Файл: Курс лекций Часть i автор Старокожева Е. И. Валуйки 2008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 395
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Валуйский педагогический колледж
Методика преподавания математики в основной школе
Курс лекций
Часть I
Автор: Старокожева Е.И.
Валуйки 2008
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом педагогического колледжа
Автор: Старокожева Е.И., преподаватель
методики математики ГОУ СПО
«Валуйский колледж»
Рецензент: Цецорина Т. А., доцент кафедры алгебры, теории чисел и геометрии БелГУ,
кандидат педагогических наук
Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям математических и физико-математических специальностей педагогических колледжей. Оно имеет практическую ценность для учителей школ, лицеев, гимназий с целью повышения их профессионального мастерства и формирования творческого начала.
Валуйки 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 3
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 3
МЕТОДИКИ МАТЕМАТИКИ 3
От автора 3
1.1. КУРС ЛЕКЦИЙ 4
Лекция 1 4
Тема: Предмет методики преподавания математики. 4
Лекция 2 15
Тема: Цели и содержание обучения математике. 15
Лекция 3 22
Тема: Принципы и методы обучения математике. 22
Лекция 4 30
Тема: Формы мышления в процессе обучения математике. 30
Лекция 5 43
Тема: Формы обучения математике. 43
Лекция 6. 51
Тема: Контроль знаний по математике. 51
Лекция 7. 58
Тема: Задачи как средство обучения математике 58
Лекция 8 67
Тема: Формирование алгоритмической культуры учащихся. 67
1.2. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОГО ИЗУЧЕНИЯ 74
Тема 1. Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения 74
Тема 2. Основополагающие особенности личностно-ориентированной технологии обучения 79
Тема 3. Понятие индивидуализации обучения 84
Тема 4. Технология модульного обучения 90
Тема 5. Применение компьютерных технологий 95
Тема 6. Прикладная и практическая направленность обучения математике 99
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
МЕТОДИКИ МАТЕМАТИКИ
От автора
Одна из главных задач подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности связана с формированием практических умений и навыков, составляющих основу технологии труда учителя. Настоящее учебное пособие ориентировано на творческое осмысление студентами теоретических знаний по методике преподавания математики.
Учебная дисциплина «Методика преподавания математики» относится к числу педагогических дисциплин и изучается студентами, уже получившими определенную философскую, педагогическую, психологическую, общедидактическую и математическую подготовку. Эти знания студентов систематически используются в курсе методики преподавания математики и находят свой выход в практике обучения школьников.
Значительное место в методическом пособии занимают вопросы, связанные с формированием творческого подхода к обучению математике, умением оценивать различные системы изложения материала с точки зрения педагогики, психологии, дидактики. Особое внимание в пособии уделяется рассмотрению вопросов по выработке профессиональных навыков и приемов работы, умению вести научно-исследовательскую деятельность, обращаться с техническими средствами обучения.
Пособие содержит теоретический материал по общим вопросам методики преподавания математики, материалы для внеаудиторной работы, вопросы для самопроверки, достаточный список литературы, который поможет приготовиться к семинарским занятиям по методике преподавания математики, к экзаменам, а также позволит студентам и учителям школ познакомиться с различными точками зрения по актуальным вопросам методики.
1.1. КУРС ЛЕКЦИЙ
Лекция 1
Тема: Предмет методики преподавания математики.
Цели: ознакомить студентов с понятиями: математика как наука, математика как учебный предмет, взаимосвязь методики математики с другими науками и др.
Вопросы:
-
Математика как наука. -
Математика как учебный предмет. -
Предмет методики преподавания математики. -
Взаимосвязь методики преподавания математики и других областей знаний. -
Методы методики обучения математике. -
Противоречия процесса обучения математике. -
Проблемы преподавания математики.
МАТЕМАТИКА КАК НАУКА
Математика — слово, пришедшее к нам из Древней Греции: mathema переводится как «познание, наука». Математика — это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.
Развитие науки и техники заставляет математику непрерывно расширять представления о пространственных формах и количественных отношениях.
Математика изучает математические модели — логические структуры, у которых описан ряд отношений между их элементами.
Понятия математики отвлечены от конкретных явлений и предметов; они получены в результате абстрагирования от качественных особенностей, специфических для данного круга явлений и предметов.
Математика возникла из практических нужд людей, ее связи с практикой становятся все более и более многообразными и глубокими. Особенно велико значение математики в развитии современной физики, астрономии, химии. Значительное место занимает математика и в таких науках, как экономика, биология, медицина.
В истории развития математики выделяют 4 периода. (Сообщение студента, учебник, с.6-9)
Период зарождения математики связан с практическими вычислениями и измерениями, с формированием понятия числа и фигуры. Изучаются простые геометрические фигуры, величины — длина, площадь, объем и т.д. Область применения математики — счет, торговля, земляные работы, астрономия, архитектура. Зарождающиеся математические знания представляют собой правила для решения практических задач, установки или руководства к действию, которые не формулируются, а поясняются на частных примерах. Превращение математики в формализованную науку с оформившимся дедуктивным методом построения произошло в Древней Греции. Начало греческой геометрии связывается с именем Фалеса Милетского.
Второй период — период элементарной математики (математики постоянных величин) — продолжался приблизительно до конца XVII в., когда довольно далеко зашло развитие новой — высшей математики.
Начало ему положили математики Древней Греции (VI - V вв. до н. э.). Этот период характеризуется тем, что математика выступает как самостоятельная научная дисциплина, имеющая свой предмет (число, фигура) и свои методы исследования. Появилась новая математическая дисциплина — алгебра, имеющая специальную символику. Возникли знаменитые задачи древности — квадратура круга, трисекция угла, удвоение куба, были построены первые иррациональные числа. Евклид в своих «Началах» заложил основы теории чисел. Архимед разработал методы нахождения площадей и объемов различных фигур и тел (в том числе площадей сегмента параболы, поверхности шара, объема сегмента шара и параболоида). Диофант исследовал преимущественно решение уравнений в рациональных положительных числах. Написан первый систематический учебник геометрии.
Значительного развития математика достигла в древних Китае и Индии. Китайским математикам были свойственны высокая техника произведения вычислений и интерес к развитию общих алгебраических методов. Индийским математикам принадлежат заслуги введения десятичной нумерации, употребления нуля для обозначения отсутствия единиц данного разряда, а также и более широкого развития алгебры, оперирующей не только положительными рациональными числами, но и отрицательными и иррациональными числами.
Интенсивные торговые отношения между арабскими территориями привели к расцвету математики: впервые была изложена алгебра как самостоятельная наука; многие геометрические задачи получили алгебраическую формулировку; были введены в рассмотрение тригонометрические функции, десятичные дроби, вычислено число п с семнадцатью верными десятичными знаками.
Третий период - это период математики переменных величин (с XVII в. до середины XIX в.). Он характеризуется созданием и развитием математического анализа, изучением процессов в их движении, развитии.
Рассмотрение переменных величин и связей между ними привело к понятиям функции, производной и интеграла, к возникновению новой математической дисциплины — математического анализа. Введение и систематическое употребление координат дало универсальный метод перевода задач геометрии на язык алгебры и анализа, в результате чего возникли новые ветви геометрии — аналитическая геометрия, дифференциальная геометрия. Методы математического анализа, в особенности дифференциальные уравнения, стали основой математического описания законов механики и физики, а также технических процессов; с ними неразрывно связан прогресс естествознания и техники. Под влиянием математического анализа складываются новые области в смежных дисциплинах — аналитическая механика, математическая физика и т.д. Широкое применение в приложениях математики получило вариационное исчисление.
Четвертый период — это период создания математики переменных отношений (XIX —XX вв.). Он характеризуется возникновением и развитием математического анализа, изучением процессов в их движении, развитии. Широко используется метод моделирования. Возникли различные разделы математики. Основная черта данного периода — это интерес к критическому пересмотру ряда вопросов обоснования математики.
Крупнейшими событиями, в значительной мере послужившими началу больших сдвигов в понимании всей структуры математики, явились исследования российского ученого Н.И. Лобачевского. Дальнейшие исследования по основаниям геометрии привели к формулировке полного списка аксиом геометрии, созданию общего понятия пространства, элементами которого могут быть объекты любой природы. Изучение наиболее общих свойств геометрических фигур и пространств, интерес к которому был вызван развитием неевклидовых геометрий, привел к созданию новой области математики - топологии.
В XIX в. происходит новое значительное расширение области приложений математического анализа. В качестве основного аппарата возникших в XIX в. областей механики (механики непрерывных сред, баллистики) и физики (электродинамики, теории магнетизма, термодинамики) усиленно развивается теория дифференциальных уравнений, в особенности дифференциальных уравнений с частными производными. В XVIII в. были решены отдельные уравнения такого вида.
Общие методы начали развиваться лишь в XIX в. и продолжают развиваться сейчас в связи с задачами физики и механики.
Возникли новые ветви математики: вычислительная математика, математическая логика, теория вероятности.
Математика находится в непрерывном развитии, что обусловлено, во-первых, потребностями жизненной практики, а во-вторых — внутренними потребностями становления математики как науки. Математика оказывает существенное влияние на развитие техники, экономики и управления производством. «Математизация» различных областей знаний, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности человека, быстрый рост вычислительной техники — все это повлекло за собой создание целого ряда математических дисциплин: теории игр, теории информации, математической статистики, теории вероятности и т.д.
МАТЕМАТИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
В школьный курс математики должна быть отобрана та часть математических знаний (обязательная), которая даст общее представление о науке, поможет овладеть математическими методами и будет способствовать необходимому развитию математического мышления у школьников.
Содержание учебного предмета математики меняется со временем в связи с расширением целей образования, появлением новых требований к школьной подготовке, изменением стандартов образования.
Математика как учебный предмет в школе представляет собой элементы арифметики, алгебры, начал математического анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства, аналитической геометрии, тригонометрии.
Обучение учащихся математике направлено: на овладение ими системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов решения практических задач; на развитие логического мышления пространственного воображения, устной и письменной математической речи