Файл: Методы физического воспитания Методы физического воспитания.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы физического воспитания

Методы физического воспитания

  • Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений
  • Под методикой принято понимать систему средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания

Для решения задач физического воспитания ис


Специфические (методы практического применения упражнений)

Неспецифические (общепедагогические методы)

Характерны только для процесса физического воспитания

--Методы строго регламентированного упражнения

--Игровой метод

--Соревновательный метод

--Метод круговой тренировки

Применяются во всех случаях обучения и воспитания

-- Методы словесного воздействия

--Методы наглядного воздействия

Методы строго регламентированного упражнения

Строгая регламентация упражнения является основным направлением в процессе физического воспитания. Это направление характеризуется тем, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Использование методов этого направления позволяет:

  • а) обучить двигательным действиям любой сложности;
  • б) избирательно воздействовать упражнениями на различные части тела;
  • в) избранно развивать отдельные двигательные способности до возможного предела;
  • д) использовать физические упражнения в занятиях с любым контингентом людей.

Методы строго регламентированного упражнения, направленные на обучение технике двигательного действия

  • Метод целостного разучивания (целостно-конструктивный)
  • Он заключается в том, что двигательное действие разучивается и отрабатывается при многократном его повторении целиком

  • Положительные черты:
  • техника действия осваивается при постоянном взаимодействии его частей;
  • позволяет сохранить ритм действия и его общую структуру;
  • Позволяет сохранить силовой и временной «рисунок».
  • Отрицательные черты:
  • Использование при сравнительно несложных д.д. ;
  • Наблюдается быстрое утомление;
  • Сложно вносить коррективы в исправлении ошибок.

  • Метод обучения действиям по частям
  • (расчленено-конструктивный)

    При таком методе система движений расчленяется на относительно самостоятельные части (подсистемы), которые разучиваются отдельно с последующим соединением в единое целое.

  • Положительные черты:
  • Возможность сосредоточить внимание на выделенной части и более тщательно ее изучить;
  • Предупреждение возникновения стойких ошибок;
  • Менее утомительно.
  • Отрицательные черты:
  • Невозможность применения , когда д.д. невозможно разделить на части;
  • При соединении частей возможно нарушение временного и силового рисунка и нарушение ритма целостного действия.

Методы строго регламентированного упражнения, направленные на воспитание физических способностей


Метод

Характеристика

Равномерный

Характеризуется выполнением физического упражнения непрерывно в течении относительно длительного времени

Повторный

Характеризуется многократным повторением упражнений, где интервал отдыха до восстановления

Повторно - серийный

Характеризуется серийным повторением двигательного действия через полный или сокращенный интервал отдыха

Интервальный

Характеризуется многократным повторение упражнений через строго дозируемый интервал отдыха

Переменный

Характеризуется непрерывной работой с изменением интенсивности

Метод интервального упражнения с прогрессирующей нагрузкой

Характеризуется увеличением нагрузки, интервал отдыха строго дозируется

Метод интервального упражнения с убывающей нагрузкой

Характеризуется уменьшением нагрузки, интервал отдыха дозируется

Метод интервального упражнения с варьирующей нагрузкой

Характеризуется изменением нагрузки то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения, интервал отдыха дозируется

Метод повторно – переменного упражнения

Представляет собой непрерывное и многократное повторение комбинации двух различных нагрузок.

Метод повторно – прогрессирующего упражнения

Характеризуется увеличением нагрузки, интервал отдыха до восстановления

Метод повторного упражнения с убывающей интервалом отдыха

Характеризуется повторением одинаковой нагрузки (объем, интенсивностью), но сокращением интервала отдыха.

Метод круговой тренировки

  • Круговая тренировка – это организационно-методическая форма занятий, включающая ряд частных МСРУ
  • Основу КТ составляет серийное повторение нескольких видов физ. Упражнений, подобранных и объединенных в комплекс
  • Характеристика

  • Упр. Выполняются в порядке последовательного прохождения 7-10 станций, которые располагаются по кругу (либо похожим образом);
  • На каждой станции – один вид д.д.
  • Упр. относительно несложные, хорошо разученные
  • Упр имеют локальную или региональную направленность (т.е. воздействуют на опр. группу мышц)

К основным вариантам круговой тренировки относятся:

  • «Круговая тренировка» по типу непрерывного длительного упражнения
  • (преимущественная направленность на развитие общей выносливости).

  • «Круговая тренировка» по типу интервального упражнения с напряженными интервалами отдыха
  • (преимущественная направленность на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости).

  • «Круговая тренировка» по типу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха
  • (преимущественная направленность на развитие силовых и скоростных способностей в сочетании с воздействием на другие компоненты общей физической работоспособности).

Игровой метод

  • Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в процессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами.
  • Сущность метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры.
  • Игровой метод обладает широкой доступностью, как для детей, так и для взрослых.
  • В физическом воспитании детей младшего возраста он занимает ведущее место.
  • Игровыми методами следует широко пользоваться в процессе тренировки в целях уменьшения монотонности тренировочных нагрузок.

Характерными чертами игрового метода являются:


  • 1. Сюжетно – ролевая основа
  • деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета и самостоятельно импровизированного выполнения или тех или иных ролей (игровых функций), предусматриваемых сюжетом. Игровые роли и сюжеты отражают определенные жизненные явления.
  • 2. Отсутствие жесткой регламентации действий.
  • 3. Большая эмоциональность, на фоне которой протекает двигательная деятельность и поведение занимающихся.
  • 4. Относительно самостоятельный (нерегламентированный) набор решения двигательных задач.
  • 5. Многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно изменяющихся ситуаций.
  • 6. Сложные и разнообразные взаимодействия в процессе игры.

Соревновательный метод – конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества

Позволяет:

  • - стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявить уровень их развития;
  • - выявить и оценить качество владения двигательными действиями;
  • - обеспечить максимальную физическую нагрузку;
  • - содействовать воспитанию волевых качеств.
  • Соревновательный метод применяется в качестве элемента занятий, и относительно самостоятельной формы занятий (контрольно – зачетные).

    Обязательным условием соревновательного метода является подготовка занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Несоблюдение этого условия может нанести существенный вред их здоровью.

Методы наглядного воздействия


методы зрительной наглядности;

методы слуховой наглядности;

методы двигательной наглядности.
  • Непосредственный показ (демонстрация) движений;

  • Основное требование к организации показа - обеспечить удобные условия для наблюдения (удобное расстояние, плоскость основных движений, достаточную повторность демонстрации).

    Демонстрирует сам преподаватель, либо ученик, владеющий техникой.

    2. Демонстрация наглядных пособий;

    (Макеты, графики, чертежи, рисунки, видеозаписи и т.д.)

    3. Зрительное ориентирование.

    В качестве зрительных ориентиров используются предметы или разметка, а также сложные технические устройства, подающие световые сигналы о времени и направлении (например, загорание лампочек в различных местах специального щита для тренировки быстроты и точности попадания мячом в спортивных играх).

- Использование звуков как сигналов помогает уточнить пространственно-временные и временные характеристики движений.

- Заранее обусловленными сигналами можно подсказать момент главного усилия или начала какой-либо фазы

движений.

- С помощью звуковой наглядности хорошо усваивается ритм двигательных действий (Его можно «простучать» заранее или в процессе выполнения движения)

При использовании звуковых сигналов необходимо учитывать время двигатель­ной реакции занимающихся и подавать сигналы с соответствующим опережением.

- Методы и приемы двигательной наглядности направлены на организацию восприятия занимающимися ощущений, поступающих от двигательного аппарата.

- Примерами двигательной наглядности является направляющая помощь при движениях - принудительное «проведение по движению» Применяя направляющую помощь и тренажеры, необходимо соблюдать правила:

1. Не следует заменять усилия, обучающегося полностью внешними усилиями, их должно быть ровно столько, сколько недостает у самого обучающегося.

2. Нежелательно пользоваться этими приемами длительно во избежание выработки к ним стойких привычек.

Методы словесного воздействия


Методы рассказа, описания, объяснения

Методы команды, распоряжения, приказания

Методы разбора, замечания, словесной оценки

Слово используется как средство передачи знаний

Рассказ – Его назначение - обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии. Так, перед непосредственным разучиванием нового двигательного действия преподаватель рассказывает о его значении, об истории возникновения, о результатах использования и т.д.

Описание - Используется с целью передачи знаний о технике двигательного действия, сущности и правилах игры, порядке и последовательности действий, опасностях лыжной трассы и т.д.

Объяснение - Применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении двигательного задания. Например, при обучении двигательному действию преподаватель объясняет, как нужно выполнять ту или иную его часть, какие двигательные ощущения при этом могут возникать, как и на что обучающийся должен ориентироваться в процессе выполнения действия. Объяснения должны быть ясными, доходчивыми и, что особенно важно, при занятиях с детьми.

Воздействие словом в целях управления деятельностью занимающихся

Команда – Применяется при организации коллективных действий, таких, как перемещения занимающихся, одновременное выполнение упражнений с использованием терминологии.

Распоряжения и приказания - Эти словесные методы отличаются от команды свободным выбором слов и более спокойным тоном.

Указания- Представляет собой словесное воздействие с целью исправления движений. Используется при обучении двигательным действиям. Краткими репликами: «быстрее» «свободнее», «выше взмах» и т.п.

Слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.

Разбор – Эта форма беседы, обсуждения преподавателя с занимающимися результатов их деятельности.

Разбор может быть как индивидуальным, так и коллективным.

Замечание – Это краткая форма словесного воздействия, отличающаяся от разбора односторонним характером. Преподаватель в краткой форме оценивает качество выполнения задания или указывает на допущенные ошибки.

Словесная оценка - Она может быть дана в краткой, обобщенной форме («хорошо», «плохо») и развернутой - в виде более подробного рассмотрения положительных и отрицательных моментов.

Словесная оценка приближается к разбору, но с той только разницей, что занимающиеся выслушивают оценку без вовлечения в разговор с преподавателем.