Файл: Курсовая работа по дисциплине Уголовный процесс Прокурорский надзор в уголовном процессе Студент 3 курса.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 599
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами, действуют гласно, информируют органы государственной власти Федерации и субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности6.
Недопустимо вмешательство в осуществление прокурорского надзора: воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайте.
Генеральный прокурор РФ не подотчетен палатам Федерального Собрания и Президенту РФ. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению.
Стоит отметить, что изложенные положения Закона о прокуратуре отражают и развивают конституционные принципы организации прокуратуры как специфического самостоятельного органа государственной власти Российской Федерации. По сравнению с ранее действовавшим Законом о прокуратуре новый закон, восприняв его позитивные нормы, отличается от прежнего многими принципиально новыми положениями, применение которых, несомненно, будет способствовать повышению роли прокуратуры в укреплении законности и правопорядка. Согласно Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. Осуществление Генеральной прокуратурой России этих полномочий имеет важное значение для повышения эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, усиления ее роли в борьбе с преступностью в Российском государстве.
Глава 2. Процессуальный статус прокурора на различных стадиях уголовного процесса.
2.1. Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела.
Одной из функций прокурора в уголовном процессе выступает реализация от имени государства уголовного преследования. До принятия ФЗ от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УПК РФ» прокурор реализовывал уголовное преследование на всех стадиях анализируемого процесса, в том числе, на стадии возбуждения уголовного дела.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, данное постановление прокурора выступает одним из поводов для возбуждения уголовного дела
По смыслу указанной нормы уголовного процесса в представленном прокурорском постановлении может быть поставлен вопрос об уголовном преследовании при присутствии двух условий: в документах, передаваемых в органы предварительного расследования, есть достаточно сведений, указывающих как на признаки преступного деяния, так и на лицо его осуществившее. При отсутствии в документах данных, предоставляющих основание подозревать лицо в осуществлении конкретного деяния, прокурор не имеет права выносить постановление о передаче документов в орган предварительного расследования для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела Безусловно, подобное положение продиктовано тем, что ВУД при присутствии сведений, указывающих лишь на признаки преступного деяния, не означает одновременно начало уголовного преследования.
Стадию возбуждения уголовного дела как уголовно-процессуальный институт признают нецелесообразным и иные современные исследователи-процессуалисты. Так, Б.Я. Гаврилов считает, что закрепленная нормативным источником стадия возбуждения уголовного дела ограничивает конституционное право физических лиц на доступ к правосудию, выступает одной из главных причин уменьшения результативности работы правоохранительных структур по борьбе с преступностью.
Считается, что по обозначенному спорному вопросу верный подход занимает В.И. Качалов, который указывает: «Главной особенностью стадии возбуждения уголовного дела выступает разрешение вопроса, связанного с возбуждением уголовного дела и (либо) уголовного преследования». Конкретно на данной стадии досудебного производства реализуется реагирование на обстоятельство осуществления преступного деяния в достижении его последующего раскрытия, а также недопущение возбуждения уголовного дела по фактам, не включающим признаков преступного деяния. Присутствие указанной стадии позволяет исключить необоснованное уголовное преследование в отношении лиц, не причастных к осуществлению преступного деяния. При указанном возбуждении уголовного дела выступает началом производства по уголовному делу в форме предварительного следствия либо дознания. А началом досудебного производства выступает получение сообщения о преступном деянии (п. 9 ст. 5 УПК РФ).
На мой взгляд, лишение прокурора права на возбуждение уголовного дела не соответствует традиционному представлению о роли данного лица в уголовном судопроизводстве, лишает его результативных средств реагирования в случаях обнаружения нарушений закона. Ст. 146 УПК РФ необходимо представить в следующей редакции: «При присутствии основания и повода, установленных ст. 140 УПК РФ, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, дознаватель в рамках полномочий, предусмотренных УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится определенное постановление».
Таким образом, реформирование стадии возбуждения уголовного дела, да и всего досудебного производства, не только не завершено, но и требует значительного концептуального подхода, позволяющего обеспечить достижение назначения уголовного процесса (ст. 6 УПК РФ). На сегодняшний день остро стоит проблема недостаточности полномочий прокурора для реализации результативного надзора за обоснованностью и законностью решений, принимаемых органами предварительного расследования. В этой связи требуется расширение объема полномочий по надзору прокурора на продуманной концептуальной основе, исключающей неоднозначное понимание норм уголовного процесса и необъяснимые законодательные ошибки.
2.2. Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
Одной из отраслей прокурорского надзора, установленных Законом о прокуратуре, выступает надзор за осуществлением законов органами, реализующими предварительное следствие, дознание, оперативно- розыскную деятельность. Это значимая гарантия обеспечения легальности в области борьбы с преступностью. В вышеуказанном законе анализируемой отрасли надзора посвящена глава 3. Однако, предписания Закона о прокуратуре, закрепив в общей форме предмет надзора, не определяют каких-нибудь полномочий прокурора. Ст. 30 данного закона носит отсылочный характер, предусматривая, что полномочия рассматриваемого должностного лица по надзору за исполнением законов органами, реализующими предварительное следствие, дознание, оперативно- розыскную деятельность закрепляются уголовно-процессуальным законодательством и иными федеральными источниками.
Обращение к уголовно-процессуальным нормам свидетельствует о том, что прокурорский надзор в области досудебного производства имеет значительную особенность, отличающую его от других направлений надзорной деятельности. Во многом это обусловлено особенным положением прокурора в уголовном процессе, который, как это установлено в ч. 1 ст. 37 УПК РФ, уполномочен реализовывать не только надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания, но и уголовное преследование от имени государства. В связи с указанным, данное лицо выступает обязательным участником той деятельности, в области которой он производит надзор, и имеет характерные лишь ему уголовно- процессуальные полномочия, выходящие за пределы собственно надзорных.
В отличие от других направлений деятельности по надзору (например, надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод личности), осуществление прокурором полномочий в области досудебного уголовно- процессуального производства носит наступательный характер: они в значительной части случаев могут использоваться прокурором инициативно и вне зависимости от присутствия у него прямой информации о фактах нарушения правовых источников. Особенность используемых прокурором полномочий и предметная их регламентация соответствующим законодательством определяют то, что