Файл: Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных организациях школьных театров методические рекомендации разработаны.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и
гуманитарных технологий»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФГБУК «ВЦХТ»
__________О.В. Гончарова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ ШКОЛЬНЫХ ТЕАТРОВ
Методические рекомендации разработаны
авторским коллективом ФГБУК «ВЦХТ»
(Львова Л.С., Криницкая Г.М., Крылов А.В.,
Лавренова Т.С., Дунаева Т.В.)
под научным руководством Львовой Л.С.
Рекомендовано к утверждению на заседании Научно-методического совета
ФГБУК «ВЦХТ»
Протокол № 4 от 15 августа 2022 года
2
Содержание
1.
Введение
2.
Нормативно-правовые документы
3.
Федеральный мониторинг школьных театров
4.
Всероссийский перечень (реестр) школьных театров
5.
Механизмы создания школьных театров на базе школ
6.
Кто может возглавить школьный театр
7.
Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
8.
Сертификат персонифицированного финансирования дополнительного образования
9.
Информационные ресурсы для организаторов школьных театров
10. Рекомендации по организации совместных онлайн-просмотров театральных постановок
11. Примерный перечень оборудования для реализации дополнительной общеобразовательной программы школьного театра
Введение
В системе образования нашей страны дети всех возрастов имеют возможность заниматься художественным творчеством в дополнительном образовании. Дополнительное образование художественной направленности занимает уникальную и универсальную нишу, обеспечивающую механизмы непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
Дети должны уметь петь, рисовать, танцевать. В этом великая сила приобщения детей к искусству. Это реализует культурные права детей, активный рост художественного развития и эстетического воспитания.
Художественная направленность остается лидирующей по охвату детей во всех типах образовательных организаций. Художественное творчество востребовано детьми и семьями во всех регионах страны, в равной степени в мегаполисах, городах и селах. Художественное творчество сегодня выбирают более 4,5 миллионов детей, массовый характер вовлеченности говорит о неисчерпаемом потенциале детства искусства для детского творчества.
В настоящее время у школьников наибольшим спросом и интересом пользуются такие жанры творчества, как декоративно-прикладное искусство, хореография, вокал, изобразительное искусство и театр.
Школьный театр как традиционная форма организации коллективного детского художественного творчества всегда имела значимость в развитии и воспитании детей. В истории развития отечественной школы на разных этапах можно встретить лучшие образцы обучения и воспитания детей посредством приобщения к театральному искусству: и как зрителей, и как создателей детских спектаклей, и как участников театрального творчества.
Синтетичность и коллективность театрального искусства, соединение в театре нескольких видов искусств: литературы, музыки, хореографии,
3 сценографии, актерского искусства позволяют театру выполнять колоссальную воспитательную миссию.
Во всех школьных моделях прошлого можно найти место театра: и в
Царскосельском лицее, и в школе Сухомлинского, и в школе Макаренко, и сегодня в российских школах действуют школьные театры, в которых артистами и зрителями являются дети.
И для воспитания современного школьника театр является настоящей кафедрой, по меткому выражению Николая Васильевича Гоголя, с которой,
«можно сказать миру много добра».
Постановки детских спектаклей на школьной сцене, опора на классическую драматургию, детские пьесы для любых возрастных категорий детей незаменимы и в настоящее время. Театр – важнейший ресурс для выявления и развития талантов и одаренностей в каждом ребенке. Театр выступает инструментом формирования детского коллектива, командного единения на основе качественного репертуара, ведь постановка спектакля с детьми – это системный педагогический процесс.
Совершенно закономерно, что значимость коллективного театрального творчества была поддержана Президентом нашей страны, и эта государственная поддержка сформирована в Поручении Президента Российской Федерации В.В.
Путина по итогам встречи со школьниками в ВДЦ «Океан» 1 сентября 2021 г. (№
Пр-1806 от 24 сентября 2021 г.) о развитии и поддержке школьных театров.
С 2021 года в рамках деятельности Минпросвещения России совместно с
Минкультуры России, Российским Движением школьников, Театральным институтом имени Б. Щукина развернута системная работа по созданию школьных театров.
На начало 2022 года в школах страны было создано свыше 11000 школьных театров, количество которых имеет устойчивый рост (на 31 июля 2022 года зарегистрировано свыше 17000 школьных театров). Распространенность театрального творчества детей в общеобразовательных организациях более 60 %.
Наибольшее количество образовательных организаций, которые активно реализуют театральное творчество детей, выявлено в Московской области (524),
Санкт-Петербурге (409), Ростовской области (367).
Минпросвещения России ежегодно проводит социально значимые мероприятия для детей и юношества, фестивали и конкурсы художественного творчества. В 2022 году было установлено значительное увеличение количества обучающихся, участвующих в конкурсных мероприятиях на школьных и муниципальных этапах за счет внедрения цифровых платформ. 140 тыс. детей приняли во Всероссийском детском фестивале народной культуры «Наследники традиций», 150 тыс. участников - во Всероссийской акции «Я-гражданин России»,
550 тыс. участников - в Большом всероссийском фестивале детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с международным участием).
С учетом новых вызовов, задач и механизмов развития, школьный театр должен стать лидером развития художественного творчества школьников, школой развития эмоционального интеллекта, самоактуализации, формирования гибких
4 навыков, воспитания и развития личностного потенциала.
Внедрение федеральной и региональных межведомственных дорожных карт по созданию и развитию школьных театров в целом в стране и в каждом субъекте
Российской Федерации на 2021-2024 гг. позволит открыть школьный театр в каждой школе. А вместе с этим, каждый российский школьник сможет прикоснуться к театральному творчеству как участник, создатель и зритель детских спектаклей, инсценировок, зрелищных форм коллективной творческой деятельности.
Нормативно-правовые документы
1.
Перечень поручений президента
Российской
Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации
25 августа 2021 года ПР-1808ГС.
2.
Перечень поручений по итогам встречи со школьниками во Всероссийском детском центре «Океан» 1 сентября 2021 года Пр-1806.
3.
Протокол заседания Совета Министерства Просвещения Российской
Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов
Российской
Федерации
№ 1 от 24 марта 2022 года.
4.
Письмо Минпросвещения России «О формировании Всероссийского перечня (реестра) школьных театров» от 6 мая 2022 г. № ДГ-1067/06.
5.
Протокол расширенного совещания по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации от 27 декабря 2021 г.
№ К-31/06пр.
6.
Приказ о Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов
Российской Федерации от 17 февраля 2022 г.№ 83 .
7.
План работы («дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации на 2021-2024 годы.
Федеральный мониторинг школьных театров
В феврале 2022 года федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» Минпросвещения России (далее - ФГБУК «ВЦХТ») был проведен федеральный мониторинг школьных театров («мониторинг наличия театральных объединений
(школьных театров, кружков, студий) в общеобразовательных организациях, организованных в рамках освоения программ внеурочной деятельности и/или дополнительных общеобразовательных программ»). Мониторинг проведен в формате онлайн-анкеты, заполненной представителями общеобразовательных организаций. Анкета содержала 27 вопросов. В опросе приняли участие 42161 образовательная организация.
5
По итогам мониторинга (на февраль 2022 г.) выявлено 11598 школьных театров, работающих в форме кружков, студий, детских творческих объединений, в которых занимаются 337886 обучающихся, преподают 16105 педагогов.
Анализ данных мониторинга показал, что театральное направление детского творчества получило развитие во всех российских регионах, в целом пропорционально численности населения этих регионов. Если нормировать данные по численности населения, то в общей статистике в положительной динамике устойчивой численности детских театральных коллективов - Самарская,
Оренбургская и Воронежская области. 45% школьных театральных объединений работают в сельской местности.
В среднем на одного педагога приходится 21 обучающийся. Недостаточность педагогов выявлена в ряде регионов (Магаданская область, ХМАО, Челябинская область, Республика Ингушетия, г. Севастополь).
Дифференциация по жанровым направлениям детского театрального творчества:
Драматический театр – 7004
Музыкальный театр – 2268
Театр кукол – 1936
Театр эстрады – 844
Театр моды – 250
Театр теней – 170
Другое – 2127.
Участие во всероссийских и международных конкурсах подтвердили 27% детских театральных коллективов, не участвовали – 68%, затруднились с ответом –
5%.
Наиболее популярным и распространенным направлением деятельности театральных коллективов является «драматический театр» - 60% театральных объединений. Среди «других» направлений представлены театральные формы работы на национальных языках народов России, и иностранных языках.
Занятость в театральных кружках и студиях в среднем 1-2 часа в неделю, в рамках календарного учебного графика текущего учебного года.
Целевые возрастные группы обучающихся распределяются следующим образом. Наибольший охват занятых театром – младший школьный возраст (дети
7-10 лет – 156311 чел.) и средний школьный возраст (дети 11-15 лет – 149054 чел.).
Значительное снижение охвата детей в возрасте 16-18 лет (29695 чел.).
Незначительна доля дошкольников в возрасте 6 лет и младше – 2790 чел.
Театральным творчеством занимаются в большей доле девочки – 60% (196430 чел.), 40 % - мальчики (133223 чел.)
Мониторинг выявил также участие в театральном творчестве детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях:
дети с ОВЗ – 15576 чел.
дети-инвалидов – 5503 чел.
дети-сироты – 1851 чел.
дети без попечения родителей – 3089 чел.
6
дети на учете в КДН – 2623 чел.
Количество педагогов, ведущих театральные кружки и студии, насчитывает
16105 педагогов, из числа которых 45% за последние три года проходили курсы повышения квалификации, 55 % - не проходили, профессиональную переподготовку имеют 90%.
Руководство театральными объединениями – почти исключительно женское дело: 95% педагогов составляют женщины. Это значительно превышает долю женщин как в общем педагогическом составе (82%), так и среди педагогов дополнительного образования (90%).
Театральные коллективы в школах реализуются: по программам дополнительного образования - 55 %; 43% - в рамках внеурочной деятельности, 2
% затруднились ответить.
При этом разновидности программ: краткосрочная/каникулярная – 12%; ознакомительная – 48%; базовая – 41%; углубленная – 5%; другое – 1 %.
Действующие театральные коллективы финансируются преимущественно за счет муниципального или государственного задания – 83%; за счет сертификатов
ПФДО – 15 %; в рамках платных образовательных услуг – 3 %.
Всероссийский перечень (реестр) школьных театров
По результатам проведенного мониторинга, ФГБУК «ВЦХТ» с мая 2022 года осуществляет работу по формированию и наполнению Всероссийского перечня
(реестра) школьных театров (далее – Реестр), размещенного на официальном сайте
ФГБУК «ВЦХТ» http://vcht.center.
На 31 июля 2022 года Реестр содержит сведения о 17335 школьных театрах, созданных в общеобразовательных организациях страны.
Порядок формирования Реестра.
1.
Организация заполняет Анкету школьного театра в электронном виде по ссылке http://vcht.center/reestr-teatrov/
в течение 30 дней с момента создания школьного театра.
2.
Если в Организации создано несколько школьных театров, Анкета заполняется для каждого школьного театра отдельно.
3.
После заполнения Анкеты каждому школьному театру Организации присваивается уникальный идентификационный (реестровый) номер.
4.
Присвоенный школьному театру идентификационный (реестровый) номер подтверждается сертификатом о включении школьного театра в Реестр школьных театров.
5.
Сертификат с уникальным идентификационным (реестровым) номером
Организация получает на электронную почту и в обязательном порядке размещает его на официальном сайте Организации.
Инструкция по заполнению Анкеты школьного театра
1.
Внимательно прочитайте все вопросы Анкеты и пояснения к ним.
2.
Если в вопросе запрашивается указать количество, то требуется ввести только число, не дополняя ответ словами или другими символами.
7 3.
В случае отсутствия какой-либо позиции вводится "0".
4.
Все вопросы анкеты являются обязательными для ответа.
5.
Вы можете редактировать введенные данные, возвращаться к предыдущим вопросам столько раз, сколько сочтете нужным до момента нажатия кнопки «Отправить».
6.
После нажатия кнопки «Отправить» вернуться к редактированию введенных данных будет нельзя!
7.
В конце анкеты приложите Документ о том, что данные внесены достоверно. На бланке организации – Ф.И.О. руководителя организации, печать, подпись. Срок рассмотрения заявки на включение Школьного театра в перечень
(реестр) – до 10 дней.
Сведения о школьных театрах, включаемые во всероссийский перечень
(реестр) школьных театров http://vcht.center/perechen-shkolnih-teatrov/.
Анкета на включение школьного театра в перечень (реестр)
https://forms.yandex.ru/u/626af2423797a206863c2cea/.
Механизмы создания школьных театров на базе школ
1.
Внеурочная деятельность
Актуальность задач включения «Школьного театра» во внеурочную деятельность в рамках эстетического развития детей не вызывает сомнения.
Поскольку именно художественное воспитание, в рамках которого осуществляется приобщение детей к искусству, обладает свойством «всеобщности вхождения в культуру» и средством «инкультурации» подрастающего поколения. В современной социокультурной ситуации, в связи с изменениями в законодательной и нормативно-правовой сфере образования, обновлением содержания образования на всех уровнях и введением федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)нового поколения, модернизацией образования, принятием стратегии государственной культурной политики, особенно остро стоит вопрос интеграции художественного воспитания обучающихся через внеурочную деятельность.
В новом ФГОС общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей, развития творческой активности детей.
Сегодня особую остроту приобретает проблема педагогического мастерства педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность. Их необходимо вооружить знаниями о современных средствах обучения и воспитания, учитывающих, особенности современного ребёнка, его потребностей и интересов. В этом плане очень важно вести интенсивный поиск новых средств, их апробацию в условиях внеурочной деятельности.
Школьный театр в составе общего образования в рамках внеурочной деятельности в полной мере имеет место. Целью внеурочной деятельности