Файл: открытый социальноэкономический колледж Программа производственной практики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация профессионального образования
«ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Программа производственной практики
профессионального модуля «Обучение и организация различных видов
деятельности и общения детей с ограниченными возможностями
здоровья» ПМ.03
Специальность
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Квалификация
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и
сохранным развитием
Форма обучения
заочная
Виды контроля в семестрах:
Дифференцированный зачет (6, 7, 8)
Тула, 2018
Программа практики разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование
Программу составил(а):
Преподаватель предметной (цикловой) комиссии по экономике, юриспруденции и туризму, к.психол.н., доцент Федоренко Ю.В.
Составлена на основании учебного плана 44.02.04 Специальное дошкольное образование, одобренного на заседании Педагогического совета
29.06.2018 г., протокол №1.
Рабочая программа одобрена Предметной (цикловой) комиссией по экономике, юриспруденции и туризму
Протокол от 28.06.2018 г., протокол №1.
Срок действия программы: 2018-2019 учебный год
Председатель П(Ц)К к.ю.н., доцент Наумов В.В
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы практики
2. Результаты освоения практики
3. Структура и содержание практики
4. Условия реализации программы практики
5. Контроль и оценка результатов освоения программы практики
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ). Она представляет собой вид производственной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью по специальности
44.02.04
Специальное дошкольное образование
(углубленная подготовка, квалификация воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и сохранным развитием).
1.2. Место производственной практики в структуре основной
профессиональной образовательной программы
Рабочая программа производственной практики по профессиональному модулю ПМ.03 является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) обеспечивающей реализацию ФГОС
СПО по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием».
1.3. Цели и задачи производственной практики
Целью производственной практики является, практическая подготовка обучающихся, закрепление полученных теоретических знаний и приобретение первоначального практического опыта в рамках профессионального модуля ПМ.03 по основному виду профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по данной специальности.
Задачами практики являются:
- планирование различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня;
- организация различных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста;
- организация посильного труда дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и самообслуживание.
- организация общения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация продуктивной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (рисование, лепка, аппликация,
конструирование);
- организация и проведение праздников и развлечений для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
- анализ процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
Результатом освоения рабочей программы производственной практики является сформированность у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в соответствии с ФГОС
СПО и ППССЗ по данной специальности:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 3.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня.
ПК 3.2. Организовывать игровую и продуктивную деятельность
(рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
- организация и проведение праздников и развлечений для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
- анализ процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
Результатом освоения рабочей программы производственной практики является сформированность у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в соответствии с ФГОС
СПО и ППССЗ по данной специальности:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 3.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня.
ПК 3.2. Организовывать игровую и продуктивную деятельность
(рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
ПК 3.3. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
ПК 3.6. Проводить занятия.
ПК 3.7. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
ПК 3.8. Анализировать проведенные занятия.
ПК 3.9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования.
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен:
Знать:
теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья;
сущность и своеобразие игровой, трудовой, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и общения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
содержание и способы организации игровой трудовой, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и общения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;
основы организации бесконфликтного общения детей с ограниченными возможностями здоровья и способы разрешения конфликтов;
теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников с отклонениями в развитии;
способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей с отклонениями в развитии;
определять цели и задачи обучения, воспитания и развития дошкольников с учетом отклонений в развитии, особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;
использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей с отклонениями в развитии на занятиях;
определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
осуществлять отбор средств диагностики для определения результатов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, интерпретировать результаты диагностики;
анализировать занятия;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий;
особенности психических познавательных процессов и учебно- познавательной деятельности детей с отклонениями в развитии;
особенности содержания дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
теоретические и методические основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;
особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах с учетом психофизического развития детей;
способы коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
требования к составлению психолого-педагогической характеристики на ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
основы организации обучения дошкольников с учетом возрастных особенностей и отклонений в развитии;
педагогические и гигиенические требования к организации занятий, проведению экскурсий и наблюдений, режиму дня детей с ограниченными возможностями здоровья;
виды документации, требования к ее оформлению.
Уметь:
- определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья;
определять педагогические условия для организации общения детей с ограниченными возможностями здоровья;
играть с детьми, стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей с отклонениями в развитии, использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста, отклонений в развитии и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
общаться с детьми с отклонениями в развитии, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста, отклонений в развитии и индивидуальных особенностей детей группы;
оценивать продукты деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья;
организовывать досуг детей с ограниченными возможностями здоровья;
анализировать проведение игры, организацию и руководство посильным трудом дошкольников, доступными детям с ограниченными возможностями здоровья, продуктивными видами деятельности;
анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений для детей с отклонениями в развитии.
Иметь практический опыт:
- планирования и организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня (игровой и продуктивной деятельности
(рисования, лепки, аппликации, конструирования), посильного труда и самообслуживания);
разработки сценариев, организации и проведения праздников и развлечений для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
составления психолого-педагогической характеристики ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
анализа и самоанализа процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья, их обсуждения в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателем;
определения цели и задач, планирования и проведения групповых и индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;
анализа и самоанализа процесса и результатов проведения различных видов занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателем;
разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья;
ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
3.1. Структура производственной практики
Коды
формируемых
компетенций
Наименование
профессионального
модуля и код МДК
Объем
времени,
отводимый
на
практику
(час.)
Продолжитель
ность
практики
(недели)
Семестр
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ПК 3.5.
ПК 3.6.
ПК 3.7.
ПК 3.8.
ПК 3.9.
ПК 5.1.
ПК 5.2.
ПК 5.3
ПК 5.4
ПК 5.5
ПМ.03
Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья
(МДК.03.01; МДК.03.02;
МДК.03.03; МДК.03.04;
МДК.03.05)
216 6
6-8
3.2. Содержание производственной практики
6 семестр
Раздел (этап)
производственной
практики
Виды работ
Код
професс.
модуля
Количество
часов
Вводное занятие.
Ознакомление студентов с программой практики, распределение на базы практики
- Установочная конференция по практике
- Заполнение информационной части дневника производственной практики
ПМ.03 4
Погружение в образовательную среду ДОО и адаптация к профессионально- педагогическому взаимодействию с детьми с
ОВЗ, педагогами, администрацией ДОО
- Ознакомительная лекция на базе практики
- Инструктаж
- Заполнение плана производственной практики в дневнике-отчете
- Заполнение в дневнике отчете структуры
ПМ.03 12
образовательной организации
Создание развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
- Участие в создании функциональных модулей развивающей предметно- пространственной среды групп компенсирующей и комбинированной направленности.
- Экспертиза любого оборудования функционального модуля
«Игровая».
ПМ.03 18
Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ
(с ЗПР или речевой патологией)
- Самостоятельная организация и проведение игровой деятельности: сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских игр, в разных возрастных группах в первой половине дня (по подгруппам).
- Самостоятельная организация и проведение игровой деятельности: сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских игр, в разных возрастных группах во второй половине дня (по подгруппам).
- Разработка планов- конспектов по организации проведения игровой деятельности (сюжетно- ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) в разных возрастных группах.
ПМ.03 20
Анализ условий ДОО для организации трудовой деятельности детей с ОВЗ (с
ЗПР или речевой патологией)
- Анализ уголков для организации хозяйственно- бытового труда (наличие и перечень необходимого оборудования).
- Анализ уголков для организации ручного труда.
- Наблюдение и анализ организации разных видов труда детей дошкольного возраста.
ПМ.03 20
Создание развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
- Участие в создании функциональных модулей развивающей предметно- пространственной среды групп компенсирующей и комбинированной направленности.
- Экспертиза любого оборудования функционального модуля
«Игровая».
ПМ.03 18
Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ
(с ЗПР или речевой патологией)
- Самостоятельная организация и проведение игровой деятельности: сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских игр, в разных возрастных группах в первой половине дня (по подгруппам).
- Самостоятельная организация и проведение игровой деятельности: сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских игр, в разных возрастных группах во второй половине дня (по подгруппам).
- Разработка планов- конспектов по организации проведения игровой деятельности (сюжетно- ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) в разных возрастных группах.
ПМ.03 20
Анализ условий ДОО для организации трудовой деятельности детей с ОВЗ (с
ЗПР или речевой патологией)
- Анализ уголков для организации хозяйственно- бытового труда (наличие и перечень необходимого оборудования).
- Анализ уголков для организации ручного труда.
- Наблюдение и анализ организации разных видов труда детей дошкольного возраста.
ПМ.03 20