Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.
Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.
Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.
Перспективным подходом следует считать частично децентрализованный подход - организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.
Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
К средствам математического обеспечения относятся:
- средства моделирования процессов управления;
- типовые задачи управления;
- методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
- анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
- подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
- разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.
Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:
- статус информационной системы;
- права, обязанности и ответственность персонала;
- правовые положения отдельных видов процесса управления;
- порядок создания и использования информации и др.
-
Классификация информационных систем
В любой данной компании информационная система может быть классифицирована на основе использования информации. Поэтому информационную систему в компании можно разделить на систему поддержки операций и систему поддержки управления.
Система поддержки операций
В организации ввод данных осуществляется конечным пользователем, который обрабатывается для создания информационных продуктов, т. е. отчетов, которые используются внутренними и/или внешними пользователями. Такая система называется системой поддержки эксплуатации.
Целью системы поддержки операций является облегчение бизнес-транзакций, контроль производства, поддержка внутренней и внешней связи и обновление центральной базы данных организации. Система поддержки операций далее делится на систему обработки транзакций, систему управления обработкой и систему совместной работы предприятия.
Система обработки транзакций (TPS)
В производственной организации существует несколько типов транзакций по отделам. Типичными организационными отделами являются отделы продаж
, бухгалтерского учета, финансов, производства, проектирования, управления персоналом и маркетинга. Через какую следующую транзакцию может происходить заказ на продажу, возврат продаж, кассовые чеки, продажи в кредит; кредитные ведомости, учет материалов, управление запасами, учет амортизации и т. д.
Эти транзакции можно разделить на пакетную обработку транзакций, обработку отдельных транзакций и обработку транзакций в реальном времени.
Система управления технологическим процессом. (АСУ ТП, SCADA):
Программное обеспечение, которое предназначено для автоматизации управления технологическим оборудованием на промышленных предприятиях
В производственной организации определенные решения принимаются компьютерной системой без какого-либо ручного вмешательства. В системе этого типа важная информация подается в систему в режиме реального времени, что позволяет контролировать процесс. Такие системы называются системами управления технологическими процессами.
Корпоративная система совместной работы
В последнее время больше внимания уделяется командным усилиям или сотрудничеству между различными функциональными группами. Система, которая обеспечивает совместную работу за счет улучшения связи и обмена данными, называется корпоративной системой совместной работы.
Система поддержки управления.
Руководителям требуется точная информация в определенном формате для принятия организационного решения. Система, которая способствует эффективному процессу принятия решений менеджерами, называется системой поддержки управления.
Системы поддержки управления по существу подразделяются на информационные системы управления, системы поддержки принятия решений, экспертные системы и информационные системы бухгалтерского учета.
Информационная система управления предоставляет информацию менеджеру, облегчая рутинный процесс принятия решений. Система поддержки принятия решений предоставляет информацию менеджеру, способствуя решению конкретной проблемы.
Системы управления:
Средства управления бизнес-процессами (BPM). Программное обеспечение, которое должно предоставлять возможность для управления совокупностью взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей.
Средства управления производственными процессами (MES). Программное обеспечение, которое предназначено для решения задач синхронизации, координации, анализа и оптимизации выпуска продукции
Средства управления основными фондами предприятия (EAM). Программное обеспечение, которое реализовывает непосредственное администрирование и документальное сопровождение комплекса имущественных отношений организации, в том числе планирование и своевременное обеспечение производства и/или организации всеми видами материальных и энергетических ресурсов, управление логистическими процессами, а также анализ, планирование и оптимизацию складских запасов в соответствии с целями и бизнес-процессами организации
Средства электронного документооборота (EDMS). Программное обеспечение, которое предоставляет возможность управления различными видами документов, обеспечивать создание, изменение, хранение, передачу, обмен, согласование, в том числе между различными субъектами, поиск документов на протяжении всего их жизненного цикла - от создания до их уничтожения
Средства управления складом и цепочками поставок (WMS, SCM). Программное обеспечение, которое обеспечивает управление процессами склада, планирование, исполнение и контроль потоков сырья, продукции и информации о перемещениях товара.
Средства централизованного управления конечными устройствами. Программное обеспечение, которое обеспечивает организацию управления мобильными устройствами, персональными компьютерами и устройствами интернета вещей предприятия
Системы планирования ресурсов предприятия (ERP)
Средства финансового менеджмента, управления активами и трудовыми ресурсами (ERP).
Программы, которые обеспечивают непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия.
Основные функции ERP
Планирование ресурсов предприятия:
-
импорто-независимые ERP-системы «тяжелого класса» -
отраслевая облачная мини ERP -
автоматизация закупочных процессов, процессов продажи, послепродажного обслуживания и других основных процессов предприятия -
автоматизация исполняемых процессов и роботизации в ERP -
анализ исторических данных закупочных систем для оценки поставщиков, выявления аномалий
-
обеспечение и поддержка работы систем планирования ресурсов предприятия -
использование гетерогенной среды хранения информации (SQL, noSQL, объектное хранилище) в ERP
Управление кадрами и потенциалом человеческих ресурсов:
-
управление персоналом (HRМ) и работой с кадрами (TalantTech) -
массовый подбор персонала: сопровождение кандидатов, обработка звонков, CRM для кандидатов -
управление усвоенными уроками и приобретенными знаниями (Knowledge management) -
определение модели компетенций и проведение регулярной оценки персонала -
выявление компетенций, требующих развития и формирования индивидуальных планов развития -
определение «пула талантов» и высокопотенциальных сотрудников (HiPo), -
управление эффективностью команд (постановка целей, фиксация результатов, обратная связь) -
сбор HR-аналитики по сотрудникам и командам -
предиктивный анализ рисков и формирование карты HR-рисков для высшего руководства
Дальнейшая классификация
Информационная система может быть классифицирована на основе деятельности в систему стратегического планирования, тактическую информационную систему и оперативную информационную систему.
В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая деятельность.
Выделяют:
- информационные системы оперативного (операционного) уровня - бухгалтерская, банковских депозитов, обработки заказов, регистрации билетов, выплаты зарплаты;
- информационная система специалистов – офисная автоматизация, обработка информации (включая экспертные системы);
- информационные системы тактического уровня (среднее звено) - мониторинг, администрирование, контроль, принятие решений;
- стратегические информационные системы - формулирование целей, стратегическое планирование.
Информационная система оперативного уровня поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение информационной системы на этом уровне - отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, информационная система должна быть легко доступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию.
Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.