Файл: Разнообразие животных.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Туровская Марина Владимировна,

учитель начальных классов

Конспект урока

(для класса, в состав которого входят дети с ОВЗ, VII вид)

Окружающий мир

3 класс

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема: «Разнообразие животных»

Цель: знакомство с классификацией животных и их групповыми признаками.

Предметные результаты:

  • классифицировать животных;

  • приводить примеры животных различных групп;

  • определять животных и относить их к определённой группе

Метапредметные результаты:

  • понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

  • оценивать достижения на уроке;

  • пользоваться атласом-определителем;

  • работать с текстом и рисунками учебника – доказывать свои предположения

  • работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять само и взаимопроверку

Личностные результаты:

  • иметь представление о целостности окружающего мира;

  • принимать социальную роль обучающегося.

Оборудование: У учителя — книги «От земли до неба», «Зелёные страницы»; карточки с заданиями, тренажёры, интерактивная презентация, электронное приложение к учебнику CD. У обучающихся — учебник, рабочая тетрадь, таблицы для заполнения, электронное приложение к учебнику CD, атлас-определитель «От земли до неба».

Ход урока

Этап урока


Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

1.Самоопределение к деятельности

Организационный момент.

-Снова прозвенел звонок

Начинается урок. Урок окружающего мира.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Улыбнитесь и настройтесь на продуктивную работу.


Настраиваются на урок.

2.Мотивация познавательной деятельности.


- Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами снова отправимся на воображаемую прогулку в природу.

(Учитель раздаёт ученикам карточки с заданием)

- Нарисуйте при помощи условных знаков правила поведения в природе.

Задание для ребёнка с ОВЗ: выполни рисунок на тему: «Как правильно вести себя в лесу».


Рисуют условные знаки
Выполняет рисунок

2.Актуализация необходимых знаний. Проверка домашнего задания.


Фронтальный опрос:

- Какую роль играют растения в жизни людей?


- Почему многие виды дикорастущих становятся редкими?

Вопрос для ребёнка с ОВЗ: - Назови растения, которые внесёны в Красную книгу.

- Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили о растениях, занесённых в Красную книгу.
- Что делают люди для охраны растений?
- Какие правила поведения в природе вы выполняете. Чтобы не причинить вреда растениям?


-Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. которыми питаются. Только растения образуют на свету сахар, крахмал и другие вещества, которыми питаются люди и животные.
- Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов, вытаптывания многие дикорастущие растения становятся редкими
- Подснежник, ятрышник, водяной орех

Рассказывают о растениях (см. Приложение)
- Их охраняют в заповедниках, ботанических садах.

- В природе мы бережно относимся к растениям, не собираем растения, внесённые в красную книгу.


3. Актуализация необходимых знаний. Самоопределение к деятельности

Игра «Угадай по описанию»:

- Давайте поиграем в игру «Угадай по описанию. Я буду рассказывать вам о каком-либо живом существе. А вы должны будете угадать, о ком идёт речь.

  1. Эти животные любят вываляться в жидкой болотной грязи. Грязь высыхает и покрывает кожу твёрдой но хрупкой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному. Это животное очень быстро бегает и легко переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. По ночам ищет корм, а днём лежит в укромных местах на подстилке из веток, листьев и сухой травы. Кожа у него толстая и покрыта бурой щетиной. Кто это?

  2. (для детей с ОВЗ упрощённый вариант или загадка):

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А сам всех боится.

  1. Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнёздами распугивает мелких птичек. Они думают что это ястреб, и на время улетают. Самка только этого и ждёт. Если птицы узнают её, то уж и достанется самцу от них! Собираются они в стайки и гонят его как можно дальше. Самка же тем временем спокойно подкладывает яйцо. При этом она часто выбрасывает одно из яиц хозяев, чтобы те не заметили подмены. Что это за птица?

  2. Кто-то тёмный с гудением пронёсся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Только листья на берёзах, дубах, ивах и других деревьях и кустарниках распустятся, он тут как тут, начинает их грызть. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют. Кто это?

  3. (для детей с ОВЗ упрощённый вариант или загадка):

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

И поделится медком.
- Как можно двумя словами назвать эту группу живых существ? Что это за Царство?

- Как вы думаете много жителей в этом царстве?

- А представители этого царства все одинаковы или разнообразны?

- Сформулируйте тему урока.

- На сегодняшнем уроке мы будем учиться классифицировать животных, узнаем что такое «виды животных», познакомимся с наукой – зоологией.


Угадывают животных по описанию их внешнего вида и повадок

- Кабан

- Заяц


- Кукушка

- Майский жук

- Пчела


- Царство животных

- Очень много
- Разнообразны
- Разнообразие животных

4. Организация познавательной

деятельности

1. Классификация животных.

- Животные…

Вопрос для ребёнка с ОВЗ: - Кого ты представляешь себе, когда слышишь это слово?

- Всё это представители замечательного царства животных. Наука о животных называется зоологией. Это ещё один раздел биологии.

2. Работа в группах

- Прочитайте названия животных, записанные на доске на верхней строке.

- Как можно назвать животных этой группы?

- Прочитайте названия животных на следующей строке.
- Как можно назвать животных этой группы?
- Это классификация животных по месту обитания. Что значит классифицировать животных?
- Прочитайте внимательно ещё раз названия животных. Можно ли среди них выделить группы с похожими признаками?
- Чем похожи звери?


- Чем похожи птицы?

- А к какой группе можно отнести дождевого червя, морскую звезду?

- учёные-зоологи делят царство животных на большее число групп.

(Просмотр видеоролика «Позвоночные. Беспозвоночные» из электронного приложения к учебнику.

Интерактивное задание №1 по теме «Разнообразие животных» (электронное приложение к учебнику)

Задание для ребёнка с ОВЗ: Интерактивное задание №2 по теме «Разнообразие животных» (электронное приложение к учебнику)

3. Работа по учебнику

- Ребята, рассмотрите внимательно рисунок в учебнике на стр. 87. Докажите, что Царство животных действительно разнообразно.



Ответы детей (если ребёнок затрудняется, ему помогают другие обучающиеся)
Читают: Волк, уж, глухарь, лось, белка, лягушка, налим

- Дикие животные
Читают: Корова, петух, свинья, кот
- Домашние животные


- Разделить на группы по определённым признакам.

- Да. Звери, птицы, рыбы.
- Тело покрыто шерстью, детёнышей кормят молоком.
- Тело покрыто перьями, птенцы рождаются из яиц.
Ответы детей


Просмотр видеоролика


Выполняют интерактивное задание
Выполняют интерактивное задание

Ответы детей

5.Физкультминутка

Ёж спешил к себе домой, нёс запасы он с собой.

Через кочки ёж скакал, быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился – в шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил и к детишкам поспешил.

Выполняют движения, имитирующие действия ежа

6. Организация познавательной деятельности Первичное закрепление

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Выполнение заданий в рабочей тетради.
1 Работа с рисунками

- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки на стр. 40 – 41. Пронумеруйте рисунки
2 Кто лишний?

- Прочитайте задание. Кто лишний в первом ряду животных? Почему?

- Подчеркните слово осьминог.
- Прочитайте названия животных во втором ряду. Кто среди них лишний?

- Подчеркните слово паук.
- А теперь самостоятельно найдите лишнее в каждом ряду и подчеркните.


- А теперь поменяйтесь тетрадями с соседями по парте и проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

- Ребята, подумайте, чем различаются понятия «группа животных» и «вид животных».
- На Земле насчитывается более одного миллиона вида животных. Предположите, какая группа животных самая многочисленная.

- Давайте проверим ваши предположения с помощью учебника.

- Прочитайте текст на стр. 91-92.

- Выполните задание №3 (2) Виды птиц
- Прочитайте текст в учебнике на стр. 88 – 90.

- Заполним таблицу «Группы животных и их признаки» в рабочей тетради . Выполним задание №3 (3) Разнообразие животных


Задание для ребёнка с ОВЗ: признаки животных записаны на карточках, необходимо правильно разложить карточки.

3 (4) Виды животных
5

Ребёнок с ОВЗ выполняет задания под контролем педагога

Нумеруют рисунки (взаимопроверка)

- Осьминог. Это моллюск. (Находят и подчёркивают лишнее слово)

- Паук. Он относится к группе паукообразные.

(Находят и подчёркивают лишнее слово)

Подчёркивают в задании в) слово – лягушка, относится к группе земноводные; задании г) слово – пиявка, относится к группе червей

Взаимопроверка рабочих тетрадей

- В каждой группе животных много видов животных
Предположения обучающихся

Считают сколько птиц каждого вида изображено на рисунке, выполняют задание в рабочей тетради (взаимопроверка) Обучающегося с ОВЗ контролирует педагог
Читают текст в учебнике

По ходу чтения текста заполняют таблицу: соотносят названия групп животных и их признаки
Раскладывает карточки в таблице

Записывают по три названия животных различных видов (проверка)

Пользуются атласом-определителем (взаимопроверка)

8. Подведение итогов урока Диагностика достижений планируемых результатов.

Работа в группах

1.Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его ребятам других групп. Оцените их ответы.


2.Определите с помощью атласа-определителя животных, изображённых на рисунках учебника стр. 87 – 91

3. Выполните тестовые задания на стр. 26 -27
- Итак, учёные делят царство животных на большое число групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. В каждой из этих групп множество видов.


Предлагают разделить животных на группы по разным признакам: по размеру, по цвету, по среде обитания и т.д.

Определяют названия животных

Работают с тестом «Разнообразие животных» (Плешаков А.А. и др. Окружающий мир: Тесты. М: Просвещение)

9. Подведение итогов урока.

Рефлексия деятельности


- Какие группы животных вы узнали на уроке?

- Назовите животное и группу, представителем которой является это животное.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Какие результаты получились?
-Что не получилось, над чем еще нужно работать?
- Оцените свою работу на уроке с помощью листа самооценки.


Перечисляют группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
Называют животное и группу

10. Домашнее задание

  1. В учебнике: прочитать текст на стр. 87 – 92, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр. 92, выполнить задания для домашней работы на стр.93.

  2. В рабочей тетради: выполнить задание № 4 на стр. 53.

  3. Индивидуальное задание для ребёнка с ОВЗ: постараться

запомнить и пересказать вывод на стр. 92 учебника.

  1. Индивидуальное задание: подготовить устное сообщение о питании животных.