Файл: Тема Казахстан в контексте политики России административное реформирование (последняя четверть xviii начало ххвв.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 570

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 8. Казахстан в контексте политики России: административное реформирование (последняя четверть XVIII -начало ХХвв.)

1.Реформа оренбургского генерал-губернатора О. Игельстрома: проект введения главного старшины и ликвидация ханской власти в Младшем жузе. Создание пограничного суда и расправ. Коммуникативная роль «татар» в процессе реформирования Степи.

Реформа Игельстрома (1786) — проект управления Младшим жузом, представленный Оренбургским губернатором О. А. Игельстромом. В соответствии с реформой 1775 года («Учреждение о губерниях») О. А. Игельстром предложил проект, предусматривающий ликвидацию ханского правления в Младшем жузе с целью управления степными землями на общеимперской основе. После одобрения императрицы Екатериной II он получил название «Реформа Игельстрома». Согласно проекту основная власть должна быть передана Пограничному суду, состоявшему из представителей царской администрацией, вместо пограничной комиссии. Суду подчинялись административные органы — «расправы», в которые должны были войти родовые старшины. При создании «расправ» многие авторитетные старшины отказались войти в их состав, поэтому Игельстром предложил новую должность «главный старшина». Султаны оказали сопротивление вмешательству «расправ» в дела управления Младшим жузом. Влиятельные султаны Младшего жуза, хан Среднего жуза Уали и потомки Абылая стояли за восстановление в Младшем жузе ханской власти. Меры царского правительства по ликвидации ханской власти в Младшем жузе оказались безрезультатными, так как не сложились предпосылки для ликвидации традиционной формы правления. Царское правительство, напуганное Французской революцией 1789 года и опасаясь, что недовольство реформой может пошатнуть основы монархического правления, отказалось от осуществления реформы Игельстрома.

2.Ликвидация ханской власти. Институт султаната в Степи (20-60-е годы XIXв.).

Причины и предпосылки отмены ханской власти в Казахстане.К 20-м годам XIX столетия российское правительство пришло к выводу, что настало время для отмены ханской власти в Казахстане. На это были веские основания и были созданы некоторые предпосылки.
 Во-первых, сохранение ханской власти мешало правительству Российской империи начать широкомасштабную хозяйственную колонизацию края и присоединение южных и юго-восточных районов Казахстана к России. Во-вторых, казахские ханы дискредитировали себя в глазах большей части степного населения. Назначаемых царем правителей народ воспринимал как чиновников Российской империи. В-третьих, в начале XIX века участились случаи активного выступления части чингизидов против царской администрации. И, наконец, после окончания войны с Францией Россия обладала достаточными военными и людскими ресурсами для окончательной ликвидации формального проявления независимости казахов – института ханской власти

3. Внедрение временных положений об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях(1867 г.) и управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств (1868г.). Изменения в судебной системе и налогообложении. Положение об управлении Туркестанским краем (1886г.). Административное устройство. Положение об управлении Степными областями (1891г.). Изменения в поземельном устройстве кочевого и оседлого населения. Последняя реформа Российской империи в Степном генерал-губернаторстве: введение института крестьянских начальников (1902 г.).

Подготовка реформы 1867–1868 гг.Реформы в Казахстане по времени совпали с отменой крепостного права и проведением буржуазных реформ в России. Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX века была образована комиссия во главе со статс-секретарем И. Бутковым. Комиссия предложила разделить всю казахскую Степь на две области: Западную с центром в Тургайском крае и Восточную с центром в Каркаралинске или Сергиополе, но эти предложения не были приняты. Подготовка проекта реформ по изменению управления Казахским краем в 1865 году была возложена на Степную комиссию, которую возглавил член Совета Министерства внутренних дел Ф. Гирс. В соответствии с указом императора Александра II от 5 июня 1865 года были составлены вопросники по изучению казахской страны. При подготовке реформы не были приняты во внимание интересы народа. Степная комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с узкой группой феодалов и собрала только их данные. Ш. Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления.

11 июля 1867 года император Александр II утвердил 

«Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях», или «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западносибирского генерал-губернаторств».

Содержание реформы. Управление Казахстаном по реформам 1867–1868 годов представляло собой пятизвенную систему: генерал-губернаторство – область – уезд – волость – аул.

Территория Казахстана вошла в состав трех генерал-губернаторств: Туркестанского, Оренбургского и Западно-Сибирского. Вся военная и гражданская власть в генерал-губернаторствах находилась в руках генерал-губернатора. Каждое генерал-губернаторство делилось на области. В состав Оренбургского генерал-губернаторства входили Уральская и Тургайская области, в Туркестанское – Сырдарьинская и Семиреченская, в Западносибирское – Акмолинская и Семипалатинская. Территория бывшей Букеевской (Внутренней Орды) в 1872 году отошла к Астраханской области, Мангыстау (Мангышлакское приставство) в 1870 году отошел под управление Казахского военного округа (позднее вошел в Закаспийскую область). Одной из главных задач реформ 1867–1868 годов стало сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право вести дипломатические переговоры с такими странами, как Китай и Иран. Вo главе областей стояли военные губернаторы, одновременно являвшиеся наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные правления, делившиеся на 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над их деятельностью осуществлял вице-губернатор, являвшийся председателем правления и имевший при себе специальных советников. Области делились на уезды. Во главе уезда стоял уездный начальник, которого назначал генерал-губернатор. Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части, учреждения и укрепления уезда. Один из двух помощников (младший по должности) уездного начальника был представителем местной правящей верхушки. Уезды делились на волости во главе с волостным управителем. Волости делились на административные аулы, состоявшие из 100–120 кибиток. Волостные и аульные управители были опорой царского правительства в Казахстане. Классовая сущность реформы заключалась в освобождении от налогов султанов-чингизидов и обеспечение их пожизненной пенсией. В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов. Они избирались на сходах выборщиков и утверждались областными военными губернаторами. Аксакалам, как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать. По реформам 1867–1868 годов были учреждены новые судебные органы, действовавшие на основании общеимперских законов: военно-судебные комиссии и уездные суды. В Сырдарьинской области сохранился суд казиев. В каждой волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4-х до 8-и биев. Суды биев и казиев по реформам 1867–1868 годов были низшим звеном судебной системы. Все земли Казахстана по реформам 1867–1868 годов были объявлены собственностью Российской империи. По императорскому указу государственной собственностью Российской империи становились и воды Каспийского моря. Со скотоводов Казахстана устанавливался покибиточный сбор: со скотоводов Туркестанского генерал-губернаторства – 2 руб.75 копеек в год, со скотоводов Оренбургского и Западносибирского – 3 рубля в год. Для оседлого населения Сырдарьинской области сохранялись ранее установленные Кокандским ханством подати – харадж и танапный сбор. Перепись казахских кибиток проводилась каждые три года.


Значение реформ. Реформами 1867–1868 годов были созданы социально-экономические предпосылки для освоения богатств края. В хозяйственную и социальную жизнь проникали капиталистические отношения, ослабляя ряд регрессивных черт существовавших общественных отношений. Усилилось социальное расслоение аулов, что выразилось в формировании жатачества. Обедневшие казахи (жатаки) уходили на заработки не только в прилинейные поселки и города, но и на первые промышленные предприятия.

4. Образование Букеевского ханства (Внутренней орды): особенности системы управления, территории.

Хозяйственный упадок, углубление земельной тесноты привело к образованию в 1801 г. так называемый Букеевской или Внутренней Орды по географическому расположению, так как она образовалась между низовьями рр. Урала и Волги. До конца XVIII в. эта территория именовалась Астраханской степью. Здесь не было постоянных поселений кочевников, по сезонам ее занимали кундровские и астраханские татары (ногайцы), калмыки и казахи, Отдельные казачьи поселения и крестьянские дворы располагались вдоль р. Урал и по берегам моря. С конца XVIII в. характер, масштаб и мотивы перехода казахов на междуречье изменились. Если раньше на зиму перегонялись табуны лошадей султанских хозяйств, то после подавления восстания Сырыма Датулы процесс переселения стал массовым и трудно регулируемым. Правительство в таких условиях сочло необходимым пойти навстречу желанием кочевых казахских аулов. Уступая территорию, которая почти пустовала после бегства калмыков в 1771 г. в Джунгарию, правительство рассчитывало разрядить напряженность социальной борьбы в Младшем жузе, принимавшую антиколониальный характер. Такое переселение отвечало колониальным интересам царизма: оно раздробляло силы Младшего жуза, превращало часть казахов в подданных империи, наподобие калмыков и башкир, сулило усиление поборов с казахов, развитие торговых отношений.

Один из современников событий указывал, что султан Букей решился перейти на внутреннюю сторону «вследствие разных дружеских советов и внушений со стороны царских чиновников». Об этом писал также и его брат Шигай: «покойный брат мой Букей Нуралиев прошлого 1801 ... приглашен был Астраханским временным губернатором Кноррингом через присылаемого Астраханского кордона начальника Попова перейти на внутреннюю сторону р. Урал во всегдашнее подданство России. Хан Букей перешел со мною и другими султанами-братьями нашими и подвластными казахами с десятью тысячами кибиток, со всем скотом и имуществом».


Политически эта орда как особое владение была оформлена только в 1812 г. В этом году одновременно в Младшем жузе был назначен ханом султан Ширгазыц а во Внутренней орде - султан Букей. Вскоре после разграничения своего владения хан Букей умер (1815 г.). До совершеннолетия его старшего управление ордой осуществлял султан Шигай. Жангир воспитывался в Астрахани, в доме губернатора. 24 июля 1824 г. в г. Уральске в присутствии высших чинов пограничного управления Оренбурга Жангир был провозглашен ханом.

Период ханствования Жангира был относительно продолжительным и конструктивным в плане осуществления преобразований в жизни общества и в то же время насыщенным различными событиями. Впервые в истории казахских ханств осуществил переход земель в частную собственость кочевников, переходящих в оседлость. При нем возрождается институт тарханства Эти меры способствовали разложению кочевой общины казахов. По мере укрепления своей власти Жангир реформировал старую систему налогов, прежде взимался "зякет", затем "сотым" и, наконец, "жасауыл акы"- налог для содержания слуг.

Хан при себе создал аппарат управления, состоявший из ряда функциональных подразделений: канцелярия, депутатская группа, coвет 12 биев, институт есаулов, группа базарных султанов, ханские вестовые из 14 человек, в Букеевской орде была учреждена должность ахуна - главного духовного лица ханства

5. Земельный вопрос. Строительство пограничных линий, изъятие земель. Военно-казачья колонизация: Уральское, Оренбургское, Сибирское казачьи войска.Казачье сословие и его статус.

Русское казачество на территории Казахстана складывалось в течение нескольких веков и состояло из нескольких территориальных групп. Группы представляли собой отдельные казачьи войска и отличались по ряду организационных, хозяйственных и бытовых особенностей. Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское казачьи войска были одной из основ политического, военного, хозяйственно-экономического и социокультурного присутствия России в Средней Азии вообще и в Казахстане, в частности. Уральские, оренбургские, сибирские и семиреченские казаки непосредственно соприкасались с местным казахским населением, входили с ними в сложную систему отношений. Эти отношения были порой мирными и взаимовыгодными, сопровождавшимися торговлей, обменом, заимствованием технологий, культурных и хозяйственных навыков, а порой - натянутыми и враждебными, сопровождавшимися борьбой за земельные ресурсы, военными столкновениями, грабежами.