ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 371
Скачиваний: 1
Каждая из подсистем универсальной системы показателей деятельности имеет свою направленность. В основе личной системы сбалансированных показателей лежат самоуправление, саморазвитие и самообучение. Эта система включает в себя личное видение, миссию, ключевые роли, ключевые факторы успеха, личные показатели результативности, целевые значения и действия по самосовершенствованию. В основе организационной системы сбалансированных показателей лежит развитие внутренних и внешних процессов, ориентированных на усиление финансовых позиций и укрепление контактов с потребителями. Система включает организационную миссию, видение и базовые ценности, организационные ключевые факторы успеха, показатели результативности и целевые значения, цели организации и действия по организационному совершенствованию. Обе системы сбалансированных показателей ориентированы на четыре вида перспектив: потребители, финансы, внутренние процессы и знание и обучение (рис. 2.)13.
Личная система
сбалансированных показателей
Организационная система
сбалансированных показателей
Рис.2. Элементы личной и организационной систем сбалансированных показателей
Использование универсальной системы показателей деятельности базируется на следующих принципах:
- направление на удовлетворение потребителя;
- увлекающая и приносящая удовольствие работа;
- ориентация на бизнес-процессы;
- согласование цели личности и организации;
- этика и поведение, основанное на фактах;
- внимание к долгосрочному совершенствованию, развитию и обучению.
Использование универсальной системы показателей деятельности может усиливаться выделением ключевых показателей эффективности (key performance indicators).
Результаты внедрения современных систем в существенной степени зависят от реализации HR-функций, отражающих взаимосвязь задач, решаемых на различных уровнях управления персоналом, со стратегией и миссией организации. Информация о сложившемся уровне сбалансированных показателей и необходимости их корректировки в соответствии с ключевыми показателями эффективности формирует базу для принятия управленческих решений и позволяет:
- использовать алгоритмы достижения целей и количественное их восприятие;
- добиваться согласованности управленческих решений на различных уровнях управления;
- вести мониторинг результатов, позволяющий оценивать степень достижения целей;
- использовать показатели системы как индикаторы проблем, позволяющие выявить ситуации, требующие управленческого вмешательства;
- проверять соответствие между поставленными целями и намеченными планами, проводя, при необходимости, соответствующую корректировку;
- распределять ответственность между исполнителями в соответствии с необходимостью достижения ключевых показателей эффективности;
- определять роль подразделений организации в выполнении намеченных показателей и достижении ее целей;
- связывать мотивацию персонала с вкладом сотрудников в достижение намеченных результатов;
- повышать объективность оценки деятельности персонала путем формализации и количественной оценки полученных результатов.
- снижать уровень субъективизма при оценке результатов деятельности.
Применение системы ключевых показателей эффективности улучшает результаты деятельности организации, в частности, повышает действенность применяемой системы вознаграждение персонала путем влияния на переменную его часть, формирующуюся в зависимости от выполнения запланированных показателей, системы оценки персонала и нематериальных форм воздействия.
Таким образом, разработка ключевых показателей эффективности основывается на использовании вертикальной модели их обоснования и контроля, экспертного выявления значимости каждого из них в соответствии с намеченными приоритетами. Ее цель – оказывать положительное воздействие на развитие организации в выбранном направлении, предупреждать о возможных проблемах и способствовать оптимальному их решению, снижать вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
Типичной ошибкой компаний, занимающихся внедрением ССП, является остановка проекта после разработки системы14. Сами по себе стратегические карты и ключевые показатели результативности не заработают, т.к. ССП - это не автономная система управления в организации. Она имеет самые тесные взаимосвязи с основными подсистемами управления (планово-бюджетной, контроллинга и принятия решений, мотивирования), поэтому после разработки ССП необходимо «встроить» ее в систему управления компанией.
При разработке ССП необходимо учесть следующее:
- во-первых, ССП не является еще одной учетной системой в компании и ни в коей мере не подменяет планово-бюджетную систему;
- во-вторых, при определении ключевых показателей результативности необходимо максимально использовать показатели, уже существующие в планово-бюджетной системе и системе контроллинга.
Ключевые показатели результативности должны удовлетворять следующим требованиям для того, чтобы ССП работала:
- доступность (получение информации для их расчета не должно вызывать затруднений);
- достоверность (показатели не должны рассчитываться теми же сотрудником, чью деятельность характеризуют);
- своевременность (время поступления информации должно соответствовать временному периоду ее использования);
- обоснованность (используемые показатели оказывают существенное влияние на решение стратегических задач организации);
- непротиворечивость (логика построения и взаимовлияния показателей основывается на их сбалансированности).
Положительные результаты от использования ССП в существенной мере будут зависеть от того, в какой степени она интегрирована с действующей системой управления.
1 В ряде случаев приемы называют методами обработки исходных данных и нахождения отдельных зависимостей (группировка, динамические ряды, цепные подстановки, корреляция и т.д.).
2 Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1999. С. 1134.
3 См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.М., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра - М, 2000. С. 416.
4 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. С. 571.
5 Там же.
6 Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. С. 29.
7 На этом этапе анализируется порядок определения среднесписочной численности работников с точки зрения его соответствия Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального, государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 7 декабря 1998 г. № 121.
8 Среднегодовая среднемесячная заработная плата определяется делением годового (месячного) фонда заработной платы, включающего кроме дневного фонда доплаты, установленные законом за не полностью отработанные дни (оплата учебных и очередных отпусков, за выполнение государственных и общественных обязанностей, оплата проездных документов и т.д.), на среднесписочную численность работников.
9 Среднедневная заработная плата определяется делением дневного фонда, включающего кроме часового доплаты, установленные законом за не полностью отработанные часы (за сокращенный день подросткам, за перерывы в работе кормящим матерям и т.д.), на отработанные человеко-дни.
10 Среднечасовая заработная плата определяется делением фонда часовой заработной платы рабочих, включающего кроме тарифного фонда надбавки, непосредственно связанные с производственной деятельностью (за работу в ночное время, обучение учеников, оплата не освобожденным бригадирам и т.д.), на число отработанных человеко-часов.
11 Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию, издательство «Олимп-Бизнес», 2004; Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления, Москва, 2005; Внедрение сбалансированной системы показателей/ Horvath&Partners; Пер. с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005; Ольве Н.Г., Петри К.Й., Рой Ж., Рой С. Баланс между стратегией и контролем, Изд-во "Питер", 2005.
12 Рамперсад Х.К Универсальная система показателей деятельности. М. Альпина Бизнес Букс, 2005.
13 Рамперсад Х.К Универсальная система показателей деятельности. М. Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 41.
14 Вишняков О., Ламонов Д. ССС для новичков. Сама по себе ССП не заработает. «Консультант», № 7, 2005.