Файл: Содержание задание для самостоятельной практической работы по дисциплине системы обработки и хранения данных.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Рисунок 1.5. Обратная связь по управлению
Рисунок 1.6. Связь выход-механизм
Простейшим и наиболее распространенным видом стрелок является явная стрелка, которая имеет источником одну-единственную активность и назначением тоже одну-единственную активность. Одни и те же данные или объекты, порожденные одной активностью, могут использоваться сразу в нескольких других активностях.
С другой стороны, стрелки, порожденные в разных активностях, могут представлять собой одинаковые или однородные данные или объекты, которые в дальнейшем используются или перерабатываются в одном месте. Для моделирования таких ситуаций в IDEF0 используются разветвляющиеся и сливающиеся стрелки. Смысл разветвляющихся исливающихся стрелок передается именованием каждой ветви стрелок. Существуют определенные правила именования таких стрелок. Рассмотрим их на примере разветвляющихся стрелок. Если стрелка именована до разветвления, а после разветвления ни одна из ветвей не именована, то подразумевается, что каждая ветвь моделирует те же данные или объекты, что и ветвь до разветвления. Если стрелка именована до разветвления, а после разветвления акая-либо из ветвей тоже именована, то подразумевается, что эти ветви соответствуют именованию. Если при этом какая-либо ветвь после разветвления осталась неименованной, то подразумевается, что она моделирует те же данные или объекты, что и ветвь до разветвления. Недопустима ситуация, когда стрелка до разветвления не именована, а после разветвления не именована какая-либо из ветвей.
Правила именования сливающихся стрелок полностью аналогичны – ошибкой будет считаться стрелка, которая после слияния не именована, а до слияния не именована какая-либо из ее ветвей. Для именования отдельной ветви разветвляющихся и
А2
А1
12 сливающихся стрелок следует выделить на диаграмме только одну ветвь, после чего вызвать редактор имени и присвоить имя стрелке. Это имя будет соответствовать только выделенной ветви.
Иногда отдельные интерфейсные дуги высшего уровня не имеет смысла продолжать рассматривать на диаграммах нижнего уровня, или наоборот – отдельные дуги нижнего уровня отражать на диаграммах более высоких уровней – это будет только перегружать диаграммы и делать их сложными для восприятия. Для решения подобных задач в стандарте IDEF0 предусмотрено понятие туннелирования.
Вновь созданные на диаграмме декомпозиции граничные стрелки изображаются в квадратных скобках и автоматически не появляются на диаграмме верхнего уровня
(рис. 1.7)
Рисунок 1.7. Неразрешенная (unresolved) стрелка
Можно разрешить миграцию новой стрелки на диаграмму верхнего уровня или не разрешить такую миграцию. В последнем случае говорят, что стрелка будет туннелирована. В BPwin для этого нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по квадратным скобкам граничной стрелки и в контекстном меню выбрать команду Arrow Tunnel. Появляется диалог Border Arrow
Editor.
Если щелкнуть по кнопке
Resolve
Border
Arrow, стрелка мигрирует на диаграмму верхнего уровня, если по кнопке Change To
Tunnel – стрелка будет туннелирована и не попадет на другую диаграмму.
Туннельная стрелка изображается с круглыми скобками на конце.
Туннелирование может быть применено для изображения малозначимых стрелок.
Если на какой-либо диаграмме нижнего уровня необходимо изобразить малозначимые данные или объекты, которые нецелесообразно отображать на диаграммах вышестоящего уровня, то следует туннелировать стрелки на самом нижнем уровне. Такое туннелирование называется туннель "не-в-родительской-диаграмме".
Другим примером туннелирования может быть ситуация, когда стрелка механизма мигрирует с верхнего уровня на нижний, причем на нижнем уровне этот механизм используется одинаково во всех работах без исключения. В этом случае стрелка механизма на нижнем уровне может быть удалена, после чего на родительской диаграмме она может быть туннелирована, острие стрелки на родительской диаграмме будет изображено в круглых скобках. В комментарии к стрелке или в словаре можно указать, что механизм будет использоваться во всех работах дочерней
13 диаграммы декомпозиции. Такое туннелирование называется туннель "не-в дочерней- диаграмме".
Стандарт IDEF0 содержит набор процедур, позволяющих разрабатывать и согласовывать модель большой группой людей, принадлежащих к разным областям деятельности моделируемой системы. Обычно процесс разработки является итеративным и состоит из следующих условных этапов:
1. Создание модели группой специалистов, относящихся к различным сферам деятельности предприятия. Эта группа в терминах IDEF0 называется авторами (Authors). Построение первоначальной модели является динамическим процессом, в течение которого авторы опрашивают компетентных лиц о структуре различных процессов, создавая модели деятельности подразделений.
При этом их интересуют ответы на следующие вопросы:
Что поступает в подразделение "на входе"?
Какие функции и в какой последовательности выполняются в рамках подразделения?
Кто является ответственным за выполнение каждой из функций?
Чем руководствуется исполнитель при выполнении каждой из функций?
Что является результатом работы подразделения (на выходе)?
2. На основе имеющихся положений, документов и результатов опросов создается черновик (Model Draft) модели.
3. Распространение черновика для рассмотрения, согласований и комментариев.
На этой стадии происходит обсуждение черновика модели с широким кругом компетентных лиц (в терминах IDEF0 – читателей) на предприятии. При этом каждая из диаграмм черновой модели письменно критикуется и комментируется, а затем передается автору. Автор, в свою очередь, также письменно соглашается с критикой или отвергает ее с изложением логики принятия решения и вновь возвращает откорректированный черновик для дальнейшего рассмотрения. Этот цикл продолжается до тех пор, пока авторы и читатели не придут к единому мнению.
4.
Официальное утверждение модели.
Утверждение согласованной модели происходит руководителем рабочей группы в том случае, если у авторов модели и читателей отсутствуют разногласия по поводу ее адекватности. Окончательная модель представляет собой согласованное представление о предприятии (системе) с заданной точки зрения и для заданной цели.
Наглядность графического языка IDEF0 делает модель вполне читаемой и для лиц, которые не принимали участия в проекте ее создания, а также эффективной для проведения показов и презентаций. В дальнейшем на базе построенной модели могут быть организованы новые проекты, нацеленные на производство изменений в модели.
14
1.1.1. Создание контекстной диаграммы
Создание модели рассмотрим на следующем примере. Компания занимается сборкой и продажей настольных компьютеров и ноутбуков. Основными процедурами в компании являются следующие:
прием продавцами заказов клиентов;
группировка операторами заказов по типам компьютеров;
сборка и тестирование операторами компьютеров (под операторами
понимаем технический персонал);
упаковка операторами компьютеров;
отгрузка кладовщиком заказов клиентам.
Компания использует систему компьютерной бухгалтерии, которая позволяет оформить заказ, счет и отследить платежи по счетам.
Запускаем программу.
Диалог I would like to
Выберем создание новой модели по шаблону в методологии IDEF0.
Введем имя модели: "Деятельность компании" и нажмем кнопку OK.
Далее выводится диалог свойств модели – Properties for New Models.
15
Диалог свойств модели
На вкладке General вводим имя и инициалы автора. Включим опцию Apply
CRUD/IRUN Restrictions – Применить ограничения
CRUD/IRUN, хотя для нашей задачи эта опция не важна, так как мы не создаем модели данных для нашего процесса. Эти ограничения применяются для связывания модели процессов и модели данных. Данные не могут использоваться работами произвольно. Например, входные данные, представленные стрелкой входа, могут только преобразовываться в выход или потребляться. Рассматриваемые ограничения контролируют использование данных.
Аббревиатура CRUD означает Create, Retrieve, Update, Delete и применяется для сущностей, а IRUN означает Insert, Retrieve, Update, Nullify (сделать неопределенным) и применяется для атрибутов сущностей.
На вкладке Numbering задаются опции нумерации элементов модели
Activity – группа параметров, отвечающая за нумерацию функциональных блоков:
Number prefix – символ, предшествующий номеру блока (по молчанию "А");
Show prefix – отображение префикса;
Use persistent numbers – использование постоянной нумерации для диаграмм
IDEF0 (если опция включена, то в случае перемещения блока нумерация будет
16 сохранена, если же опция отключена, то нумерация будет автоматически изменена в соответствии со стандартом IDEF0). На диаграммах IDEF3 и DFD используется только постоянная нумерация;
– Numbering convention – задание параметров нумерации:
– 1, 2, 3, … – задание последовательной нумерации;
– Use diagram numbering format – нумерация каждой функции содержит в себе уровень декомпозиции;
– None – скрытие нумерации функциональных блоков.
Next Numbers – зона, содержащая опции, отвечающие за значения, с которых начнется нумерация:
– Data Store – задание первого значения для хранилищ данных на DFD- диаграммах;
– External – задание первого значения для внешней ссылки на DFD-диаграммах;
– UOW – задание первого значения для UOW на IDEF3-диаграммах.
Оставим на вкладке все без изменения.
На вкладке Display определяется, что будет отображаться на диаграммах:
Activity Numbers – отображение нумерации функциональныхблоков;
Data Store Numbers – отображение нумерации хранилищ данных в нотации
DFD;
External Numbers – отображение нумерации внешних сущностей;
Arrow Names – отображение названий стрелок;
ICOM codes – отображение ICOM-кодов. ICOM (аббревиатура от Input, Control,
Output и Mechanism) – коды, предназначенные для идентификации граничных стрелок. Код ICOM содержит префикс, соответствующий типу стрелки (I, С, О или М), и порядковый номер;
Colors – отображение цветов;
ABC Data – отображение данных стоимостного анализа;
Tunnels – отображение квадратных и круглых скобок на стрелках при обозначении незатуннелированных и затуннелированных стрелок соответственно;
Shadows – отображение теней объектов;
Leaf Corners – отображение риски на левом верхнем углу блока, говорящей об отсутствии декомпозиции соответствующей функции;
Squiggles – отображение сноски на названия стрелок;
Block highlighting – отображение подсветки выделенного блока;
Dates in long format in Kit – отображение даты в длинном формате (короткий формат – 10/1/11, длинный формат – October 1, 2011).
17
Группа переключателей ABC Units отвечает за содержимое поля стоимостного анализа, а именно: Cost – стоимость, Frequency – частота, Duration – длительность.
В группе Off-Page Reference label указывается маркер межстраничной ссылки.
В качестве маркера может выступать пользовательский номер C-number-диаграммы
(C-number), номер диаграммы по узлу (Node number) и имя диаграммы (Diagram name).
И на этой вкладке оставим все по умолчанию.
Вкладка Display
Параметры вкладки Layout – схема размещения отвечают за размещение объектов на диаграмме.
Группа Diagram Objects отвечает за объекты диаграмм:
Allow Box to be moved – возможность перемещения объектов диаграмм вручную;
Allow Box to be resized – возможность изменения размеров объектов диаграмм вручную.
Подгруппа Fit Name in Box позволяет задать опции размещения текста в блоке:
Do not resize or wrap – текст будет вписан в блок без учета размеров;
Wrap text to fit box – текст будет подогнан по размеру блока;
Automatically resize box to fit text – размер блока будет подогнан по тексту.
Подгруппа Arrows отвечает за размещение стрелок:
Automatically space arrows – автоматическое размещение стрелок на диаграмме
(например, при задании новой стрелки или изменении размера функционального
18 блока, стрелки на границах блока будут автоматически размещены на одинаковом расстоянии друг от друга);
Sort arrows – минимизация пересечений стрелок на диаграммах IDEF3 и DFD;
Break arrows at intersection – эта опция позволяет создать разрывы стрелок, что облегчает восприятие диаграмм. Можно задать разрыв горизонтальных (Break horizontal arrow) и вертикальных (Break vertical arrow) стрелок.
Зададим опции, как показано на рисунке.
Вкладка Layout
Вкладка ABC Units отвечает за содержание единиц стоимостного анализа.
Cost – зона задания параметров отображения стоимости:
–
Currency description – определение валюты. Рублей в выпадающем списке нет, но можно просто вписать нужную валюту;
–
Symbol placement – определение положения знака валюты относительно числа;
–
Symbol – определение знака валюты, по умолчанию берется из настроек Windows, можно вписать новое обозначение;
–
Number of decimals in diagrams – определение числа десятичных знаков при отображении на диаграмме;
–
Number of decimals in reports – определение числа десятичных знаков при составлении отчетов.
Time – зона задания параметров отображения времени:
–
Time Unit – определение единиц измерения времени;
–
Decimals in frequency values – определение количества знаков при задании частоты;
–
Decimals in duration values – определение количества знаков при задании длительности.