Файл: Цель. Формирование профессиональных компетенций, помогающих выстраивать взаимодействие родителейзаконных представителей и доо в вопросах предшкольной математической подготовки в соответствии с требованиями фгос до. Задание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель. Формирование профессиональных компетенций, помогающих выстраивать взаимодействие родителей/законных представителей и ДОО  в вопросах предшкольной математической подготовки в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задание:  В чем заключается преемственность детского сада и школы в содержании и методах обучения математике? Обоснуйте вашу точку зрения.
Преемственность заключается в установлении взаимосвязи задач, содержания, форм и методов обучения математике детей в школе и учреждении дошкольного образования. С одной стороны необходим учет в учреждении дошкольного образования всех требований школы, а с другой – опора на достигнутый уровень развития элементарных математических представлений и умений детей.

Преемственность в содержании обучения заключается в следующем:

  • в основе обеих программ лежит теория множеств,

  • еще в учреждении дошкольного образования дети овладевают математическим языком, что является опорой для будущего обучения,

  • в дошкольном учреждении у детей формируются представления о некоторых математических понятиях, в 1 классе вводятся отдельные понятия, содержание знаний поднимается на новую ступень, осмысливается с теоретических позиций,

  • в программе 1 класса продолжается изучение материала в рамках того же содержания, что и в дошкольном учреждении: сравнение предметов и множеств предметов, пространственные и временные представления, однозначные числа, двузначные числа до 20. В первом классе представления детей расши­ряются, умения совершенствуются.

Однако, в содержании программ имеет место факт нарушения преемственности.

Так, например, полученные детьми в старшем дошкольном возрасте представления о некоторых плоских (ромб, трапеция) и объемных фигурах даже не повторяются, нет продолжения решения такой сложной программной задачи, как трансформация 3-хмерного пространства в 2-хмерное.

Преемственность детского сада и школы проявляется также и в методах обучения.

  • По-прежнему основное место занимают практические методы, ведущим из которых является игра.

  • Первоклассникам дается больше самостоятельности при выполнении упражнений, все чаще используются продуктивные методы.

  • В качестве наглядного материала педагог уже использует не игрушки, не картинки, а более абстрактную наглядность (счетные палочки, фигуры).

  • Больше требований предъявляется к словесным методам, детей учат рассуждать. В первом классе, как и в дошкольном возрасте, детей учат рассуждать по индукции (у синего квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, и у красного квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, значит у всех квадратов 4 равных угла и 4 равных стороны).

  • Методы дедукции также используются в элементарной форме для доказательства некоторых умозаключений, необходимо детям чаще задавать вопросы: почему? Как ты узнал? Объясни?


Использование этих методов позволяет развивать мышление детей и обеспечивает преемственность между математической подготовкой детей в детском саду и 1 классе.

Преемственность детского сада и школы существует также и в формах обучения:

В 1-м классе уроки по математике проводятся в игровой форме по 35 минут 4 раза в неделю, домашних заданий нет. Чтобы обеспечить преемственность в формах обучения, воспитателю рекомендуют провести в старшей группе несколько занятий, аналогичных школьным урокам (длительность до 30-35 минут, когда дети сидят за столами по 2, учатся поднимать руку, если желают ответить, учатся удерживать внимание, выполняя задание воспитателя).

На занятиях по формированию элементарных математических представлений в старших группах начинают формироваться навыки учебной деятельности, что дает возможность ребенку безболезненно при­выкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в новых условиях.

Обеспечение высокого уровня математического развития де­тей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка к школьному обучению существенно влияют на качество ус­воения математического материала в школе. Необходимо уделять серьезное внимание правильной организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, особенно в старшем дошколь­ном возрасте. Самое главное здесь не объем полученных знаний, а сформированное умение и желание получать знания, использо­вать их в новых ситуациях.
Сотрудничество учреждения дошкольного образования и семьи.
Добиться эффективного результата в развитии ребенка можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих вос­питанников с задачами, содержанием, методами, приемами образования сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно при­влекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.

Учреждение дошкольного образования осуществляет психолого-педагогическое просве­щение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка.
Формы совместной работы 

учреждения дошкольного образования и семьи по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей:

  • доклады и сообщения на родительских собраниях и конфе­ренциях;

  • выставки наглядных пособий с описанием их использова­ния;

  • выставки детских работ и фотографий;

  • открытые занятия по образовательной области «Элементарные математические представления»;

  • групповые и индивидуальные консультации, практикумы, беседы;

  • информационные стенды, папки-раскладушки, уголки для родителей;

  • и др.

Содержание информационных стендов для родителей:

  • возрастные особенности детей;

  • какие представления и умения формируются у ребенка в образовательной области «Элементарные математические представления»;

  • чему ребенок учится сейчас на занятиях по образовательной области «Элементарные математические представления»;

  • основные методы и приемы формирования элементарных математических представлений де­тей данного возраста;

  • от каких математических ошибок надо уберечь ребенка и как;

  • возможности применения имеющихся элементарных математических представлений и умений в быту;

  • использование математических игр в семейном кругу;

  • список рекомендуемой литературы по формированию элементарных математических представлений и умений детей;

  • и др.

С семьями проводится как общая, так и индивидуальная ра­бота. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.

Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей — беседы. Их можно проводить, когда родители приво­дят и забирают детей из учреждения дошкольного образования, а также во время посещения семьи ребенка воспитателем. Эта форма работы требует от педагога большого умения, такта, компетентности. Чтобы вызвать у роди­телей доверие и желание прислушаться к советам и предложени­ям воспитателя, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргу­ментированными, доказательными, а лучше наглядными. Мож­но показать индивидуальную тетрадь по математике, изделие ребенка, выполнен­ную им работу и т. п.


В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов се­мьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семей­ном воспитании, в частности по математическому развитию де­тей. Ненавязчиво воспитатель дает свои рекомендации, как эф­фективнее формировать у ребенка представления о количестве, величине, форме, пространстве, времени, развивать математиче­ское мышление. Следует обсудить с родителями индивидуальные особенности ребенка и как нужно их учитывать при математиче­ском развитии вне детского сада.

Большое значение имеет посещение членами семьи занятий, их наблюдение за детьми в разные режимные моменты. На заня­тиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными мето­дическими приемами формирования математических представ­лений у детей. После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребен­ком дома.

Повышению педагогической культуры родителей способст­вуют родительские собрания, конференции, специальные семинары, на которых выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-ни­будь актуальную проблему. Например, по теме «Подготовка де­тей к школе» воспитатель и родители могут подготовить сообще­ния по вопросам: «Какие математические умения можно форми­ровать у детей во время прогулок» или «Как в игре ребенок может научиться считать». К конференции хорошо приурочить выставку детских работ, специальной литературы, пособий и др.