Файл: Образовательная программа для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата (от 4 до 7 лет) Воспитатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3.2. Взаимодействие учителя-дефектолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС.

С руководителем МАДОУ


  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.

  2. Уточняет запрос на коррекционное сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.

  3. Предоставляет отчетную документацию.

  4. Проводит индивидуальное дефектологическое консультирование (по запросу).

  5. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных особенностей детей.

  6. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.

  7. Обеспечивает безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Старшим воспитателем

1.Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.

2.Составляет индивидуальные образовательные маршруты по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей.

3.Участвует в разработках методических и информационных материалов по коррекционно-педагогическим вопросам.

4.Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.

5.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

6.Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).

7.Проводит сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.

8.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
С воспитателями

1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)


4.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

5.Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

6.Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

7.Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

8.Участвует во внедрении здоровьесберегающие технологий.

9.Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем

  1. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания на праздниках.

  2. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений.

  3. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

  4. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.

  5. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

  6. Обеспечивает безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

С инструктором по физической культуре

1.Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» ивлияния образа жизни на состояние здоровья.

2.Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.

3.Способствует развитию моторных и основных движений.

4.Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

5.Способствует внедрению в работу здоровьесберегающие технологий.

6.Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).

7.Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
      1. С учителем-логопедом


  1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.

  2. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

  3. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.

  4. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

  5. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.

  6. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.




      1. С психологом


  1. Изучает психолого-медико-педагогические особенности детей.

  2. Способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде.

  3. Обеспечивает психологическую безопасность ребенка.

  4. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния oбщей, мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

  5. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.

  6. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

  7. Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).

  8. Оказывает психологическую помощь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ.



    1. . Недельная циклограмма работы учителя – дефектолога.

День недели

Время работы

Этапы работы

понедельник

8.00-9.00

9.00-10.00

10.10-11.00

11.00-12.00

Встречи с родителями, консультации беседа.

Подгрупповая НОД

Индивидуальная образовательная деятельность

Работа с документацией

вторник

8.00-9.00

9.00-10.00

10.10-11.00

11.00-12.00

Встречи с родителями, консультации беседа.

Подгрупповая НОД

Индивидуальная образовательная деятельность

Работа в ПМПк

среда

12.00-15.00

15.00-16.00


Корректировка тематических планов, изготовление пособий к НОД, консультирование воспитателей группы.

Индивидуальная образовательная деятельность

четверг

8.00-9.00

9.00-10.00

10.10-11.00

11.00-12.00

Встречи с родителями, консультации беседа.

Подгрупповая НОД

Индивидуальная образовательная деятельность

Работа со специалистами

пятница

8.00-9.00

9.00-11.00

11.00-12.00

Встречи с родителями, консультации беседа.

Индивидуальная образовательная деятельность

Работа с домашними тетрадями детей.


3.4. Перечень программ и пособий

  1. Борякова, Н.Ю., Касицына, М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду // Методическое пособие- Москва, 2004.- С.89

  1. Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду // Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работе с детьми с множественными нарушениями в развитии – Санкт Петербург, 2010. – С.156

  2. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд, переб. и дополн. – Спб.: Питер, 2007. – 208 с.

  3. Гомзяк, О.С., Говорим правильно в 5-7 лет // Учебно- методический комплект – Москва, 2009.- С.118

  4. Казинцева, Е.А., Померанцева, Т.А. Формирование математических представлений // Методическое пособие – Волгоград, 2009.- С.223

  5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата- М.,2001

  6. Маркова, Л. С. Построения коррекционной среды для дошкольников с ДЦП // Методическое пособие-Москва,2005.-С.146

  7. Мамайчук, И.П. Психокоррекционные технологии для детей в развитии. // Учебное пособие-СПб., 2003.-С.384

  8. Мамаева, А.В. Проявление коммуникативных нарушений с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием // Методические рекомендации – Красноярск, 2010. – С.104

  9. Мещерякова Н.П., Зубович Е.В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников // Методическое пособие – Волгоград,2010. – С141

  10. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях // Методические рекомендации – Волгоград, 2009. – С.156

  11. Примерная общеобразовательная программа От рождения до школы/ под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой. – М.; Мозаика-Синтез, 2014. – 352с.

  12. Специальная педагогика / Под редакцией Н.М.Назаровой. –М., 2000

  13. Симонова Н. В. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста (1,2,3 годы обучения). // Проект программы Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР – Москва. С.-75

  14. Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП.// Учебно-методическое пособие – СПб. Издательский центр «Детство ПРЕСС» 2003.-С.153

  15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. .Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Программно-методические рекомендации.- М., 2009

  16. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М., 1998

  17. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.-М., 2003

  18. Худенко, Е.Д. ,Останина Е. В. Практическое пособие по развитию речи // Методическое пособие- Москва, 2000.- С.89

  19. Шевченко, С. Г. ,Тригер Р. Д., Капустина Г. М. Подготовка к школе детей с ЗПР. // Методическое пособие- Москва, 2005.-С.123

  20. Шипицина Л.М, Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. – М.., 2004