Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учереждение высшего профессионального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСЕЕТА»

Исторический факультет

Кафедра социологии и политологии

НЕЙФЕЛЬД

Александра Александровна

БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента 1-го курса

Научный руководитель –

Е.Ю. Литинская

ВОРОНЕЖ

2022

Содержание

Введение

Введение


Изобразительное искусство является одним из аспектов такой отрасли социологии, как социология культуры. Однако ему в современном мире уделяется чрезвычайно мало внимания. Соответственно, эмпирические исследования, которые проводятся в рамках этой темы, крайне редки, зачастую несодержательны и малоинформативны. Главной причиной этому является достаточно туманный объект искусства, сложнообъяснимый научно и социально.

Искусство для человека, в первую очередь, есть некая отдушина, возможность обрести гармонию с собой и с окружающими, причем неважно, выступает человек в качестве творца или же в качестве созерцателя. В условиях информационного общества социальная структура эстетической деятельности становится подвижной – функцию произведения может исполнять сама публика, роль художника, режиссера или композитора – непрофессионал, контекст произведения могут составить окружающая среда и масс-медиа.

Искусство как социальный институт – это традиционная структура социальных ролей художника, критика, зрителя по поводу произведения искусства, помещенного в музей, театр, концертный зал; это отражение жизни на определённом промежутке времени. Оно является реакцией на всё происходящее: политика, экономика, глобальные проблемы человечества, научный прогресс и так далее. но, кроме того, что искусство является откликом на события, оно также влияет на людей на их восприятие определённых событий. Если искусство влияет на человека отдельно, оно так же может влиять и на группы людей, эту его роль можно рассматривать с точки зрения социологии.

Современное искусство характерно большим количеством стилей и направлений. А они соответственно вызывают реакцию самых разных социальных групп.

Понятие искусства малосоциологично. Его судьба от эпохи к эпохе, по-видимому, становится все более и более непростой. Вопросы относительно существования искусства в самом широком его понима­нии - социальном или социологическом — периодически анализируются и воз­вращают исследователей в круг нерешенных проблем. Ни одно столетие философствования не приблизило нас к осознанию истинного предназначения ис­кусства, к определению роли, какую оно играет в жизни человека, в развитии общества.


Поэтому цель данной работы можно сформулировать так: проанализировать социологическую роль изобразительного искусства, его место в социальном институте культуры, а так же особенности восприятия. Задачами данной работы является: выяснить содержание понятия социального института культуры, ознакомиться с разными точками зрения по этому вопросу, собрать информацию по данной теме, описать социологические функции искусства, рассмотреть нормы и ценности.

Объектом исследования значится институт культуры, а предметом – место изобразительного искусства в институте культуры.

Понятие социального института культуры


Социология – это наука о закономерностях и движущих силах развития и функционирования общества как целостность системы и отдельных социальных подсистем, институтов, классов, групп. Социология в целом – это наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций, механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов [1, с.389]. Она описывает и типологизирует городские сословно-классовые культуры по их социальным приоритетам, воплощенным в социальном поведении и образе жизни, локализуя их по социальному своеобразию.

Социальный институт - относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. [8] Существует множество подходов к определению этого понятия. Например, по Т. Веблену, «институты — это результаты процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени». Социальный институт, по Дюркгейму, можно понять как устойчивые, инвариантные, осажденные формы обыденной практики [9, с.54-56]. По Дж. Сёрлю, институты можно понять как стихийно сложившиеся, в конечном счете — лингвистические практики, опирающиеся на биологически укорененную предрасположенность человека к символическому поведению. Фактически, это делает возможным говорить об институциональных структурах как о врожденных программах поведения [9, с.59].

Деятельность институтов определяется

, во-первых, набором специфических соц. норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; во-вторых, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного института, осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Понятие культуры, как и понятие общества, - категории, которые наиболее широко используются в социологии. Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы; нормы, которым они следуют, и материальные блага, производимые ими.

Слово «культура» происходит от латинского «colere» - возделывать.

Когда в Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, появилось слово «агрокультура», определяющееся как «искусство земледелия». Однако в 18-19 веках этот термин стали употреблять по отношению к людям, а значит, если человек отличался изяществом манер, начитанностью, его считали культурным.

Сейчас мы понимаем, что понятие «культура» многозначно. Оно отражает существенные стороны образа жизни общества, социальных общностей, уровень развития различных сфер общественной жизни (культура труда, культура производства, культура общения, культура быта и др.). Также культура характеризует уровень социального и духовного развития личности.

В целом подходы к определению культуры можно разбить на две большие группы: культура как мир накопленных ценностей и норм, как вещный мир, находящийся вне человека, и культура как мир человека. В свою очередь, последнее можно разделить еще на три группы:

  • культура как мир целостного человека в единстве его физической и духовной природы;

  • культура - мир духовной жизни человека;

  • культура - живая человеческая деятельность, способ, технология этой деятельности.

Все это верно, так как культура двумерна: с одной стороны, культура – мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой – качественная характеристика живой человеческой деятельности. [6, с.36].

Из множества определений термина «культура» (которых насчитывается более 150) известный английский социолог Р. Вильямс выделил четыре значения, которые имел этот термин вплоть до XIX в.: 1) общее духовное состояние или духовная традиция, связанная с идеей человеческого совершенства; 2) общий уровень духовного развития определенного общества; 3) искусства в совокупности; 4) целостность человеческой жизнедеятельности, материальной, интеллектуальной и духовной[1,с.389].


Этнограф Е.Б. Тайлор под культурой понимает «некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способы и привычки, усвоенные человеком как членом общества».
Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Она организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение[1, с.390].

Таким образом, понятие культуры можно сформулировать следующим образом: ««Культура — это совокупность ценностей и норм, продуктов материального и духовного производства и способов жизнедеятельности людей по их созиданию, распространению и потреблению».

Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает в себя манеру одеваться, семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. В нее входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них (т.е. людей) ценность: плуги, луки и стрелы; фабрики и машины; книги и фильмы; компьютеры и телефоны; жилища и т.д.

Понятие «культура» можно отделить от понятия «общество», но между ними существует чрезвычайно тесная связь. Культура имеет отношение к образу жизни членов того или иного общества – их привычкам и обычаям, а также материальным благам, которые они производят. Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры.

Культура составляет ценностное достояние цивилизации и её следует понимать, как трудно приобретаемый и противоречивый социально-личностный опыт производства и освоения ценностей людьми.

Культуроносный опыт объективируется в качественности общественной жизнедеятельности и ее результатов (согласно как предметным критериям, так и „человеческому измерению”), в созидательных умениях, полезных навыках, высокой духовности и теплой душевности людей как субъектов труда, творчества, познания, общения, быта, досуга[2, с.1].

Культура имеет свою символику, что является предметом изучения многих наук, в том числе и социологии. В числе основных форм символизации культуры можно перечислить:

  • порождение и использование слов разговорного языка;

  • письменные формы фиксации информации, алфавиты, иероглифические системы, грамматики;

  • тексты любого вида;

  • топонимику (названия мест, местностей, географических объектов);

  • образные символы религии и искусства (в любых формах, от вербальной до архитектурной);

  • праздничные, торжественные и иные ритуалы и обряды, танцы;

  • военно-политический церемониал, геральдику, униформы;

  • разнообразные изобразительные и звуковые сигналы;

  • символическое (в той или иной мере театрализованное) поведение, этикет, вежливость;

  • символическую жестикуляцию, мимику, позы;

  • символику одежды, прически, макияжа, украшений, оружия, предметов бытового обихода, имиджевой моды в целом;

  • символическое оформление пространства, фасадов и интерьеров построек, пространств между сооружениями и т.п. [3, с.6-7].


Не стоит и говорить о том, что разные акты культурной символизации преследуют разные социальные цели. Но все эти символы в сумме являются некой системой координат, благодаря которой человек ориентируется в социальном пространстве.

Размышляя о функциях, которые несет культура не в умозрительном масштабе всего человечества, а на уровне социальных потребностей обыкновенного человека можно выделить следующие. Культура, во-первых, систематизирует базовые ценности социального бытия человека, разделяя мир на феномены блага и зла. Во-вторых, локализует их применительно к конкретным обстоятельствам места и времени. В-третьих, создает символическую карту, по которой человек свободно ориентируется в социальном пространстве своего пребывания. И, в-четвертых, постоянно обновляет свои конкретные формы, адаптируя их к меняющимся условиям социальной активности человека. При взгляде на культуру в этом ракурсе становится понятной упорядочивающая роль культуры не только в регуляции социального поведения человека, но и в системном восприятии им мира как социального порядка. Т.е. культура раскрывается в еще одном своем качестве: как программа системного мировосприятия и ориентирования человека в социальном пространстве [3, с.8-9].

Кроме того, культура предоставляет всему обществу, социальным группам, индивиду нормированные способы мышления, организации поведения, формирования своих эмоций, оценок и чувств. Через культуру каждый человек получает возможность осознавать себя членом масштабной общности.

Главная цель любого социального института — это удовлетворение той или иной общественной потребности. Социальный институт культуры в данном случае не является исключением. Но помимо этого культурные институты выполняют и другие, не менее важные функции. Культура как социальный институт осуществляет укрепление и распространение культуры в социуме, способствует социализации личности и овладению ею культурных ценностей, позволяет человеку стать творческой и образованной личностью, создает возможности для культурной деятельности, обеспечивает взаимодействие членов социальной группы и их коммуникацию, хранит и передает накопленный опыт. К культурным институтам относят религию, образовательные учреждения, средства массовой информации, кино, музеи, библиотеки, искусство, и др. [10, с.192].

Формирование социального института культуры представляет собой достаточно длительный и многоступенчатый процесс, в котором можно выделить следующие основные этапы: