Файл: Программа Творческая мастерская.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов.

Обучение практическому ремеслу декоративной росписи, лепки, вышивки и другими видами декоративно- прикладного творчества.

Постановка руки для правильного выполнения мазка, умение работать с пластичными материалами – пластилин, глина.

Овладение языком кистевого декоративного письма.

Планируемые результаты освоения программы

По результатам освоения программы 2-го года обучения учащиеся должны

Знать:

- плоскостную аппликации;

- основные направления и особенности народных промыслов России (Федоскинская миниатюра, Тагильская и Жостовская роспись, Абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, Ростовская финифть, Палехская миниатюра, Крестецкая строчка, Дымковская игрушка, Вятское кружево, Абашевская игрушка, Каргопольская игрушка, Филимоновская игрушка, Гжель, Тульское оружейное дело, Кубачинская обработка металла и др.;

- основные центры художественных промыслов России, особенности их возникновения, различие направлений по росписи по дереву (Городецкая, Мезенская, Полхов-Майданская, Пермогорская, Хохломская, Уфтюжская);

- приемы кистевой росписи элементов Городецкой, Мезенской, Хохломской, Уфтюжской Полхов-Майданской, Пермогорской росписей;

- технологический процесс росписи (грунтовка, лакировка);

- технику изготовления игрушек из глины (Дымковская, Абашевская игрушка);

- основы техники вышивки и декорирования бисером и бусами;

- технику безопасности работы с различными материалами.

Уметь:

- владеть необходимыми навыками умениями по изготовлению аппликации;

- анализировать цветовые сочетания;

- освоить графическое изображение фломастерами и составлять композиции;

- создавать тематические эскизы декорирования и росписи различных изделий народных промыслов;

- приобрести навыки росписи по дереву, глине;

Содержание рабочей программы

2 года обучения

1. Вводное занятие: Техника безопасности №1.

Теория: Знакомство с программой « Творческая мастерская». Техника безопасности №1

2. Повторение. Народные росписи России- Хохломская, Городецкая, Мезенская.

Теория: Беседа - краткое повторение истории возникновения и развития крестьянских росписей в различных областях России. Демонстрация образцов, выполненных педагогом и учащимися.

Практика: творческая работа на тему « Русские матрешки».

3. Работа с бумагой. Плоскостная аппликация: Основные приемы работы с бумагой и картоном.


Теория: Беседа о природе, о временах года, об осени.

Практика: «Осень в парке»

Натюрморт: «Ваза с фруктами и цветами»

Теория: Знакомство с понятием натюрморт

Практика: Изготовление и сборка элементов для работы панно. Оформление работы.

Аппликация из гофрированной бумаги.

Изделие « Гофрированные цветы»

Составление композиции из гофрированных цветов.

Изделие «Сказочное дерево».

Теория: Какие бывают деревья.

Практика: Изготовление элементов дерева.

Сборка элементов на панно. Оформление работы.

4. Папье-маше. Освоение техники, изготовление изделий-основ для росписи (тарелок, мисок и т.д.)

Теория: Общине сведения о технике папье-маше. Техника работы с мокрой бумагой.

Практика: Подготовка материалов. Создание форм. Техника изготовления тарелок, мисок, сушка изделия. Покрытие цветом.

5. Работа с разными материалами: пластилин, соленое тесто, природный материал, нитки, ткань.

Теория: Беседа о различных материалах, которые используются в декоративном творчестве.

Практика: Изделия из пластилина. Создание эскиза. Изготовление элементов. Сборка и оформление работы.

Изделия из соленого теста. Создание эскиза. Изготовление элементов. Сборка и оформление работы.

Изделия из природного материала. Создание эскиза. Изготовление элементов. Сборка и оформление работы.

Изделия из ниток. Создание эскиза. Изготовление элементов. Сборка и оформление работы.

Изделия из ткани. Создание эскиза. Изготовление элементов. Сборка и оформление работы.

Новогодние сувениры.

Теория: Беседа о Новом годе, новогодней елке.

Практика: Изготовление сувенира елочка из бумаги.

Изготовление сувенира Дед Мороз.

Изготовление сувенира Снегурочка.

Изготовление сувенира снежинки.

Изготовление сувенира звезда.

Сувениры- украшения:

Теория: Беседа о сувенирах, служащих для украшения интерьера.

Практика: Изготовление сувенира – фонарик.

Поздравительные открытки:

Теория: Рассказ об истории создания поздравительных открыток.

Практика: Открытка-сапожок. Создание эскиза открытки. Подбор материала. Изготовление элементов. Сборка и оформление.

Практика: открытка-варежка. Создание эскиза. Подбор материала. Изготовление элементов. Сборка и оформление

6. Повторение разделов народного промысла России: Роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства.

7. Повторение видов орнаментов.

Теория: Беседа - орнаменты народов севера России, Среднего Поволжья, Центральной России. Семантика орнаментов: знак неба, дождя, светил, стихий, растений, земли, охранительные знаки.



Практика: Составление традиционных орнаментов в круге, квадрате, полосе.

8. Законы композиции(повторение).

Теория: Беседа - стилевое единство, выбор композиционного центра, симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность, соизмеримость орнамента росписи и формы предмета.

Практика: Составление простейших композиций из элементов росписи в круге и полосе.

9. Основы цветоведения (повторение).

Теория: Беседа – сведения о цвете. Цветовой спектр. Основные и дополнительные, холодные и теплые цвета. Архоматические и хроматические цвета.

Практика: Составление световой полосы от светлого к темному.

10. Народные росписи России: Гжель, Устюжская роспись, Полхов-майданская роспись, Пермогорская роспись. История и особенности.

Теория: Знакомство с наглядными пособиями, с работами народных мастеров. Виды росписи северных областей России. Использование росписи в быту: фарфор, керамика, посуда, орудия труда, предметы интерьера.

Практика: Творческая работа на тему: «Разнообразие народных промыслов моей Родины».

11. Элементы народной росписи - Гжель. Роспись чашки.

Теория: Отличительные особенности росписи Гжель. Цвет и полутона синего. Характерный рисунок определяющий стиль « Гжель». Элементы росписи.

Практика: Знакомство и обработка письма элементов росписи Гжель.

Роспись круга в технике Гжель.

Роспись чашки.

Создание эскиза на бумаги.

Обработка и подготовка изделия из глины или соленого теста к работе.

Работа в цвете.

12. Элементы народной росписи -Устюжская. Роспись деревянной солонки.

Теория: Отличительные особенности Устюжской росписи. Цвет и характерный рисунок определяющий стиль Устюжской росписи. Элементы росписи.

Практика: Знакомство и обработка письма элементов Устюжской росписи.

Роспись в технике Устюжской росписи.

Создание эскиза солонки на бумаге.

Обработка и подготовка деревянного изделия к работе.

Работа в цвете.

Роспись изделия и покрытие лаком.

13. Элементы народной росписи – Плохов-майданская. Роспись деревянной доски.

Теория: Беседа - ознакомление с художественными и техническими приемами Полхов- майданской росписи.

Практика: Знакомство и обработка росписи элементов полхов-майданской росписи (листья и веточки).

Знакомство и обработка росписи элементов полхов-майданской росписи (Майданская роза).

Знакомство и обработка росписи элементов полхов-майданской росписи (птички – невелички, чудо-петушок).


Создание эскиза деревянной доски на бумаге.

Обработка и подготовка деревянного изделия к работе.

Работа в цвете.

Роспись изделия и покрытие лаком.

14. Народный русский костюм- головной убор, сарафан, украшение.

Элементы вышивки.

Теория: Общее понятие о народном русском костюме, отличительные особенности женского головного убора: кокошника. Символы. Украшения. Вышивки.

Практика: Изучение элементов вышивки. Вышивка крестом. Работа с тканью.

15. Изготовление кокошника, украшений, серег из бисера, бус, лент.

Теория: Знакомство с наглядными пособиями, с работами народных мастеров. Виды украшений разных областей России. Использование в народном костюме вышивки и украшений росписи. Ознакомление с техникой работы с бисером.

Практика: Создание и проработка эскиза кокошника и украшений. Изготовление выкройки кокошника. Обработка его тканью. Разработка и изготовление к кокошнику украшений из бисера, бус, лент.

16.Народное творчество куклы – обереги. Изготовление из ткани, ниток.

Теория: История возникновения вида народного творчества- куклы - обереги.

Особенности изготовления.

Практика: Изготовление куклы «Кубышка-травница». Подготовка материала, сборка, оформление работы.

Изготовление куклы «Солнечный конь». Подготовка материала, сборка, оформление работы.

Изготовление куклы «Купеничка». Подготовка материала, сборка, оформление работы.

Изготовление куклы «Неразлучники». Подготовка материала, сборка, оформление работы.

Изготовление куклы «Подорожница». Подготовка материала, сборка, оформление работы.


Оценочные и методические материалы.

Методическое обеспечение программы. 1-й год обучения.

п/п
Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы поведения итогов

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

Объяснение, собеседование

Словесный, наглядный.

Выставка готовых работ, фото- и видеоматериалы.

Устный опрос, учебное тестирование

2

Работа с бумагой, плоскостные аппликации

Объяснение, беседа, практическая работа

Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, частично-поисковый

Образцы аппликаций готовые работы Раздаточные материалы

Устный опрос, учебное тестирование, анализ

работ

3

Работа с разными материалами, технология изготовления сувениров


Объяснение, беседа, практическая работа

Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, частично-поисковый

Образцы готовых работ, журналы с наглядными пособиями, раздаточные материалы

Устный опрос, анализ работ

4

Основные разделы народных промыслов и технология росписи , народной игрушки

Объяснение, беседа, практическая работа

Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, частично-поисковый

Готовые работы, книги с репродукциями известных народных мастеров, раздаточные материалы

Опрос, учебное тестирование, анализ творческих

работ

5

Творческие, проектные работы

Объяснение, беседа, практическая работа

Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый

Образцы готовых проектных работ, журналы и книги с иллюстрациями.

Защита проектов, мини- выставка

6

Заключительное занятие

Практикум

Практический

Раздаточный материал

Викторина, итоговая выставка работ

Методическое обеспечение программы. 2-й год обучения.

п/п
Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы поведения итогов

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

Объяснение, собеседование

Словесный, наглядный.

Выставка готовых работ, фото- и видеоматериалы.

Устный опрос, учебное тестирование

2

Повторение –народные промыслы России

Объяснение, беседа, практическая работа

Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, частично-поисковый

Образцы работ мастеров, готовые работы, раздаточные материалы

Устный опрос, учебное тестирование, анализ

работ

3

Работа с бумагой и картоном, плоскостные аппликации

Объяснение, беседа, практическая работа

Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, частично-поисковый

Образцы аппликаций готовые работы, раздаточные материалы

Устный опрос, учебное тестирование, анализ

работ

4

Папье – маше. Освоение техники, изготовление основ для росписи

Объяснение, беседа, практическая работа

Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, частично-поисковый

Образцы аппликаций готовые работы, раздаточные материалы