Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учереждение высшего профессионального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) зарождение потребности человека в культурной деятельности;

2) появление неорганизованных специальных норм и правил, регулирующих культурную деятельность человека и оказывающих скорее негативное влияние на общество, чем позитивное;

3) формирование закрепленного свода норм, правил, регламентов и санкций в форме социального института культуры, организующего способы культурной деятельности;

4) образование совокупности статусов и ролей, охватывающей все стороны культурной деятельности;

5) становление четкой системы статусов и ролей, соответствующей закрепленному своду правил и норм и одобряемой большинством. [10, с.192].

Постижение культуры является чрезвычайно сложным процессом в первую очередь потому, что культура, по определению, приписываемому М.М. Бахтину, – это то, что простирается между людьми, объединяя их в общество. Отсюда все формы и структуры культуры представляют собой лишь отражение форм и структур человеческого общества. Культура похожа на цементный раствор, принимающий форму вмещающего его объема и скрепляющий его элементы. Но, как и раствор, культура «застывает» в обретенной форме, и придать ей новую форму, больше соответствующую изменившемуся обществу, бывает не просто. Социум пластичней и мобильней своей культуры. Но общество заставляет культуру меняться и развиваться. Вся человеческая история может быть представлена как процесс борьбы общества со своей культурой, преодоления ее устаревших установок, априорно присущего ей консерватизма [4, с.6].

Структурирование культуры понятие широкое, так как каждый ученый выделяет структура по своим критериям, однако наиболее перспективным и продуктивным является структурирование культуры на основании ее важнейших содержательных установок (можно назвать их «смыслами» или «ментальностями»). К числу таких содержательных установок относятся, например, представления о добре и зле, правде и лжи, воле и неволе, красоте и уродстве и т.п. [4, с.5].

Также стоит отметить, что важным представляется исследование взаимодействия субъектов и объектов культурной деятельности, от которых зависит ее развитие и функционирование, приобщение людей к ценностям духовным, к пониманию смысла жизни, своего места в мире, своих взаимоотношений в обществе. Именно на стыке этих понятий проявляются социально-философские аспекты культурного развития.

Современное общество отличается невиданным усложнением социальной организации, интенсификацией культурных связей и обменов, ростом культурного многообразия, отходом от господствующей в эпоху массового индустриального общества унификации и стандартизации. В подобных обстоятельствах формируется человек, обладающий критическим сознанием и стремлением к развитию своего творческого потенциала, более свободный в реализации повседневных потребностей, в общении и образовании, в стремлении к увеличению свободного времени, в практиках самопрезентации [5, с.178].


На развитие современного общества и культуры влияют такие феномены как глобализация, которая участвует в процессах создания, потребления и распространения культурных ценностей; информационное общество, одним из последствия которого является формирование средствами массовой коммуникации особой виртуализированной надстройки над реальностью, имеющей символический характер [5, с.179].

Социология культуры – одно из направлений современной гуманитарной науки, развивающееся на стыке культурологического и социологического знания.

Разнообразие подходов к определению предмета социологии культуры дает ученым возможность дискутировать по поводу наличия двух отраслей знания: социологии культуры и культурсоциологии. В первом случае предпринимается попытка описания и анализа культуры в аспекте включенности культурной компоненты в социальную жизнь общества и его подсистем (культура труда, быта, общения и т.д.), т.е. культура выступает производной от социума. Во втором случае речь ведется об изучении культуры социологическими средствами, то есть социум становится «производным» от культуры [6, с.35].

В культурологии существует морфологическая модель культуры, которая включает в себя два горизонтальных уровня (обыденная и специализированная культура) и ряд областей социокультурной практики, выделенных по вертикальному членению.

Обыденная культура связана с поддержанием непосредственной жизнедеятельности повседневного мира людей; специализированная культура связана с общественным разделением труда и предполагает наличие таких сфер деятельности как сфера обслуживания, образования, профессионального искусства. По вертикальному членению выделяются такие самостоятельные сферы как хозяйственная культура, политическая культура, философская культура, художественная культура (искусство), научная культура и др.

Само понятие «искусство» в самом широком смысле употребляется в двух значениях:

  1. Искусство — это искусность, мастерство, умение, ловкость, высокая оценка способности выполнять какую-либо работу. Часто так оценивают человека, который не просто профессионально выполняет свою работу, но делает это красиво, легко или как-то особенно вдохновенно.

  2. Искусство — это творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, эстетически выразительных форм.


Если соединить эти два значения, то получится следующее определение: Искусство — это художественная деятельность, основанная на мастерстве и умении.

В Российской социологической энциклопедии Г.В. Осипова «искусству» дается такое определение: искусство - профессиональная деятельность, направленная на построение образных форм, представленных в виде особых артефактов – произведений [8].

Разные виды искусства – живут, распространяются, транслируются, либо в пространстве, либо во времени. Либо может быть совокупность пространства и времени, тогда искусство относится к пространственно-временным.

Временные искусства – это те виды искусства, которые распространяются во времени, а именно: музыка, танец, мимика. Время не имеет никакого отношения ни к скульптуре, ни к архитектуре, ни к живописи, так как они относятся к группе пространственных искусств.

К пространственным видам искусства следует относить те виды искусства, которые живут в пространстве, распространяются в пространстве. Это прежде всего изобразительное искусство, графика, архитектура, скульптура, и т.д. [13].

Остановимся на такой сфере как изобразительное искусство, и разберемся какое место она занимает в институте культуры.

Место изобразительного искусства в институте культуры.

Искусство — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения.

Критерии определения искусства различны: они зависят от специфики культуры, в рамках которой творит художник, от места и времени создания и восприятия произведения.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом. Формой существования — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство – художественные образы [12].

Искусство является институтом, регулирующим деятельность и отношения людей по производству, распространению и потреблению художественных ценностей. Это, например, отношения между профессиональными творцами прекрасного (художниками) и обществом в лице публики; художником и посредником, который обеспечивает отбор и распространение произведений искусства. Посредником может быть учреждение (министерство культуры) и отдельный продюсер, меценат. Система отношений, регулируемых институтом искусства, включает и взаимодействие художника с критиком. Институт искусства обеспечивает удовлетворение потребностей в воспитании личности, передаче культурного наследия, творчестве, самореализации;
потребности решения духовных проблем, поиска смысла жизни.

В истории эстетики существуют сотни определений искусства. Поэтому дать какое-то единственное и в последней степени научно обоснованное определение этого понятия просто невозможно [11, с.1]. Шестаков В.П. в своей статье «Изобразительное искусство» дает такое определение: искусство – это профессиональная деятельность художника, имеющая целью создание художественных образов, которые носят обобщенный, часто символический характер [11].

Культура в целом выражает духовное состояния общества, тогда как искусство является реакцией на эмоциональный всплеск поэтому отличительная особенность произведений искусства состоит в глубоком воздействии на эмоциональный и интеллектуальный уровни человеческого сознания [14, с.1].

Питирим Сорокин утверждал, что искусство может изменять человека, как в лучшую, так и в худшую сторону: «Смотря по тому, какие чувства культивирует искусство в людях, оно может сыграть громадную – и положительную, и отрицательную – общественную службу [12].

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности [8].

К искусству принадлежат литература, музыка, театр, изобразительное искусство, кино, телевидение. Каждый вид искусства имеет свой язык. Литература — искусство слова; музыка — мир звуковой гармонии; скульптура – объем; кино, театр — синтез литературы, музыки, игры актеров. В изобразительном искусстве явления окружающей жизни отображаются с помощью линий, тональных соотношений, цветовых сочетаний, объемных форм, ярких ритмов.

Изобразительное искусство — комплекс пластических искусств, исходно связанных с созданием статических изображений и материальных форм. Произведения изобразительного искусства возникают в результате эстетического освоения визуальной сферы восприятия. Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества [12].


Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны (например, заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве и стабильностью во времени). Способность генерировать объекты — важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн). Оно активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности [12].

Изобразительное искусство как социальный институт можно рассмотреть в виде системы:

1. Структура изобразительного искусства

1.1. Классификация:

1.1.1.по способам формообразования на виды: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство;

1.1.2. по изобразительным средствам, приёмам и материалам — на разновидности: декоративная роспись, рисунок, акварель, гравюра, пастель, литография, монотипия и т.д.;

1.1.3.по содержанию и предметному смыслу — на жанры: пейзаж (деревенский, морской, городской, архитектурный), натюрморт, портрет, сказочно-былинный, исторический и др.

1.2. Виды изобразительного искусства:

1.2.1.классические:
- живопись- вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность;
- скульптура (высекание) – ваяние, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов;
- архитектура (зодчество) - искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду;
- графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография);

1.2.2. современные:
- анаморфоз - вид современного искусства подразумевает технику изображения, которую можно полностью понять, взглянув на нее только с определенного места или под определенным углом