Файл: 1. Теоретические аспекты аудита операций по учету основных средств.doc
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При проведении аудита сохранности ОС необходимо проверить условия их хранения и эксплуатации, установить список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, убедиться в том, что с ними заключены договоры о полной материальной ответственности [9].
2.Основной этап. На этом этапе аудитору необходимо проверить правильность оформления первичных документов, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются операции по приобретению объектов ОС [4]. В соответствии со ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7[23].
Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 данного Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01).
Следует также проверить, оформляются ли операции по списанию названных объектов первичными документами. Журнал унифицированных форм первичной учетной документации по учету ОС не содержит специальной формы для оформления операции списания на затраты при вводе в эксплуатацию ОС стоимостью до 10 000 руб. В такой ситуации организация вправе самостоятельно разработать учетный документ для данной группы операций. Для оформления операций по вводу в эксплуатацию объектов ОС в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия.
Своевременность зачисления объектов в состав ОС проверяют на основании данных бухгалтерского учета и первичных учетных документов. Если объекты ОС зачисляются несвоевременно, то в организации необходимо усилить контроль за своевременным отражением в учете хозяйственных операций [17].
Далее производится проверка формирования первоначальной стоимости объектов ОС. ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая формируется в соответствии с ПБУ 6/01. Первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01).Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они связаны с приобретением, сооружением или изготовлением ОС.
Необходимо проверить соответствие методологии, закрепленной учетной политикой для целей бухгалтерского учета, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов.
Затем осуществляется перекрестная сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Далее проверяется правильность начисления амортизации ОС для целей бухгалтерского учета.
Способ начисления амортизации закрепляется в учетной политике организации. Избранный способ начисления амортизации по группе однородных объектов применяется в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистров бухгалтерского учета по начислению амортизации [13].
Аудитор должен провести проверку порядка оформления и отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию ОС в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
В случае ликвидации ОС проверяют оформление первичных документов, устанавливают причины ликвидации, техническое состояние списанных объектов. Для оформления непригодности объектов ОС, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия [17].
3.Заключительный этап. По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки [1].
Невыполнение требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению является существенным, в связи с чем аудитор обязан сделать следующее:
– отразить все такие нарушения в своей рабочей документации; – учесть влияние отмеченных нарушений на надежность аудиторских доказательств;
– сообщить руководству проверяемой организации о выявленных нарушениях;
– факты невыполнения требований нормативных актов учесть при составлении аудиторского заключения.
Таким образом, аудит основных средств предполагает определенную последовательность, требует от аудитора высокого профессионализма.
1.3.Проверка наличия и движения основных средств
При проверке операций по поступлению основных средств следует установить экономическую целесообразность и законность их строительства и приобретения, полноту и своевременность оприходования, а также правильность документального оформления и реальность их оценки.
Целесообразность строительства и приобретения основных средств определяется производственной необходимостью и эффективностью их использования.
Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путем изучения первичных документов и записей по счетам 01, 08, 60 и др.; сопоставления даты оприходования по счету 01 с датами, указанными в первичных документах. Следует отметить, что оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должны быть оформлены актом приемки–передачи основных средств (ф. ОС–1), т.к. только с этого момента начинается отсчет начисления износа и возмещения уплаченного налога на добавленную стоимость по основным средствам (если НДС выделен отдельной строкой в расчетно–платежных документах) [11].
Проверке правильности оценки основных средств аудитор должен уделить самое пристальное внимание, т.к. от правильности оценки основных средств в конечном итоге зависит правильность отражения финансовых результатов, составления бухгалтерской отчетности по основным средствам, правильность расчетов с бюджетом по налогу на имущество.
В соответствии Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ основные средства отражаются в учете по первоначальной стоимости.
Основные средства, бывшие в эксплуатации и приобретенные за плату, принимаются на учет по покупной стоимости с добавлением расходов по доставке и установке, а также сумм износа по этим объектам, указанным в документах на куплю-продажу.
Если основные средства приобретены с рассрочкой платежа или в кредит, то в первоначальную стоимость включается и сумма процентов, уплачиваемых поставщику или банку в пределах учетной ставки, установленной Центральным банком РФ, увеличенной на три пункта. В первоначальную стоимость основных средств, приобретенных по импорту, входят уплачиваемые предприятием импортный тариф и таможенные сборы за оформление груза [9].
В случаях, предусмотренных законодательством, в первоначальную стоимость включают уплачиваемый при приобретении основных средств налог на добавленную стоимость.
С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения периодически, по решению правительственных органов, производится переоценка основных средств и определяется их восстановительная стоимость.
М.О. Санникова в своих работах пишет, что «…восстановительная стоимость — это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях» [21].
Исходя из вышеизложенного необходимо проверять:
1. Создание на предприятии комиссии по приемке основных средств и оформлению ее результатов.
2. Наличие оформленных договоров купли-продажи основных средств с указанием стоимости объекта (первоначальной стоимости), износа и цены приобретения.
3. Наличие оформленных протоколов договорной цены (при внесении основных средств учредителями в качестве вклада в уставный капитал); соответствующих двусторонних актов приемки–передачи основных средств ( при безвозмездной передаче).
4. Правильность указания первоначальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1).
5. Указание стоимости объекта в договоре аренды (при получении основных средств в долгосрочную аренду с правом выкупа).
6. Правильность отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.
7. Правильность определения инвентарной стоимости законченных строительством объектов (порядок определения инвентарной стоимости объектов изложен в Положении по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций).
8. Правильность отражения операций по поступлению основных средств в синтетическом и аналитическом учете (налогообложение хозяйственных операций с основными средствами).
9. Правильность проведения переоценки основных средств и отражения в учете ее результатов, а также правильность определения балансовой стоимости применительно к рыночным ценам на момент проведения переоценки.
По мнению, В.М. Земскова, затраты, не увеличивающие стоимости основных средств, списываются со счета 08 «Капитальные вложения» за счет предусмотренных источников финансирования по мере полного производства соответствующих работ или совершения операций [9].
В случае, если в течение проверяемого аудитором периода нормативными документами предусматривалось проведение обязательной переоценки основных средств, аудитор должен на основании изучения информации, содержащейся в распорядительных документах, первичных документах и регистрах бухгалтерского учета, проверить:
1. Соответствие действий предприятия при проведении переоценки основных средств требованиям нормативных документов, устанавливающих порядок проведения переоценки.
2. Правильность и обоснованность (в случае вариантности) применяемых предприятием коэффициентов переоценки основных средств, наличие справок независимых экспертов.
3. Проведение переоценки не только первоначальной стоимости основных средств, но и накопленного износа.
4. Правильность отражения на счетах бухгалтерского учета результатов переоценки производственных и непроизводственных основных фондов.
5. Правильность отражения результатов переоценки в финансовой отчетности.
6. Правильность включения в налогооблагаемую базу для исчисления отдельных налогов (например, налога на имущество) результатов переоценки основных средств.
Как считает О.П. Зайцева, целью аудиторской проверки хозяйственных операций по выбытию основных средств, а также их отражения в учете является проверка:
— заключенных гражданско-правовых договоров;
— составленных первичных документов;
— налогообложения хозяйственных операций с основными средствами;
— правильности отражения операций по выбытию основных средств в синтетическом и аналитическом учете [7].
Первым действием аудитора при проверке операций по выбытию основных средств является выявление и документальное подтверждение всех фактов выбытия за проверяемый период.
Информация об операциях, связанных с выбытием основных средств, и о выявленном финансовом результате от реализации и выбытия основных средств в бухгалтерском учете должна быть отражена на счете 47. По дебету этого счета отражают первоначальную (восстановительную) стоимость выбывших объектов, а также расходы, связанные с выбытием (сносом, демонтажем и т.п.). По кредиту счета 47 отражают сумму выручки от реализации основных средств, сумму начисленного износа по счету 02 и стоимость материальных ценностей, поступивших в связи с ликвидацией. Финансовый результат от реализации и прочего выбытия основных средств относится на счет 80. Необходимо установить правильность корреспонденции счетов по операциям, связанным с любыми причинами списания основных средств.