Файл: Курсовая работа по дисциплине Уголовный процесс Прокурорский надзор в уголовном процессе Студент 3 курса.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 598
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с ч. 4 ст. 389.13 УПК РФ свидетели, которые были допрошены раньше в суде I инстанции, допрашиваются в суде в порядке апелляции, если их вызов суд признал обязательным. Вместе с тем, в суде I инстанции с учетом условия, предусмотренного в ст. 240 УПК РФ, суд фактически заслушивает показания потерпевшего, подсудимого, свидетелей. Исключением выступают только случаи, установленные ст. 276 и 281 УПК РФ. Расширение апелляции осуществлялось для того, чтобы в полной мере обеспечить возможность повторного рассмотрения соответствующего дела в суде II инстанции по правилам, предельно приближенным к требованиям рассмотрения дела в суде I инстанции. Подход к исследованию показаний свидетелей, предусмотренный в ч. 4 ст. 389.13 УПК РФ, противоречит непосредственности исследования доказательств, сути производства в порядке апелляции и в конечном результате началу состязательности уголовного процесса. Вопрос о потребности допроса свидетелей должен разрешаться сторонами, а не судом, который не может выступать ни на стороне защиты, ни на стороне обвинении.
По завершении судебного следствия в суде апелляционной инстанции прокурор участвует в прениях сторон, реализуемых на основании норм гл. 38 УПК РФ. Однако, в отличие от суда I инстанции, где в каждом случае первым выступает обвинитель, в рассматриваемом суде первым в прениях выступает то лицо, которое подало представление либо жалобу. Принимая во внимание то, что прокурор, как нами ранее было указано, в данном суде не перестает выступать обвинителем, полагаем, что в судебных прениях в порядке апелляции он и должен выступать первым, независимо от того, приносил он представление либо нет. Вместе с тем, анализируемому лицу следует выстраивать свою речь с учетом того, кто предоставлял жалобу либо представление и какие были выдвинуты требования. Кроме того, по аналогии с разбирательством дела в суде I инстанции, признаем необходимым наделить участников прений правом выступления с репликой.
Исходя из понимания п. 31 ст. 5 УПК РФ под вышестоящим прокурором необходимо признавать вышестоящего по должности по отношению к государственному обвинителю прокурора (его заместителя), наделенного согласно ст. 36 Закона о прокуратуре полномочиями по принесению представлений на решения суда. Из указанного вытекает, что если помощник прокурора поддерживал государственное обвинение, то представление может принести как он сам, так и руководитель органа либо его заместитель. Данное правило функционирует в суде апелляционной инстанции (ст. 389.3 УПК РФ). Считается логичным и в суде кассационной инстанции сохранить указанное право вышестоящих прокуроров и государственных обвинителей.
2.5 Роль прокурора на стадии исполнения приговора суда
После вынесения приговора могут возникать обстоятельства, затрудняющие его реализацию в соответствии с целями наказания, предусмотренными ст. 43 УК РФ, либо делающие нецелесообразным, а иногда даже невозможным, его исполнение в прежнем виде. Органы, ведающие исполнением наказания, не вправе разрешать такие вопросы, ибо они затрагивают сущность приговора. Поэтому их разрешение отнесено к компетенции суда в порядке уголовно-процессуальной стадии исполнения приговора.
УПК РФ закрепляет, что вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судом:
1. по ходатайству реабилитированного - в случае, указанном в п. 1 ст. 397 УПК РФ;
2. по ходатайству осужденного - в случаях, указанных в п. 4, 6, 9, 11-15 ст. 397 и ч. 1 и 2 ст. 398 УПК РФ;
3. по представлению органа внутренних дел по месту задержания осужденного - в случаях, указанных в п. 18 и 18.1 ст. 397 УПК РФ;
4. с учетом требований ст. 469-472 УПК РФ (в которых речь идет о передаче лица, осужденного судом РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина РФ, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в РФ) - в случаях, указанных в п. 20 и 21 ст. 397 УПК РФ;
5. по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание;
- во всех остальных случаях, указанных в ст. 397 УПК РФ.
Согласно ч. 6 ст. 399 УПК РФ, в судебном заседании вправе участвовать прокурор.
Приказ Генерального прокурора РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» устанавливает, что руководители прокуратур должны обеспечить участие прокуроров в судебном заседании при рассмотрении судом вопросов, связанных с передачей лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (ст. 470 УПК РФ), а также при рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 463 УПК РФ, жалоб иностранных граждан и лиц без гражданства, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, на решения об их выдаче (п. 15 Приказа).
Также приказ предписывает для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, обеспечить обязательное участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания и замене неотбытой части наказания более мягким и своевременное обжалование в кассационном порядке каждого незаконного и необоснованного решения суда (ч. 1 п. 16 Приказа). По общему правилу в судебных заседаниях при рассмотрении судами данных вопросов должны участвовать прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, а в случаях их отсутствия либо отдаленности - соответствующие прокуроры территориальных прокуратур.
Глава 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
3.1. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия состоит в обеспечении соблюдения законности органами дознания и предварительного следствия. Важность прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия заключается в том, что деятельность органов дознания и предварительного следствия затрагивает конституционные права и свободы человека и гражданина и другие предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством права лиц, которые вовлечены в сферу уголовно-процессуальных отношений.
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определяется его предметом. Регламентация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, дана в гл. 3 закона о прокуратуре.
В соответствии со ст. 29 закона о прокуратуре предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Данное направление деятельности прокуратуры регламентируется приказами Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» (в ред. от 5 июля 2002 г.) и от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».
Предварительное расследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда и заключается в принятии предусмотренных законом мер к установлению события преступления, лиц, которые виновны в совершении преступления, и к их наказанию. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является важной гарантией правильного применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, задача прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия заключается: а) в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений закона; б) в принятии мер, которые направлены на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.
Заключение
По результатам проведенного исследования, подведем обобщающие итоги по теме работы.
1. Отечественная прокуратура выступает многофункциональным государственным институтом, имеющим особенный статус и различные по своей сущности направления деятельности, основным из которых выступает государственный надзор за соблюдением законности в государстве. Прокуратура РФ ‒ единая федеральная централизованная система органов, реализующих от имени РФ надзор за соблюдением Основного Закона РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Органы прокуратуры реализуют свою деятельность в целях обеспечения: 1) верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3) охраны прав и свобод личности; 4) охраняемых законом интересов социума и государства. На достижение указанных целей ориентирована вся деятельность учреждений и органов отечественной прокуратуры.
2. Прокурор выступает должностным лицом,