Файл: Образовательная программа для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата (от 4 до 7 лет) Воспитатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Методы мониторинга: наблюдения за ребенком; беседы с родителями; сбор анамнеза из медицинских карт ребенка; дидактические игры, диагностические и тестовые задания;




  1. Диагностический инструментарий:

  • диагностические задания (дидактические игры)

  • диагностические карты для заполнения показателей (ИОМ)




  1. Используемые источники:

  1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2010

  2. Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.- М., 2003




  1. Система оценки:

1 балл - ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

2 балла - ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3 балла - ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4 балла - ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5 баллов - ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Данная система мониторинга позволяет определить актуальный уровень развития каждого ребёнка с ОВЗ, а так же определить трудности реализации программного содержания.

Технология организации дефектологического обследования.

1. Ориентировочный этап.

Задачи:

  • сбор анамнестических данных;

  • выяснение запроса родителей;

  • выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка;


Виды деятельности:

  • изучение медицинской и педагогической документации;

  • изучение интересов и предпочтений ребенка;

  • беседа с родителями.

2. Диагностический этап.

Диагностический этап представляет собой процедуру обследования ребенка.

Задачи психолого-педагогической диагностики:

  • раннее выявление отклонений в развитии;

  • выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у ребенка, определение степени тяжести этого нарушения;

  • выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка (личностных и интеллектуальных);

  • определение условий воспитания ребенка;

  • обоснование педагогического прогноза;

  • разработка программы и планов индивидуальной работы с детьми;

  • организация коррекционной работы с родителями и детьми.



3. Аналитический этап.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение карт по результатам психолого-педагогического обследования детей.

4. Прогностический этап.

Задачи:

  1. Определить прогноз дальнейшего развития ребенка.

  2. Выяснить основные направления коррекционной работы.

  3. Индивидуальное образовательно-коррекционное сопровождение воспитанника.



2.6. Организация работы с семьей.
Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребёнка с задержкой развития, имеет целью:

- оказать квалифицированную поддержку родителям;

- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Цель взаимодействия

Формы взаимодействия

Информационно-аналитический и диагностический этап

Цель: Создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; для разработки стратегии развития учреждения.


  • Сбор информации:

о ребенке:

  • состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика

  • протекание адаптации к дошкольному образовательному учреждению (адаптационный лист)

  • индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения)

о семье:

  • состав семьи

  • материально-бытовые условия

  • психологический микроклимат, стиль воспитания

  • семейные традиции, увлечения членов семьи

  • заказ на образовательные и оздоровительные услуги

  • позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту

Анализ информации.

Организационно-методический этап


Цель: Создание сообщества единомышленников-родителей, сотрудников детского сада в вопросах воспитания детей с нарушением интеллекта и социальной адаптации их в обществе.

Повышение педагогической культуры родителей.



  • Просветительская деятельность:

-наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки, рекламные

листы),

- консультации,

- индивидуальные беседы;

- родительские собрания.

  • Вовлечение родителей в педагогический процесс:

- подготовка к культурно-массовым мероприятиям;

- совместное планирование;

- организация досуговой деятельности;

- совместная деятельность с детьми (занятия, игры, экскурсии, конкурсы,

- оформление групп к праздникам, благоустройство территории ДОУ

-участие родителей в работе Совета ОУ;


Контрольно-оценочный этап

Цель: Организация и проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада в вопросах охраны здоровья и личностного развития детей. Привлечение родителей к участию в контрольно-оценочной деятельности.


  • Родительские собрания

  • Совместные праздники

  • Анкетирование

  • Работа родительского комитета








Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям


Образовательная область «Физическое развитие »

  • Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на сохранение психического здоровье ребенка.

  • Информировать родителей о факторах, влияющих на психическое здоровье ребенка. Помогать родителям сохранять и укреплять психическое здоровье ребенка.

  • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.


Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.

  • Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

  • Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.

  • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

  • Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.


Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

  • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

  • Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).

  • Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.


Образовательная область «Речевое развитие»

  • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

  • Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.

  • Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Образовательная область «Художественно - эстетическая»

  • Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

  • Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

3. Организационный раздел
3.1. Оформление предметно-пространственной среды кабинета.

Вид помещения. Функциональное использование

Оснащение

Кабинет учителя-дефектолога

  • Индивидуальное консультирование родителей и педагогов

  • Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекция)

  • Реализация организационно-планирующей функции

  • Рабочая зона

  • Библиотека специальной литературы и практических пособий

  • Материалы консультаций, семинаров, школы педагогического мастерства




  • Зона коррекции

  • Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы

  • Конструкторы различных видов

  • Головоломки, мозаики, настольно-печатные игры

  • Развивающие игры

  • Раздаточные и демонстративные материалы





Кабинет соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников