Файл: Исследование по теме Потребительское поведение молодых мам г. Снежинска Специальность 44. 02. 04 Социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Фамилия Имя Отчество
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Социологическое исследование по теме «Потребительское поведение молодых мам г. Снежинска»

Специальность: 44.02.04 «Социология»


Руководитель: Фамилия И.О.,

преподаватель высшей

квалификационной категории

г. Снежинск, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ




Введение 3


Введение



Актуальность исследования.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, неразрывно связаны с переоценкой традиций, идей и взглядов. В настоящее время в России идет поиск новых смысловых ориентиров, способных придать ее обществу устойчивость и стабильность.

Состояние современной культуры можно охарактеризовать как переходный этап от культуры, соответствующей авторитарному обществу с дефицитарной экономикой, к культуре, соответствующей демократическому обществу с рыночной экономикой. Смена типа культуры отражается в трансформации глубинных слоев: социальных установок и ценностных ориентации, которые детерминируют формирование определенных стереотипов и моделей поведения.

Переходное состояние российского общества от принудительно направляемого хозяйствования к рыночному типу обусловило сдвиги в ценностных ориентациях и типах поведения различных слоев населения, но особенно ярко они проявляются в молодежной среде, что объясняется характерными особенностями молодежи как социальной группы, спецификой молодежной субкультуры, особенностями социализации в условиях переходного периода.

В современном мире формирование потребительского поведения молодежи не может измеряться исключительно пространством социальной интеракции. Оно, безусловно, зависит от многих факторов и насущных явлений, в которых далеко не последнюю роль играет современная реклама.


Формирование потребительского поведения в значительной степени влияет на удовлетворение базовых потребностей молодых мам. В данном случае такое удовлетворение потребностей заключается в приобретении исключительно тех вещей, которые непосредственно используются по прямому назначению. Безусловно, молодежь не ограничивается лишь своими базовыми потребностями, а также стремится с помощью активного потребления удовлетворить потребности более высоких уровней.

Можно сказать, что в целом потребительское поведение индивида формируется под влиянием этих потребностей, а также внутренних и внешних факторов воздействия.

Актуальность изучения потребительского поведения молодежи обусловлена статусом данной группы. Молодые мамы — самые активные потребители на рынке товаров и услуг, которые более других влияют на его развитие. Изучение потребления молодежи — необходимое условие для улучшения ее как социального, так и экономического положения, для создания и поддержания гарантий для реализации молодыми мам своих прав.

Потребительское поведение представляет конкретную форму экономического поведения: потребительская активность, которая связана с приобретением разных услуг, необходимых потребителю, независимо от возраста.

Закономерные общественно – экономические и исторические реалии, новые аспекты научно-технического прогресса требуют постоянного совершенствования общества. Значимость образования среди молодёжи стремительно растёт, так как представляет собой важнейшую движущую силу развития общества.

Раннее эту темы подробно изучал немецкий учёный Б. Витиес1 пытался объяснить, почему люди, знающие о коммерческих и корыстных целях рекламы всё – таки ведутся на неё, хотя изначально они относились к этому недоверчиво. Он утверждает, что люди склонны прислушиваться к чужому мнению, особенно, когда оно транслируется со многих источников по несколько раз в день, тогда данный процесс уже работает на бессознательном уровне. В отечественной науке на протяжение длительного периода разрабатывались, в основном, два подхода: нормативный (изучающий нормы потребления — С. А. Айвазян, Л. А. Левкова, Н. И. Макирчук) и поведенческий.

По мнению А. А. Овсянникова, И. И. Петтай, Н. М. Римашевской, поведенческий подход, основанный на изучении потребления как массового общественного явления, есть способ обнаружения внутренних законов поведения людей в сфере потребления. В этом находит свое отражение прогностическая задача поведенческого подхода и ее конструктивный смысл.



Поведение потребителей в работах Л. Н. Жилиной, А. Г. Здравомыслова, А. А. Овсянникова, В. Д. Патрушева, И. И. Петтая, Н. М. Римашевской рассматривается уже не только в экономическом, но и в психологическом и социологическом аспектах.

Понятие культура потребления относительно новое, находящееся в стадии институционализации, вызывающее к себе все большее внимание исследователей-социологов, благодаря становлению рыночной экономики.

Среди современных российских социологов, занимающихся проблемами потребления, можно выделить целый ряд имен. Среди них: И. В. Алешина, В. Л. Афанасьевский, А. Б. Гофман, А. Железцов, В. И. Ильин, А. Лукина, А. А. Овсянников, В. В. Радаев, Н. М. Римашевская, Я. М. Рощина, С. В. Цирель и др.

Имущественная дифференциация как одно из проявлений социальной дифференциации, соотношение характера потребления и таких факторов социальной стратификации, как образование, доход, род занятий, оказываются в центре изучения М Д. Красильниковой, В. В. Радаева, Я. М. Рощиной.

Разработка теоретических и прикладных аспектов поведения потребителей с позиции социологии культуры представлена в работах Л. Т. Волчковой, Н. А. Головина, Г. В. Еремичевой, Д. В. Иванова, В. Н. Мининой, М. Мутьевой, Е. М. Порецкиной, В. А. Сибирева и др.

Одну из первых попыток определить понятие «потребительская куль­ тура» в перестроечный период предприняли В. Д. Симоненко и Т. А. Степченко (достиженческий подход).

Объект исследования курсовой работы – потребительское поведение молодых мам г. Снежинска.

Предмет исследования курсовой работы - изучение потребностей молодых мам их влияние на потребительское поведение.

Цель работы: изучение особенностей (характеристик) потребления молодых мам, выраженного в определенных моделях потребительского поведения; их влияния на потребительское поведение.

В связи с заявленной целью выделяется ряд задач:

  1. Раскрыть понятие потребительское поведение молодежи как социологическое явление.

  2. Изучить особенности функционирования потребительского поведения молодежи.

  3. Описать основные факторы, влияющие на развитие потребительского поведения.

  4. Описать представление молодых мам (на примере г. Снежинска) о возрастных особенностях как одного из инструментов, влияющих на их потребительское поведение.

  5. Выявить основные мотивы, формирующие потребительское поведение молодых мам г. Снежинска.


Гипотеза H0 исследования состоит в предположение, что изучение потребностей молодых мам г. Снежинска не имеет значительного влияния на их потребительское поведение.

Теоретической базой исследования послужили:

  1. Фундаментальные социологические теории Т. Веблен, Т. Парсонс, М. Вебер, Г. Лассуэлль, П. Блау, Дж. Хоманс;

  2. Теории среднего уровня: социология рекламы, СМИ, интернета, рынков, маркетинга, молодёжи, студенчества;

  3. Методические подходы в психологии Б. Витиеса, описывавшего влияние рекламы на различных источниках при том, что потребители знают о коммерческих целях источника информации, и феномен доверия.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается:

- в разработке деятельностной концепции культуры потребления, позволяющей рассматривать молодых мам как целостную личность с определенным мировоззрением, системой ценностей и ориентациями, отражающей качественные характеристики трансформации человека в процессе потребления;

- в определении понятий: культура потребления; потребление; потребительское поведение; модель потребительского поведения;

- в разработке типологии культуры потребления на основе доминирующих ценностных ориентации и соответствующих моделей потребительского поведения.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы при чтении курсов «Социология», «Маркетинг», а также спецкурсов «Актуальные проблемы культуры», «Социология культуры», «Реклама», «Рекламно-информационный менеджмент».

По своей структуре данная работа включает в себя введение, две главы, разделенные на соответствующие подпункты, 2 заключения и список использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

    1. Потребитель как объект социологического изучения


С точки зрения исторической ретроспективы, понятие «потребление» в своей первоначальной интерпретации рассматривалось исключительно в контексте экономической науки, в которой одним из приоритетных направлений ставилось условие достижения целей производителя. С течением некоторого времени происходит небольшой поворот от чисто экономических научных задач непосредственно уже, к социологическим и статистическим задачам понимания терминов «потребление» и «потребитель».


Так, например, уже в 19 веке начали закладываться основы социологического подхода к так называемому индивидуальному потреблению. В данном социологическом и психологическом смысле индивидуальное потребление непосредственно интерпретировалось как потребление со стороны действующего индивида, преследующего свои осознанные интересы.

Обращаясь к первым теоретическим разработкам 19-20 века, в этом направлении стоит отметить идеи К.Маркса относительно товарного фетишизма, в которых он непосредственно отмечал прямую зависимость возвышения потребностей по мере их удовлетворения. Американец Т.Веблен в конце XIX в. предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г.Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Немецкий социолог и экономист В.Зомбарт предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М.Вебер сформулировал концепцию статусных групп и протестантской этики. Эти ученые, впервые обратившиеся к теме потребления, до сих пор цитируются и в современных исследованиях.

Пожалуй, на этих теоретических разработках и заканчивается интерес исследователей к тематике потребления как социального явления. Причем стоит отметить, что по-настоящему потребление в социологической интерпретации уступало таким понятием как производство и эффективность.

Но социологическая наука не стояла на месте, а постепенно, пусть даже и довольно медленными темпами, но все-таки развивалась. Обращение к тематике потребления вновь осуществилось уже в конце прошлого столетия, в 1980-е гг. на Западе. Теперь уже западные социологи не вскользь затронули эту тематику, а подошли к дано проблематике довольно серьезно. В частности, об этом положении вещей свидетельствует именно тот факт, что появляется особая отрасль - социология потребления, в центре внимания которой – осознанная деятельность молодых людей по конструированию собственной идентичности посредством потребления.

Если, согласно современным ученым, рассматривать сущность потребления в деятельностном человеческом аспекте, то в этом плане основой для социологических исследований отличным образом может послужить «понимающая социология» М.Вебера. По его мнению, основой социологии как науки, действительно, может служить именно социальное действие, или как М.Вебер цитирует: «стремящуюся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым казуально объяснить его процесс». В это связи можно отметить, что категориальный аппарат исследования тоже, в некоторой степени стал отражением социального действия. Так, например, предметом