
4.Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
5.Способствует внедрению в работу здоровьесберегающие технологий.
6.Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
7.Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
-
С учителем-логопедом
-
Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе. -
Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы. -
Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами. -
Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии. -
Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др. -
Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
-
С психологом
-
Изучает психолого-медико-педагогические особенности детей. -
Способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. -
Обеспечивает психологическую безопасность ребенка. -
Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния oбщей, мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы. -
Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами. -
Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии. -
Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений). -
Оказывает психологическую помощь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ.
-
. Недельная циклограмма работы учителя – дефектолога.
День недели | Время работы | Этапы работы |
понедельник | 8.00-9.00 9.00-10.00 10.10-11.00 11.00-12.00 | Встречи с родителями, консультации беседа. Подгрупповая НОД Индивидуальная образовательная деятельность Работа с документацией |
вторник | 8.00-9.00 9.00-10.00 10.10-11.00 11.00-12.00 | Встречи с родителями, консультации беседа. Подгрупповая НОД Индивидуальная образовательная деятельность Работа в ПМПк |
среда | 12.00-15.00 15.00-16.00 | Корректировка тематических планов, изготовление пособий к НОД, консультирование воспитателей группы. Индивидуальная образовательная деятельность |
четверг | 8.00-9.00 9.00-10.00 10.10-11.00 11.00-12.00 | Встречи с родителями, консультации беседа. Подгрупповая НОД Индивидуальная образовательная деятельность Работа со специалистами |
пятница | 8.00-9.00 9.00-11.00 11.00-12.00 | Встречи с родителями, консультации беседа. Индивидуальная образовательная деятельность Работа с домашними тетрадями детей. |
3.4. Перечень программ и пособий
-
Борякова, Н.Ю., Касицына, М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду // Методическое пособие- Москва, 2004.- С.89
-
Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду // Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работе с детьми с множественными нарушениями в развитии – Санкт Петербург, 2010. – С.156 -
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд, переб. и дополн. – Спб.: Питер, 2007. – 208 с. -
Гомзяк, О.С., Говорим правильно в 5-7 лет // Учебно- методический комплект – Москва, 2009.- С.118 -
Казинцева, Е.А., Померанцева, Т.А. Формирование математических представлений // Методическое пособие – Волгоград, 2009.- С.223 -
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата- М.,2001 -
Маркова, Л. С. Построения коррекционной среды для дошкольников с ДЦП // Методическое пособие-Москва,2005.-С.146 -
Мамайчук, И.П. Психокоррекционные технологии для детей в развитии. // Учебное пособие-СПб., 2003.-С.384 -
Мамаева, А.В. Проявление коммуникативных нарушений с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием // Методические рекомендации – Красноярск, 2010. – С.104 -
Мещерякова Н.П., Зубович Е.В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников // Методическое пособие – Волгоград,2010. – С141 -
Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях // Методические рекомендации – Волгоград, 2009. – С.156 -
Примерная общеобразовательная программа От рождения до школы/ под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой. – М.; Мозаика-Синтез, 2014. – 352с. -
Специальная педагогика / Под редакцией Н.М.Назаровой. –М., 2000 -
Симонова Н. В. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста (1,2,3 годы обучения). // Проект программы Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР – Москва. С.-75 -
Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП.// Учебно-методическое пособие – СПб. Издательский центр «Детство ПРЕСС» 2003.-С.153 -
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. .Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Программно-методические рекомендации.- М., 2009 -
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М., 1998 -
Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.-М., 2003 -
Худенко, Е.Д. ,Останина Е. В. Практическое пособие по развитию речи // Методическое пособие- Москва, 2000.- С.89 -
Шевченко, С. Г. ,Тригер Р. Д., Капустина Г. М. Подготовка к школе детей с ЗПР. // Методическое пособие- Москва, 2005.-С.123 -
Шипицина Л.М, Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. – М.., 2004