ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 3001
Скачиваний: 5
Полномочия — принадлежащие гос-му органу и гос-му служащему права и возможности действовать в различных ситуациях, функции и задачи, направленные на выполнение компетенции гос-х органов.
Должностные обязанности — обязанности, предусмотренные конкретной гос-й должностью, установленные в нормативном акте, в соответствующем положении о гос-м органе, его структурном подразделении и в должностных инструкциях.
Управленческая деятельность — это форма реализации органами государственной власти и местного самоуправления целей и функций государственного управления; это особый вид труда людей, который требует соответствующей профессиональной подготовки, с тем чтобы обеспечить качественное выполнение служащими своих полномочий, подготовку и принятие правильных и законных управленческих решений.
Служебная деятельность — это работа государственных и муниципальных служащих, являющаяся постоянным видом деятельности, оплачиваемая из государственного (или муниципального) бюджета и состоящая в исполнении полномочий государственных органов или органов местного самоуправления.
5. Административно-правовые основы управленческой деятельности (государственного управления).
См. вопрос № 2.
Налить воды о государственном управлении (понятие, принципы, цели, задачи; можно совместить с вопросом № 3).
6. Административное право и публичное право. Административное право и частное право.
Правовое регулирование современных общественных отношений обеспечивается нормами публичного права, в предмет которого входят: основы гос-го устройства; функционирование гос-ва и его институтов; институты гражданского общества; система и органы МСУ; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отношения.
АП как отрасль публичного права определяется, прежде всего, своим предметом, т.е. системой государственно-управленческих отношений, ибо гос-е управление реализуется через категории публичного интереса, потребностей, целей, стимулов и норм.
Одной из самых объемных отраслей публичного права является АП, которое регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы ОИВ, создания эффективной гос-й службы, обеспечения законности в области функционирования ИВ. Наряду с регулирующими АП присущи и "полицейские" (административно-юрисдикционные) методы воздействия на конкретных участников правоотношений. Субъекты АП, представляющие гос-во и его органы, также применяют в своей деятельности принудительные механизмы и правовые средства, используют в установленных законодательством пределах административно-властные принудительные полномочия.
АП является, кроме того, важнейшей учебной университетской дисциплиной.
АП представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.
АП закрепляет отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной (административной, управленческой, исполнительно-распорядительной) власти.
Публичное право (как минимум его важнейшие части — государственное и АП) имеет в качестве предмета изучения гос-во как носителя верховной и суверенной власти, а также саму гос-ю власть в ее различных проявлениях. АП как отрасль публичного права является выражением публичного (общественного) интереса как в организации социальной жизни, так и в формах, методах и содержании адм-й деятельности, функционировании ИВ.
Ведущая роль АП в системе публичного права определяется тем, что оно создает правовую основу для публичного управления, т.е. предметом АП в публично-правовом смысле являются отношения в сфере публичного управления.
АП обеспечивает удовлетворение публичных интересов в сфере взаимоотношений его субъектов путем: 1) обеспечение гос-х и общественных интересов (интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований), проявляющихся в целях, задачах и функциях исполнительной власти; 2) обеспечение ПСЧГ, а также установление различных форм их правовой защиты; 3) обеспечение публичных интересов посредством установления контрольных механизмов; 4) административно-процессуальные правовые гарантии реализации публичных интересов; 5) обеспечение публичных интересов посредством установления мер адм-й ответственности (или нескольких видов юридической ответственности).
Административное и частное право различаются исходными положениями, социальным назначением, принципами и функциями. Частное право допускает частную автономию и юридическую независимость индивидуума (отдельных физических и юридических лиц); в его задачи входит правовая регламентация общественных отношений, основанных на добровольности и на обоюдном согласии их создания, изменения и прекращения, а также установление порядка рассмотрения и разрешения споров и конфликтов между частными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.
Разграничение публичного и частного права — трудная и до сих пор считающаяся спорной задача (существуют различные теории: т-я интересов, т-я субординации, т-я относительности и допустимости правовых норм).
Попытка более конкретного отграничения административного права от права частного повлечет за собой выявление следующих признаков административного права:
• АП обеспечивает публичные интересы и реализацию гос-х функций и задач;
• АП использует возможности властного воздействия на подчиненных субъектов права;
• административно-правовое воздействие направлено на организацию и функционирование гос-ва и его структурных подразделений;
• областью административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие как внутри гос-ва и его органов, так и при взаимодействии органов управления, граждан и других субъектов права;
• наличие специфических ("управленческих") норм материального АП;
• для реализации материальных норм адм-го права применяются специальные административно-процессуальные нормы как позитивного (регулятивного, управленческо-процедурного), так и административно-деликтного характера; часто административно-процессуальные нормы действуют только для обеспечения государственно-правовой деятельности органов управления;
• важнейшей формой управленческой адм-й деятельности является не договор (как в гражданском праве), а правовой акт управления (нормативный или индивидуальный правовой акт управления); в некоторых случаях могут заключаться и административные договоры, относящиеся к области публичного права;
• ответственность гос-го органа управления в случае причинения ущерба третьим лицам наступает только при осуществлении функций гос-й или муниципальной службы, т.е. если этот ущерб был причинен должностными лицами (гос-ми и муниципальными служащими) при осуществлении служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей и функций);
• при возникновении адм-го спора применяется адм-й и судебный порядок. Последний имеет специальное правовое регулирование. Вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени в России не создан специальный адм-й суд, который разрешал бы возникающие управленческие споры (административные дела).
7. История развития административного права (административное право в эпоху абсолютизма; роль полиции в развитии административного права; административные суды; становление административного права в России в период конца XIX – начала XX века).
История развития АП прослеживается на примере исторического формирования АП в западноевропейских гос-х, т.к. важнейшие положения АП этих стран начиная с Нового времени укреплялись в России. Это отражено в трудах русских ученых в области гос-го, полицейского и АП. Российское АП проходило те же стадии развития, только в более поздний период. АП сформировалось в течение 500 лет развития. Термины «полицейское право», «наука полиции», «наука права внутреннего управления», - разные названия АП. Внутреннее управление – основанная на законе деятельность адм-х органов по осуществлению ГУ, организации учреждений а также формы и способы их действий.
К главным задачам становления АП относятся обеспечение общественного благополучия (развитие экономики, финансов, хозяйства, управления), защита общества от опасностей, создание аппарата управления и упорядочение управленческой деятельности, создание порядка управления, связывание АП правовыми нормами. Социальные условия для возникновения АП – во время становления капитализма (ранее – управление самоуправляемыми общинами, феодалом етс). При капитализме возникли крупные города с экономикой, инфраструктурой, которыми необходимо было управлять. (15 в., СРИГН)
Абсолютизм – последний этап развития феодализма, он давал правителю неограниченную власть и обеспечивал жесткое управление. Формально провозглашалась правовая защита на уровне империи (Германия) и территорий. В отдельных территориях создана камеральная юстиция, в чью компетенцию входило рассмотрение и разрешение административными органами дел, возникающих в процессе управленческой деятельности. Разделены были личное имущество и власть правителя и государственное (понятие фискуса, казны). Развитие АП обусловлено усилением королевской власти. В 16-17 веках формировался развитый управленческий аппарат, основанный на нормах публичного права, организована по подобным принципам была католическая церковь. Органы управления создавались также капиталистами-банкирами.
Главное достижение – создание полиции, которая обеспечивала общественный порядок. Абсолютная монархия управляла органами управления, структура которых была неопределенной и неустановленной. АП устанавливало привилегии государства (подданство и т.д.). В 17-18 веках в СРИГН не удалось создать эффективную систему управления – причины – деспотизм, взяточничество, бесконтрольность, преобладание местных интересов над государственными. В Англии – контроль судов и парламента. Создаются органы администрации (шведская коллегиальная администрация – за общественный порядок)
«Общее уложение для прусских провинций» - свод законов по публичному и частному праву, принят в 1794 г., устанавливал сословные различия, содержал ряд положений АП.
Современное АП возникло после того, как изменились отношения между государством и общество (концепции Просвещения, гражданского общества). Отношения господства стали регламентироваться законом и утратили свое первоначальное значение. Гражданское общество требовало организации ГВ на законодательной основе, установления государственных гарантий, защиты ПСЧГ, контроля над властью. В важную правовую отрасль превращается АП.
Термин «полиция» также претерпел изменения. Полиция в 15-17 веках – состояние хорошего порядка в обществе. В Средние Века – действия и предписания князей, все внутреннее гос-е управление.
В эпоху абсолютизма полицейская власть – важнейшая часть единой абсолютной государственной власти, теперь полиция также – власть монарха, благодаря которой регламентируется с помощью чиновников общественная жизнь и применяется принуждение. Полицейская власть – вся внутренняя госвласть, кроме финансов, войны и т.д., без разделения ЗВ и ИВ. Система полиции – полицейское государство.
Также – термин – общественное благосостояние (идеологическое обоснование власти).
Уточнение понятия полиции в смысле изменения содержания и ограничения сферы применения властных мероприятий – в трудах Пютцера (конец 18 века), Прусском общем земельном праве 179, подтверждено Кройцберг-решением 1882 г. – главная задача полиции есть защита общества от опасностей (запрет на застройку, который был вне компетенции полиции – ВАдС принял решение, что послужило тому, что полиция не может применять при исполнении своих функций меры, направленные против свободы и собственности при отсутствии законодательных установлений). В середине 18 века нормы полицейского права должны были обеспечивать безопасность, порядок и борьбу с правонарушениями – законотворчество в германских государствах, где издавались уголовные кодексы полиции.
Материальный смысл полиции – функция публичного управления по защите общественной безопасности. Сегодня так же определяется. В формальном смысле – все государственные задачи, для выполнения которых устанавливается компетенция полицейских органов (преследование преступников)
История развития полиции в России – с начала 18 века. Полицейская деятельность осуществлялась как административная полиция – предупреждение опасностей по отраслям деятельности и полиция безопасности (государство). Впервые появилась в 1718 г. в Петербурге, в 1721 – регламент и устав главного магистрата, в ходе реформы присваивались даже законодательные функции (эпоха абсолютизма в России). 1782 – Устав благочиния – организация городской полиции, установление полицейских обязанностей, 1797 – земская и сельская полиция, 1810 – министерство полиции: обеспечение безопасности, надзор за исполнением законов, проведение следствия, попечение о благоустройстве, рассмотрение дел. 1837 – положение о земской полиции, возникновение 3 отделения Е.И.В. Канцелярии
1858-1859 – полицейская реформа – отделение следствия от полиции, судебных дел, точное определение полномочий полиции в ЧС.
Административные учреждения и ОГВ в отношении частных лиц могут применять принуждение. Гражданин должен иметь возможность, обжалуя это, защитить ПСЧГ. Важнейший инструмент защиты – адм-я юстиция. Она возникает с момента, когда правомочия органов управления стали регламентироваться законом, более точно стали определяться обязанности лиц по отношению к государству.
Аншютц – административная юстиция есть применение АП в интересах разрешения споров посредством особых органов управления, подобным общим судам по правилам процесса, подобным, общим судам.
Черты АЮ – наличие правового спора о публичном праве, разрешение спора в рамках правосудия, защита ПСЧГ, независимость органов АЮ, существование специальных субъектов АЮ правоотношения (судьи, ДЛ), споры подведомственны судам (общим или А-судам) или квазисудебным органам, споры рассматриваются по определенным процессуальным правилам, результат – признание незаконности и недействительности, или наоборот, принятых органом управления А-актов или совершения действия или бездействия.
Три типа организации А-юстиции – зависимы от администрации (Франция), общие суды – Бельгия, Италия, А-суды – Германия.
В дореволюционной России – строилось по французскому образцу. ВАдС – первый департамент Сената, на местах – губернские присутствия, некоторые решения также рассматривались вышестоящими органами. В Германии – стали создаваться АС – зарождение в 60-х годах 19 века., истоки – в начале 19 века – идеологические, отделение публичного от частного, тогда же – дискуссия об АС, обычные суды/АС (Бэр/Гнайст, энумеративный принцип – выборочное обжалование актов в суд, ограниченная подсудность, генеральная оговорка – все акты в АС).