Файл: Курс лекций Часть i автор Старокожева Е. И. Валуйки 2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Валуйский педагогический колледж
Методика преподавания математики в основной школе


Курс лекций
Часть I

Автор: Старокожева Е.И.
Валуйки 2008
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом педагогического колледжа

Автор: Старокожева Е.И., преподаватель

методики математики ГОУ СПО

«Валуйский колледж»
Рецензент: Цецорина Т. А., доцент кафедры алгебры, теории чисел и геометрии БелГУ,

кандидат педагогических наук

Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям математических и физико-математических специальностей педагогических колледжей. Оно имеет практическую ценность для учителей школ, лицеев, гимназий с целью повышения их профессионального мастерства и формирования творческого начала.

Валуйки 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 3

МЕТОДИКИ МАТЕМАТИКИ 3

От автора 3

1.1. КУРС ЛЕКЦИЙ 4

Лекция 1 4

Тема: Предмет методики преподавания математики. 4

Лекция 2 15

Тема: Цели и содержание обучения математике. 15

Лекция 3 22

Тема: Принципы и методы обучения математике. 22

Лекция 4 30

Тема: Формы мышления в процессе обучения математике. 30

Лекция 5 43

Тема: Формы обучения математике. 43

Лекция 6. 51

Тема: Контроль знаний по математике. 51

Лекция 7. 58

Тема: Задачи как средство обучения математике 58

Лекция 8 67

Тема: Формирование алгоритмической культуры учащихся. 67

1.2. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОГО ИЗУЧЕНИЯ 74

Тема 1. Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения   74

Тема 2. Основополагающие особенности личностно-ориентированной технологии обучения 79

Тема 3. Понятие индивидуализации обучения 84

Тема 4. Технология модульного обучения 90

Тема 5. Применение компьютерных технологий 95

Тема 6. Прикладная и практическая направленность обучения математике 99


ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

МЕТОДИКИ МАТЕМАТИКИ

От автора
Одна из главных задач подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности связана с формированием практических умений и навыков, составляющих основу технологии труда учителя. Настоящее учебное пособие ориентировано на творческое осмысление студентами теоретических знаний по методике преподавания математики.


Учебная дисциплина «Методика преподавания математики» относится к числу педагогических дисциплин и изучается студентами, уже получившими определенную философскую, педагогическую, психологическую, общедидактическую и математическую подготовку. Эти знания студентов систематически используются в курсе методики преподавания математики и находят свой выход в практике обучения школьников.

Значительное место в методическом пособии занимают вопросы, связанные с формированием творческого подхода к обучению математике, умением оценивать различные системы изложения материала с точки зрения педагогики, психологии, дидактики. Особое внимание в пособии уделяется рассмотрению вопросов по выработке профессиональных навыков и приемов работы, умению вести научно-исследовательскую деятельность, обращаться с техническими средствами обучения.

Пособие содержит теоретический материал по общим вопросам методики преподавания математики, материалы для внеаудиторной работы, вопросы для самопроверки, достаточный список литературы, который поможет приготовиться к семинарским занятиям по методике преподавания математики, к экзаменам, а также позволит студентам и учителям школ познакомиться с различными точками зрения по актуальным вопросам методики.
1.1. КУРС ЛЕКЦИЙ

Лекция 1
Тема: Предмет методики преподавания математики.

Цели: ознакомить студентов с понятиями: математика как наука, математика как учебный предмет, взаимосвязь методики математики с другими науками и др.

Вопросы:

  1. Математика как наука.

  2. Математика как учебный предмет.

  3. Предмет методики преподавания математики.

  4. Взаимосвязь методики преподавания математики и других областей знаний.

  5. Методы методики обучения математике.

  6. Противоречия процесса обучения математике.

  7. Проблемы преподавания математики.


МАТЕМАТИКА КАК НАУКА
Математика — слово, пришедшее к нам из Древней Греции: mathema переводится как «познание, наука». Математика — это наука о количест­венных отношениях и пространственных формах действительного мира.

Развитие науки и техники заставляет математику непрерывно рас­ширять представления о пространственных формах и количественных отношениях.

Математика изучает математические модели — логические структу­ры, у которых описан ряд отношений между их элементами.

Понятия математики отвлечены от конкретных явлений и предме­тов; они получены в результате абстрагирования от качественных осо­бенностей, специфических для данного круга явлений и предметов.



Математика возникла из практических нужд людей, ее связи с прак­тикой становятся все более и более многообразными и глубокими. Особенно велико значение математики в развитии современной физики, астрономии, химии. Значительное место занимает математика и в таких науках, как эконо­мика, биология, медицина.

В истории развития математики выделяют 4 периода. (Сообщение студента, учебник, с.6-9)

Период зарождения математики связан с практическими вычислениями и измерениями, с формированием понятия числа и фигуры. Изучаются простые геомет­рические фигуры, величины — длина, площадь, объем и т.д. Область применения математики — счет, торговля, земляные работы, астроно­мия, архитектура. Зарождающиеся математические знания представ­ляют собой правила для решения практических задач, установки или руководства к действию, которые не формулируются, а поясняются на частных примерах. Превращение математики в формализованную нау­ку с оформившимся дедуктивным методом построения произошло в Древней Греции. Начало греческой геометрии связывается с именем Фалеса Милетского.

Второй период — период элементарной математики (математики по­стоянных величин) — продолжался приблизительно до конца XVII в., когда довольно далеко зашло развитие новой — высшей математики.

Начало ему положили математики Древней Греции (VI - V вв. до н. э.). Этот период характеризуется тем, что математика выступает как само­стоятельная научная дисциплина, имеющая свой предмет (число, фи­гура) и свои методы исследования. Появилась новая математическая дисциплина — алгебра, имеющая специальную символику. Возникли знаменитые задачи древности — квадратура круга, трисекция угла, уд­воение куба, были построены первые иррациональные числа. Евклид в своих «Началах» заложил основы теории чисел. Архимед разработал методы нахождения площадей и объемов различных фигур и тел (в том числе площадей сегмента параболы, поверхности шара, объема сег­мента шара и параболоида). Диофант исследовал преимущественно решение уравнений в рациональных положительных числах. Написан первый систематический учебник геометрии.

Значительного развития математика достигла в древних Китае и Индии. Китайским математикам были свойственны высокая техника произведения вычислений и интерес к развитию общих алгебраиче­ских методов. Индийским математикам принадлежат заслуги введения десятичной нумерации, употребления нуля для обозначения отсутст­вия единиц данного разряда, а также и более широкого развития алгеб­ры, оперирующей не только положительными рациональными числа­ми, но и отрицательными и иррациональными числами.


Интенсивные торговые отношения между арабскими территория­ми привели к расцвету математики: впервые была изложена алгебра как самостоятельная наука; многие геометрические задачи получили алгебраическую формулировку; были введены в рассмотрение триго­нометрические функции, десятичные дроби, вычислено число п с сем­надцатью верными десятичными знаками.

Третий период - это период математики переменных величин (с XVII в. до середины XIX в.). Он характеризуется созданием и разви­тием математического анализа, изучением процессов в их движении, развитии.

Рассмотрение переменных величин и связей между ними привело к понятиям функции, производной и интеграла, к возникновению но­вой математической дисциплины — математического анализа. Введе­ние и систематическое употребление координат дало универсальный метод перевода задач геометрии на язык алгебры и анализа, в результа­те чего возникли новые ветви геометрии — аналитическая геометрия, дифференциальная геометрия. Методы математического анализа, в особенности дифференциальные уравнения, стали основой матема­тического описания законов механики и физики, а также технических процессов; с ними неразрывно связан прогресс естествознания и тех­ники. Под влиянием математического анализа складываются новые области в смежных дисциплинах — аналитическая механика, матема­тическая физика и т.д. Широкое применение в приложениях матема­тики получило вариационное исчисление.

Четвертый период — это период создания математики переменных отношений (XIX —XX вв.). Он характеризуется возникновением и раз­витием математического анализа, изучением процессов в их движе­нии, развитии. Широко используется метод моделирования. Возникли различные разделы математики. Основная черта данного периода — это интерес к критическому пересмотру ряда вопросов обоснования математики.

Крупнейшими событиями, в значительной мере послужившими началу больших сдвигов в понимании всей структуры математики, явились исследования российского ученого Н.И. Лобачевского. Даль­нейшие исследования по основаниям геометрии привели к формули­ровке полного списка аксиом геометрии, созданию общего понятия пространства, элементами которого могут быть объекты любой приро­ды. Изучение наиболее общих свойств геометрических фигур и про­странств, интерес к которому был вызван развитием неевклидовых геометрий, привел к созданию новой области математики - тополо­гии.


В XIX в. происходит новое значительное расширение области при­ложений математического анализа. В качестве основного аппарата возникших в XIX в. областей механики (механики непрерывных сред, баллистики) и физики (электродинамики, теории магнетизма, термо­динамики) усиленно развивается теория дифференциальных уравне­ний, в особенности дифференциальных уравнений с частными произ­водными. В XVIII в. были решены отдельные уравнения такого вида.

Общие методы начали развиваться лишь в XIX в. и продолжают разви­ваться сейчас в связи с задачами физики и механики.

Возникли новые ветви математики: вычислительная математика, математическая логика, теория вероятности.

Математика находится в непрерывном развитии, что обусловлено, во-первых, потребностями жизненной практики, а во-вторых — внут­ренними потребностями становления математики как науки. Матема­тика оказывает существенное влияние на развитие техники, экономи­ки и управления производством. «Математизация» различных облас­тей знаний, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности человека, быстрый рост вычислительной техники — все это повлекло за собой создание целого ряда математиче­ских дисциплин: теории игр, теории информации, математической статистики, теории вероятности и т.д.
МАТЕМАТИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
В школьный курс математики должна быть отобрана та часть матема­тических знаний (обязательная), которая даст общее представление о науке, поможет овладеть математическими методами и будет способство­вать необходимому развитию математического мышления у школьников.

Содержание учебного предмета математики меняется со временем в связи с расширением целей образования, появлением новых требова­ний к школьной подготовке, изменением стандартов образования.

Математика как учебный предмет в школе представляет собой эле­менты арифметики, алгебры, начал математического анализа, евкли­довой геометрии плоскости и пространства, аналитической геометрии, тригонометрии.

Обучение учащихся математике направлено: на овладение ими сис­темой математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов решения практических задач; на развитие логического мышления пространственного воображения, устной и письменной математической речи