Файл: Основны тенденции формирования науки будущего. по дисциплине.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Томский политехнический Университет»
ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
22.04.01 «Материаловедение и технологии материалов»
Эссе
на тему: «Основны тенденции формирования науки будущего».
по дисциплине:
Философия и методология науки и техники
Выполнил: | | ||||
студент группы | 4БМ21 | | Юсуфов С | | 27.12.2022 |
| (номер группы) | | (ФИО) | | (дата сдачи) |
Проверил: | Доктор философских наук профессор | | Колодий Наталия Андреевна | | |
| (Должность) | | (ФИО) | | (дата проверки) |
Томск – 2022
Содержание
Введение
1. Тенденции развития современной науки
1.1 «Тенденции развития современной науки и образования с точка зрении теории сложных систем Клаус Майнцер
1.2 Происходящие в современной науке процессы можно характеризовать с точки зрения как формы, так и содержания
1.3 В числе междисциплинарных исследовательских направлений сегодня важное место занимает
синергетика.
1.4Идеи эволюции возникли в науке приблизительно в XVIII-XIX вв.
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время наука имеет особую значимость в жизни общества. Она вовлечена в отношения общества и природы, в переплетение социальных отношений коммуникации, трудовой деятельности, управления, быта. Наука не только совершенствует и меняет сферу производства, но и влияет на многие другие сферы человеческой деятельности, регулируя их и перестраивая.
Современная наука не стоит на месте, она развивается с каждым годом всё больше и больше, но именно в современном мире каждое необъяснённое явление подвергается либо опровержению, либо подтверждающей теории. По этой причине сейчас активно изучается теория самоорганизации, чаще применяется философия во всех науках, а природа рассматривается как единый организм. В этом и заключается актуальность данного реферата. Целью работы является теоретическое и исследование развития современной науки. Для достижения заявленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть роль науки в обществе, а также изучить понятие, её основные черты, принципы, а также цели и функции;
2) исследовать основные тенденции развития современной науки. Объектом исследования является современная наука. Предмет исследования – тенденции развития науки.
-
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Основные пути и направленность существования и функционирования науки XXI в:
1) Ускорение роста научного знания, что связано с переработкой огромного количества информации (ее объем удваивается каждые пять-десять лет) и увеличение роста научной продукции, что затрудняет обмен научными идеями (большую часть времени ученые тратят на поиск информации, нежели на творческое решение проблем, поэтому быстрее решить проблему, чем найти информацию о том, как это делают другие ученые, поэтому учащаются случаи дубляжа научных открытий и технических изобретений). Отсюда возрастает необходимость создания масштабных справочных трудов, энциклопедий, словарей, а также разработки «метанаук» для разработки различных знаний, формализованных языков для обработки опытных данных.
2) Дифференциация и интеграция научного знания, когда на рубеже XVIXVII в. из философии начали выделяться новые научные дисциплины (дифференциация научных знаний) и превращаться в самостоятельные науки и внутринаучные «разветвления». В свою очередь, философия также начинает члениться на ряд философских дисциплин: онтологию, гносеологию, этику и т.д. Следствием дифференциации наук становятся «пограничные» и «стыковые» науки. Одновременно с дифференциацией происходит процесс интеграции, т.е. синтез наук и научных дисциплин, объединение их методов, стирание грани между ними и формирование таких междисциплинарных направлений, как кибернетика, синергетика, на основе которых формируются интегрированные картины мира, объединяющие естественнонаучные, философские и общенаучные знания. Возникают научные дисциплины, находящиеся на стыках трех и более наук (биогеохимия). Таким образом, развитие современной науки характеризуется диалектическим взаимодействием противоположных процессов – дифференциации и интеграции.
3) Математизация и компьютеризация научных знаний, что является основой новых информационных технологий и совершенствованием форм взаимообмена внаучном сообществе. О роли математики в развитии науки говорили Эвклид,Демокрит, Пифагор. Особое значение ей придавал Галилей, утверждавший, что«книга Вселенной написана на языке математики», но прочитать ее сможет только тот, кто знаком с этим языком. Философская основа математизации – возрастание степени абстрактности научного знания и необходимости их количественного анализа, что говорит об уровне зрелости науки. Этот процесс в каждой частной науке начинается на зрелом этапе ее развития. Применение математических методов расширяет возможности концентрации научной информации, увеличивает ее емкость и расширяет поле формализации, но одновременно отрывает ее от наглядности и практической проверки полученных результатов.
4) Возрастание роли методологии в структуре научного знания, что связано с необходимостью создания метатеории, методологии и логики науки. Если метод – это совокупность правил и приемов получения новых знаний, а методология – это учение о методах получения знания и принципов создания новых методов, то метатеория– это выход на новый уровень логических возможностей, когнитивно-ценностных установок, который возможен только на рефлексивном уровне развития самойнауки, поэтому ее основными методами являются рефлексия, конструирование и трансцендентальный анализ.
5) Возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества, т.е. и «дочери производства» наука превращается в «мать производства». Наука стала предопределять практику и многие производственные процессы рождаются в научных лабораториях. Наука становится предпосылкой технической революции.
Смысловые аспекты понятий «техника» и «информационные технологии» раскрываются в рамках современного гуманитарного знания. Особое внимание уделяется концепции технологического детерминизма. Раскрывается роль концепции технологического детерминизма в понимании современных процессов в обществе, науке и технике.
Ключевые слова: научно-технический прогресс, техника, информационные технологии, технологический детерминизм.
Современное гуманитарное знание называет наше время эпохой второй промышленной революции. Для многих исследователей стало сегодня очевидным, что понимание общественных процессов неразрывно связано с пониманием проблем научно-технического прогресса. Это обусловлено тем, что если раньше влияние техники ограничивалось во многом сферой производства материальных благ, то сегодня это влияние пронизывает всю жизнь человека. Это и высокотехнологичная медицина, и средства связи и т. д. Качественные изменения в социальных отношениях, которые влечет за собой научно-технический прогресс, подтверждают необходимость социально-философского осмысления этих процессов.
Следует отметить, что современный уровень развития техники приводит к невозможности использования ее классических философских определений в современном научном дискурсе. В античном понимании термина «тэхнэ» под техникой подразумевалось некое искусство или технология, но не их продукт - некое техническое устройство. В современной философии с момента появления работы Х. Бэка «Сущность техники» техника воспринимается уже как некие технические устройства, созданные человеком [1]. Автор отмечает, что все, что мы называем техникой, относится к неорганической материи. В этом определении сделана попытка четко отделить технические устройства от живых организмов [1]. Э. Капп подчеркивает, что человек-изобретатель (homo faber) создает нечто, не имеющее аналогов в природе [2].
В философии отделяется понятие техники от понятия технологии. Дж. П. Грант говорит о том, что технология не столько некий инструмент, сколько представление о мире, которое руководит восприятием ученого. Ученый изначально выбирает некую технологию как способ создания неких технических устройств, инструментов и т. д. [3].
В то же время современная техника, и в частности кибернетика, все больше стремится воспроизводить особенности строения и функционирования живых организмов. В частности, создаются кибернетические устройства, которые на основе компьютерного моделирования воспроизводят функционирование живых организмов.
1.1 «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ»
Клаус Майнцер
Интервью И. Москалева с Клаусом Майнцером — директором Академии им. Карла фон Линде, заведующим кафедрой философии науки Технического университета Мюнхена, президентом Немецкого общества сложных систем и нелинейной динамики.
Мир становится все сложнее. Сегодня исследовательские и инновационные проекты выходят за рамки классических дисциплин, например, физики, химии, биологии или техники. Наши дети и молодежь должны быть подготовлены к нелинейному и сложному миру. Они должны его воспринимать. Изучение «эффекта бабочки» ни в коем случае не позволяет людям быть боязливыми и апатичными: «О Боже, нам вообще ничего нельзя сделать, а то могут произойти катастрофы!». Это было бы абсолютно неверно. Напротив, необходимо, чтобы люди учились мыслить, действовать и вести хозяйственную деятельность в соответствии с принципами устойчивого развития, т.е. мы должны учитывать разнообразные последствия нашей деятельности. Восприятие сложности и идеи устойчивого развития должно войти в плоть и кровь людей. Это является важной предпосылкой системы образования и воспитания в будущем
Клаус Майнцер - Доктор философских наук, Директор Академии им. Карла фон Линде и заведующий кафедрой философии науки Технического университета Мюнхена, президент Немецкого общества сложных систем и нелинейной динамики. Член ряда престижных международных научных организаций Германии, Швейцарии, США. .
– Сложные системы способны к самоорганизации – рождению порядка из хаоса. В то же время, усложняясь, мир становится все более хрупким. Как Вы считаете , возможно ли достижение предела сложности ?
– Да. Прежде всего, существуют границы сложности в математическом смысле, т.е. границы сложности можно определить математически. Здесь подразумеваются границы логической вычислимости. Они связаны, например, с теоремой Гёделя о неполноте, доказывающей, что формальные системы, в которых можно определить основные арифметические понятия, принципиально не полны. Тем самым, подразумевается, что они охватывают не всю истину: всегда есть утверждение, истинность которого не может быть определена с помощью формальных алгоритмов (в том числе, компьютерных программ).
Это ведет нас к другой принципиальной границе – границе предсказательной силы теорий. Принципиально невозможно сделать долгосрочный прогноз развития системы, которая обладает свойством универсальной вычислимости. В этом есть нечто фундаментальное. «Принципильно» означает здесь, что мы не можем создать такой суперкомпьютер, который бы позволил сделать нам эти предсказания.
Универсальной вычислимостью обладают универсальные машины, которые способны моделировать любые машины и алгоритмы. В принципе, каждый офисный компьютер в какой-то мере представляет такую машину, поскольку на нем могут быть запущены различные компьютерные программы. В этом отношении каждый компьютер выполняет то же, что, по меньшей мере, могла бы выполнять универсальная машина. Разумеется, универсальные машины представляют некоторый идеальный логико-математический концепт в отличие от наших реальных компьютеров с конечной памятью и ограниченным ресурсом работы.
Логико-математический концепт идеальной машины восходит к британскому логику Алану Тьюрингу. Поэтому сегодня говорят об универсальной машине Тьюринга. Если некоторая машина обладает свойством универсальной вычислимости, то невозможно предсказать результаты ее развития. Основанием является знаменитая «проблема остановки» Тьюринга. Не существует алгоритма, с помощью которого компьютерная программа могла бы решить остановится ли она после некоторого числа шагов, закончив вычисления, или будет продолжать работать и процесс вычисления не закончится. Если бы можно было сделать долгосрочный прогноз развития системы методами универсального вычисления, то можно было бы также предсказать, прекратится ли развитие системы. Поскольку речь идет об универсальной системе, которую может смоделировать любая компьютерная программа, то была бы решаема проблема остановки и для любой компьютерной программы – вопреки выводу Тьюринга.