Файл: Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных организациях школьных театров методические рекомендации разработаны.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8 является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Внеурочная деятельность – неотъемлемая составная часть основных образовательных программ по всем уровням общего образования: начального, основного и среднего общего образования.
Курсы внеурочной деятельности включаются в содержание программ как часть, формируемая участниками образовательных отношений, на основе интересов и потребностей детей, целевого запроса родителей.
Курс внеурочной деятельности осуществляется на основе рабочей программы, разработанной учителем-предметником, и при наличии интереса, может быть осуществлен в форме школьного театра. Реализация курсов внеурочной деятельности (школьного театра) в рамках внеурочной деятельности не требует дополнительного финансирования, поскольку реализуется в рамках бюджетной субсидии на реализацию общего образования. Требования к внеурочной деятельности, к учебному плану, рабочим программам, объему часов на всех уровнях образования четко прописаны в ФГОС начального, основного и среднего общего образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный театр» должна содержать в соответствии с требованиями ФГОС:
планируемые результаты внеурочной деятельности;
содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности;
тематическое планирование.
Формы реализации внеурочной деятельности по школьному театру образовательная организация определяет самостоятельно, но они должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий
(продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т. ч. репетиции и спектакли), экскурсии (в музеи, театры и др.), и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей при организации школьных театров во внеурочной деятельности возможно формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
Рабочие программы при организации школьных театров во внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
9
Исходя из того, что внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов, данная программа предполагает выявление оптимальных путей решения этой задачи.
В связи с этим включение школьного театра в содержание внеурочной деятельности в основную образовательную программу общего образования должно обладать мощным потенциалом развития, такими ресурсами, которые позволят предоставить полноценный выбор творческих условий, методик, которые обеспечат самые разнообразные образовательные траектории ознакомительного, просветительского или углубленного погружения в мир искусств и культуры.
При этом необходимо включение и использование ресурсов порталов:
Культура.РФ, Виртуальные концертные залы, Музеи-детям, Виртуальные экскурсии, Российская электронная школа (РЭШ), Единый национальный портал дополнительного образования детей dop.edu.ru, Навигатор дополнительного образования Агентства стратегических инициатив для школьников
(
https://edu.asi.ru/
).
2.
Дополнительное образование детей и взрослых
Для создания школьного театра в форме реализации дополнительных общеобразовательных программ, школа должна быть лицензиатом по подвиду
«дополнительное образование детей и взрослых». Наличие лицензии является основой для реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях всех типов, вне зависимости от организационно- правовой формы и ведомственной принадлежности.
Последовательность необходимых действий.
В установленном законодательством порядке пройти процедуру получения лицензии по подвиду «дополнительное образование детей и взрослых».
Запросить у учредителя и получить государственное /муниципальное задание на реализацию дополнительных общеобразовательных программ.
Внести изменения в штатное расписание, дополнив должностями педагогических работников по Профстандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Принять на работу педагогов в соответствии с требованиями трудового и образовательного права.
Разработать, утвердить дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу художественной направленности по направлению
«Театральное творчество».
Организовать инфраструктурную среду для реализации программ школьного театра.
Осуществить набор детей, провести регистрацию на программу через региональный навигатор.
10
Осуществлять реализацию дополнительной общеобразовательной программы школьного театра в порядке, установленном федеральным законодательством в сфере образования и локальными нормативными актами школы.
3. Сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ
Сетевая форма реализации образовательных программ предусматривает и обеспечивает возможность освоения обучающимся любой образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
При создании и разработке программ школьных театров в сетевой форме наряду со школой, учреждением дополнительного образования, колледжами
(образовательными организациями любых типов), также могут участвовать организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по программе школьного театра.
Использование сетевой формы реализации программы школьного театра осуществляется на основании договора, который заключается между школой, и теми учреждениями, которые заинтересованы в реализации такой программы.
Реализация сетевой программы школьного театра осуществляется в порядке, установленном Приказом Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России
№ 391 от 5 августа 2020 г. «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
4.
Использование
механизмов
персонифицированного
учета
и
персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО)
при реализации программ дополнительного образования детей
Во всех субъектах Российской Федерации созданы и функционируют региональные навигаторы дополнительного образования детей, в которых отображается вся информация об организациях, реализующих программы дополнительного образования детей, имеющихся в конкретном регионе и муниципальном образовании. В навигаторы включаются программы и организации, прошедшие проверку, имеющие все необходимые документы и разрешения для осуществления образовательной деятельности.
Любой родитель благодаря навигатору может узнать о том, где работают школьные театры и записать своего ребенка на обучение. Для организации, имеющей школьный театр, регистрация в навигаторе – это клиентоцентричный способ заявить о себе родительской общественности и прорекламировать свои услуги.
Кроме того, программы по театральному искусству могут быть включены в систему персонифицированного финансирования, а это значит, что у родителя
11 появляется возможность оплатить обучение ребенка в театральном кружке с помощью денежного сертификата, если выбранная программа реализуется, например, в негосударственной образовательной организации или индивидуальным предпринимателем.
5. Использование механизма создания новых мест дополнительного образования
детей
В 2021–2023 годах в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» создаются новые места дополнительного образования детей, в том числе по созданию и развитию школьных театров.
Региональные органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, в рамках соглашений с Минпросвещения России, получают финансовую поддержку в виде субсидий из федерального бюджета на развитие соответствующей инфраструктуры, созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
(далее
–
ДООП) художественной направленности по виду деятельности «Школьный театр».
При создании школьных театров через механизм субсидий на новые места, образовательные организации в заявительном порядке направляют разработанные программы, инфраструктурные обоснования в соответствии с примерным перечнем оборудования.
Кто может возглавить школьный театр
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим
Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и уставом образовательной организации.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: установление штатного расписания; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.
Таким образом, вопрос о назначении руководителя школьного театра решается образовательной организацией самостоятельно. Это могут быть учителя, педагоги дополнительного образования, студенты старших курсов театрального вуза, артисты театра и т.п.
Кроме того, при условии сетевой формы реализации дополнительной общеобразовательной программы в школе, возможно приглашение режиссера для
12 постановки театральных постановок.
Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для
детей-инвалидов и детей с ОВЗ
ФГБУК «ВЦХТ» создан реестр адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной и социально- гуманитарной направленностей (далее – реестр АДООП) на официальном сайте
ФГБУК
«ВЦХТ» в разделе
«Методический центр» по ссылке http://vcht.center/reestr-adoop/ и на Едином национальном портале дополнительного образования детей по ссылке http://dop.edu.ru/article/40271/reestr-adaptirovannykh- dopolnitelnykh-obscheobrazovatelnykh-obscherazvivayuschikh-programm
Указанные программы размещены в реестре и доступны по ссылке для скачивания педагогическим работникам системы образования в субъектах Российской Федерации, в порядке, установленном на реестре.
Реестр АДООП включает программы для социокультурной реабилитации и адаптации детей-инвалидов по нозологическим группам, по направлению театральной деятельности. Представленные АДООП могут реализовываться как самостоятельные программы в соответствии с нозологической группой, так в рамках инклюзивного образования и для составления индивидуального образовательного маршрута для отдельных детей:
АДООП «Открытая сцена» для обучающихся с задержкой психического развития, Орловская область;
АДООП «Мастерская авторского слова: фантазирую, сочиняю, озвучиваю» для обучающихся с нарушением зрения (слабовидящие), Красноярский край;
АДООП «Театр – территория равных» Самарская область;
АДООП «Социальный театр «Твой выбор» для обучающихся с задержкой психического развития, г. Санкт-Петербург.
Сертификат персонифицированного финансирования дополнительного
образования (далее – ПФДО)
В соответствии с Приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», ПФДО – «персонализированное предоставление и учет сертификатов, включающие именную принадлежность сертификата, объем оказания образовательной услуги по дополнительной общеобразовательной программе или объем финансового обеспечения
(возмещения) затрат, связанных с оказанием услуги по дополнительной общеобразовательной программе, а также запрет (отсутствие возможности) передачи сертификата третьим лицам и замены его денежной компенсацией».
В целом,
ПФДО
– это организационно-финансовый механизм, подразумевающий закрепление за ребенком денежных средств в объеме, необходимом для полной или частичной оплаты обучения по дополнительной общеразвивающей программе и перечисление выделенных денежных средств