ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 2999
Скачиваний: 5
1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Пр-пы организации и функционирования исполнительной власти. Исполнительная власть и государственное управление.
Исполнительная власть- это деятельность по управлению гос-м и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами гос-й власти особых функций и установленной законом компетенции. Главным является указание на то, что управление (государственное управление) является сущностью ИВ.
При детальной характеристике исполнительной власти необходимо учитывать следующие её признаки:
-
ИВ обусловлена существованием государства (гос-й властью) и необходимостью разделения единой гос власти на законодательную, исполнительную и судебную. Она является обязательным признаком современного правового гос-ва, поскольку выполнение в гос-ве разнообразных и сложнейших функций и полномочий невозможно ограничить только рамками одной ветви гос-й власти. ИВ осуществляется непрерывно и постоянно, обеспечивая управление обороной страны, общественную безопасность и общественный порядок, выполнение функций гос-го регулирования и т. д.
-
ИВ - это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), которая находится в постоянном взаимодействии с законодательной и судебной властью.
-
Исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти, которые одновременно являются органами управления (государственного управления и местного самоуправления). Это специально сформированные органы, имеющие особые полномочия, при этом они не являются ни органами законодательной власти, ни органами судебной власти.
-
Единство ИВ в РФ вытекает из ч. 3 ст. 11 КРФ, которая устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ ее субъектов осуществляется КРФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (например, ст. 71, 72 КРФ).
-
ИВ, как и другие ветви гос-й власти, есть власть подзаконная, т. е. ее организация и функционирование должны основываться на нормах законов и других нормативных актов.
-
Важным признаком исполнительной власти является ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты. Главное назначение ИВ состоит в каждодневном управлении делами общества и государства, которое должно быть законным и, в конечном счете, обеспечивать и защищать права и свободы граждан.
-
В силу того что одной из функций гос-го управления является планирование, оно выступает в качестве существенного признака ИВ.
-
Исполнительная власть осуществляет юрисдикционную (правоохранительную) деятельность.
Главная цель исполнительной власти, обусловленная ее социальным назначением и особым положением в системе разделения властей, заключается в качественном выполнении функций государственного управления, к которым относятся:
-
исполнительная (правоприменительная), т. е. функция исполнения КРФ, ФЗ и законов субъектов РФ;
-
правозащитная, т. е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
-
социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
-
функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
-
регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции гос-го управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;
-
нормотворческая, в соответствии с которой ОИВ осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов;
-
охранительная (юрисдикционная), означающая, что ОИВ законодательно наделены полномочиями по применению к юр. и физ. лицам мер гос-го (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Субъекты ИВ являются главнейшими субъектами АП, поскольку именно они осуществляют гос-е управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.
С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты ИВ в РФ: 1) РФ как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ; 2) равноправные субъекты РФ. республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
С точки зрения осуществления гос-го управления субъектами ИВ в РФ являются: 1) Президент РФ; 2) Правительство РФ; 3) ФОИВ (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); 4) территориальные органы ФОИВ; 5) высшие должностные лица субъектов РФ (президенты, губернаторы, главы администраций); 6) правительства субъектов РФ, 7) иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Пр-пы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.
1.Пр-п народовластия – народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.
2.Пр-п верховенства закона, ст. 15 ч. 2 КРФ.
3.Пр-п разделения и взаимодействия власти.
4.Пр-п разграничения полномочий федеральных и региональных органов.
5.Пр-п гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.
6. Пр-п приоритета и гарантированности прав личности, ст. 2 Конституции РФ.
7. Пр-п федеративного устройства.
8. Пр-п сочетания централизации и децентрализации.
Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.
Децентрализация - закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.
9. Пр-п плановости выражается в развитии разработки программ отраслей народного хозяйства, прогнозирование хода экономических реформ, установление государственного заказа на наиболее значительную продукцию и т.д.
10. Пр-п дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц.
Государственное управление – это целенаправленное организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность ОИВ, осуществляющих функции гос-го управления в отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политического (устройства) строительства.
Существует 2 подхода к определению понимания государственного управления.
1. Широкое понимание – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.
В этом понимании гос-е управление – более широкое понятие, чем ИВ.
2. Узкое понимание – это административная деятельность ОИВ. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, ФОИВ, ОИВ субъектов и т.д.
В этом понимании гос-е управление и ИВ тождественны.
2. Социальное управление и его виды. Понятие и признаки государственного управления. Государственное управление и государственное регулирование.
Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической, этической, культурной, семейной сферах.
Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений; регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений; регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Социальное управление включает понятие социально-управленческой деятельности, которое является более широким по отношению к термину "управление". Управленческая деятельность предполагает наличие практического элемента в осуществлении управления, т.е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.
Социальное управление включает несколько видов, различающихся по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления:
1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);
2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное самоуправление);
3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);
4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).
Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления:
Гос-е управление в широком понимании — это регулирующая деятельность гос-ва в целом (деятельность представительных органов власти, прокуратуры, судов, и т.д.).
Ст. 10 КРФ устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ст. 11 КРФ гласит, что: 1) государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ; 2) государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Следовательно, деятельность как представительных (законодательных), так и исполнительных, а также судебных органов государственной власти подпадает под одно понятие "государственная власть", т. е. "управление государством". Иначе говоря, государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.
Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т.е. деятельность органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов государства по осуществлению исполнительной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. Такая трактовка поддерживается рядом научных разработок, а также ст. 10, 77, 78, 110—117 Конституции Российской Федерации и другими законодательными актами. Административное право рассматривает государственное управление лишь в узком понимании.
К гос-му управлению в узком смысле относится практическая деятельность Президента, Правительства, центральных ОФИВ (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К ОИВ, реализующим функции управления, относятся и ОМСУ, местная администрация, ее органы и структурные подразделения. Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного управления; они также осуществляют функции административного принуждения, привлечения к административной ответственности виновных в совершении административных правонарушений. В деятельности именно этих органов с наибольшей полнотой проявляются черты, присущие государственному управлению как особому виду государственной деятельности.
Гос-е управление, понимаемое в узком смысле, имеет следующие признаки:
1. Гос-е управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению гос-й ИВ, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию. Гос-е управление — это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.
2. Гос-е управление наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество (правоустановление).
3. Гос-е управление осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан (признак всеобщности).
4. Гос-е управление — это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность, основанная на объективных закономерностях функционирования ИВ и направленная на обеспечение гос-х интересов, прав и свобод граждан, общественного порядка и безопасности.
5. Гос-е управление осуществляется специальными органами гос-й исполнительной власти, которые создаются государством, как на уровне РФ, так и в субъектах РФ и образуют систему ОГУ.
6. Гос-е управление отвечает принципу законности, т.е. деятельность ОИВ основывается на положениях и требованиях ФЗ и законодательных актов субъектов РФ.
7. Гос-е управление строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений. В большей мере распространены вертикальные отношения, т.е. отношения строгого подчинения административной и дисциплинарной власти субъектов управления.
8. Гос-е управление основывается на принципе организационности, т.е. для него характерно многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма.
9. Гос-е управление реализует полномочия юрисдикционного характера, т.е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого "принуждающего" управления (например, наложение административных взысканий, применение мер предупреждения или пресечения).