Файл: Контрольные задания. Вариант 1 а к на основании положений фкз О судебной системе рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. (с изм. на 01.07.2021 г.):

Статья 33. Язык конституционного судопроизводства

Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

ФКЗ «О военных судах в РФ» от 23 июня 1999 г. (с изм. на 16.04.2022 г.). Статья 6. Язык судопроизводства и делопроизводства в военных судах:

Судопроизводство и делопроизводство в военных судах ведутся на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Презумпция невиновности

Конституции РФ (с изм. на 04.10.2022 г.). Глава 2 Статья 49:

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
7. На основе анализа текста Федеральных законов «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» от 20 августа 2004 г. (с изм.) и «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г. (с изм.), а также материалов учебника по соответствующему вопросу, составьте таблицу по сравнительной характеристике присяжных и арбитражных заседателей:


Присяжные заседатели

Арбитражные заседатели

Общие черты

1. Могут участвовать в осуществлении правосудия при рассмотрении судами первой инстанции подсудных дел;

2. Участие граждан в осуществлении правосудия является их гражданским долгом;

3. Время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа;

4. В период осуществления правосудия сохраняются гарантии и компенсации по основному месту работы, предусмотренные трудовым законодательством;

5. Финансовое обеспечение осуществляется из средств федерального бюджета;

6. Распространяются гарантии независимости и неприкосновенность судей в период осуществления правосудия.

Отличия

• участвуют при рассмотрении судами уголовных дел;

• срок полномочий присяжных заседателей составляет 4 года;

• число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ;

• суд выплачивает из средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

• участвуют при рассмотрении дел, возникающих из гражданских правоотношений;

• срок полномочий арбитражных заседателей составляет 2 года;

• численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции;

• арбитражный суд из средств федерального бюджета выплачивает арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.



8. Прокурор при осуществлении проверки законности содержания лиц в следственном изоляторе установил, что срок содержания под стражей обвиняемого Быкова истек двое суток назад.

О каком направлении прокурорского надзора идет речь в задаче? Укажите предмет надзора. Как может отреагировать прокурор на это нарушение?

Ответ обосновать ссылками на Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. (с изм. на 29.12.2022)

Одной из основных функций прокуратуры является надзор за исполнением законов участниками общественных отношений. Традиционные особенности построения российской прокуратуры, ее сильная централизация, предусмотренная и ст. 129 Конституции РФ, обусловлены, прежде всего, необходимостью осуществлять надзорную функцию.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Для выполнения задач при осуществлении надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использовать:

специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности (ст. 33 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации");

полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов (ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации");

полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации").

Согласно ст. 33 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 Федерального закона;



опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Без законных оснований содержание лиц в этих учреждениях и органах будет в случаях:

отсутствия документов, оформленных в соответствии с установленными правилами (постановлений, приговоров, определений), либо

истечения сроков задержания, ареста, наказания или применения меры принудительного характера.

Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи определен ст. 50 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Порядок освобождения осужденных к ограничению свободы, аресту и лишению свободы определен в ст. 173 УИК РФ. При установлении случаев содержания указанных лиц без законных оснований прокурор или его заместитель выносит постановление об их освобождении. Это постановление подлежит немедленному исполнению.

9. Учреждение Судебных Установлений (УСУ) Российской Империи 1864 г. регламентировало вопросы, посвященные должностным лицам судебного ведомства, в том числе, прокурорам.


В соответствии со ст. 200 УСУ в должности по судебному ведомству могли быть приняты только русские подданные.

Не могли быть назначены на соответствующие должности (ст. 201 УСУ):

1) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, и те, которые, быв под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, не оправданы судебными приговорами;

2) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний;

3) объявленные несостоятельными должниками и состоящие под опекою за расточительность.

Должности чинов прокурорского надзора замещаются из числа лиц, имеющих аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в сих науках или же доказавших на службе свои познания по судебной части.

В должности чинов прокурорского надзора могут быть назначаемы лица, занимавшиеся судебной практикой; для должности товарища прокурора окружного суда – не менее четырех лет; для должности прокурора окружного суда и товарища прокурора судебной палаты – не менее шести лет; для должностей прокурора судебной палаты и товарища обер-прокурора – не менее восьми лет; для должности обер-прокурора – не менее двенадцати лет. К занятиям судебной практикой, дающим право на определение в должности прокуроров и их товарищей, причисляются и занятия присяжных поверенных (ст. 210 УСУ).

Обер-прокуроры кассационных департаментов Сената и прокуроры судебных палат назначаются по представлениям министра юстиции именными высочайшими указами (т.е. императором). В таком же порядке назначаются товарищи (заместители) обер-прокуроров и прокуроров судебных палат, а также прокуроры окружных судов. Товарищи прокуроров окружных судов назначаются по представлениям прокурора судебной палаты министром юстиции (ст. 219, 221, 222 УСУ).

К числу дисциплинарных взысканий относились: предостережение; замечание; выговор без внесения в послужной список; вычет из жалования; арест не более чем на семь дней; перемещение с высшей должности на низшую.

Лица прокурорского надзора подлежат дисциплинарным взысканиям по усмотрению министра юстиции. Обер-прокуроры кассационных департаментов Сената могут быть подвергаемы одним только предостережениям, а товарищи обер-прокуроров, прокуроры судебных палат и их товарищи, равно как и прокуроры окружных судов – только предостережениям, замечаниям и выговорам без внесения в послужные списки (ст. 266 УСУ).


Вычетам из жалования и перемещению с высшей должности на низшую должностные лица судебного ведомства, в том числе лица прокурорского надзора, могут быть подвергнуты только в результате рассмотрения дела судом в порядке дисциплинарного производства (ст. 268 УСУ).
Сравните указанные положения с положениями Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. (с изм.на 29.12.2022)


Учреждение Судебных Установлений (УСУ) Российской Империи 1864 г.

Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. (с изм.на 29.12.2022)

Общие черты

  1. Прокурором может быть только гражданин Российской Федерации (русский подданный); Статья 15.1. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров и иных прокуроров, п.4.

  2. Прокурором не может быть лицо, которое имело или имеет судимость; Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) Раздел V. Служба в органах и организациях прокуратуры. Кадры органов и организаций прокуратуры Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

  3. Прокурорами могут быть граждане, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция", или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция", или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Юриспруденция", с присвоением квалификации "юрист" (аттестаты университетов);

  4. К числу дисциплинарных взысканий относились: замечание; выговор без внесения в послужной список.



Отличия

  • Исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний;

  • Объявленные несостоятельными должниками и состоящие

под опекою за расточительность

  • Стажработы не менее 4 лет;

  • Обер-прокуроры кассационных департаментов Сената и прокуроры судебных палат назначаются по представлениям министра юстиции именными высочайшими указами (т.е. императором);

  • К числу дисциплинарных взысканий относились: предостережение; вычет из жалования; арест не более чем на семь дней; перемещение с высшей должности на низшую;

  • Лица прокурорского надзора подлежат дисциплинарным взысканиям по усмотрению министра юстиции. Обер-прокуроры кассационных департаментов Сената могут быть подвергаемы одним только предостережениям, а товарищи обер-прокуроров, прокуроры судебных палат и их товарищи, равно как и прокуроры окружных судов – только предостережениям, замечаниям и выговорам без внесения в послужные списки;

  • Вычетам из жалования и перемещению с высшей должности на низшую должностные лица судебного ведомства, в том числе лица прокурорского надзора, могут быть подвергнуты только в результате рассмотрения дела судом в порядке дисциплинарного производства.

  • Прокурором не может быть лицо, признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

  • Прокурором не может быть лицо которое лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

  • Стаж службы (работы) не менее работы не менее 5 лет в органах государственной власти на должностях, требующих высшего юридического образования;

  • Прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры (далее - прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации;

  • Прокурорами могут быть обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности;

  • Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника;

  • Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

  • Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений;

Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет статус иностранного агента;

  • Лица принимаются на службу в органы и организации прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет;

  • Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;

  • Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений;

  • Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

  • Дисциплинарные взыскания:

строгий выговор;

понижение в классном чине;

лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации";

лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации";

предупреждение о неполном служебном соответствии;

увольнение из органов прокуратуры.

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет право налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания,

за исключением:

- в виде понижения в классном чине - на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом Российской Федерации;

- в виде увольнения из органов прокуратуры - на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом Российской Федерации.

  • Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

  • Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.