Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для школ, работающих по системе Л.В. Занкова, разработаны две вариативные программы для 1–4 классов, реализующие содержание образовательного компонента «Окружающий мир»: «Мы и окружающий мир», авторы Н.Я. Дмитриева и А.А. Казаков и «Я и окружающий мир», автор И.П. Товпинец.
Для школ, работающих по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, разработана программа для 1–4 классов «Окружающий мир», авторы Е.В. Чудинова и Е.Н. Букварева.
В учебниках к этим программам для формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств служит как текстовой, так и иллюстративный компоненты. В текстах обращается внимание на красоту изучаемых объектов природы и рукотворного мира. Особую роль играют рисунки и фотографии в учебниках.
В учебниках А.А.Плешакова значительное число красочных иллюстраций, передающих красоту объектов неживой природы (созвездия, камни, снежинки), растений и животных, природных явлений (радуга), городов и сел представлено в учебнике 1 класса.
В учебнике для 2 класса имеется специальная рубрика «Природы дивная краса», в которой тексты и иллюстрации органично дополняют друг друга и служат опорой при выполнении заданий, предполагающих собственные наблюдения детей, подготовку рассказов и фоторассказов, посвященных красоте природы.
В 3 классе в тексте «Ценность природы для людей» особо отмечена эстетическая ценность природы. В теме «Для чего нужна экономика?» говорится о потребности людей видеть красивое вокруг себя. Знакомство с городами Золотого кольца и странами мира также дает обширный материал для достижения указанного результата.
В учебнике 4 класса представлены разворотные рисунки, отражающие красоту природы различных зон и сообществ. В разделах «Страницы всемирной истории», «Страницы истории России», «Современная Россия» показана красота архитектурных сооружений разных времен.
В учебниках Виноградовой Н.Ф. системно и последовательно для формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств используется мощный потенциал отечественного изобразительного искусства, представленного в репродукциях произведений художников XIX - XX вв..
Например, в учебнике 2 класса своеобразную красоту разных сезонов года передают репродукции художников И.И. Левитана, А.А. Пластова, И.С. Остроухова, А.С. Степанова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина и др.
В учебниках 1, 3, 4 классов репродукциями иллюстрируются материалы, посвященные семейной жизни, городу и селу, различным природным зонам и сообществам, архитектурным сооружениям и ансамблям разных времен, городов и стран Земли.
Тема об использовании свойств природы в эстетическом воспитании школьников не раз обсуждалась и на страницах журнала «Начальная школа».
Анализ статей из журналов «Начальная школа» за 1983-2003 годы позволяет нам утверждать о том, что для организации эстетического воспитания есть достаточно материала.
В одном из номеров журнала за 1988 год автор В.Л. Лола пишет, что богатейшим источников духовно-эстетических воздействий на человека является природа, все её сферы: воздух, земля, вода, флора, фауна.
Автор говорит о том, что если дети ощутят ладошками шероховатость коры старой сосны или берёзы, гладкость сосенки, холодноватую упругость коры осины, то это ощущение надолго войдёт в память ребёнка, станет частью его представлений о красоте родных мест.
К другому виду наблюдений относится восприятие красок осени, их многоцветья, разнообразия, тонкости оттенков осеннего леса, неба, облаков, солнышка.
В статье также особо выделяются такие наблюдения, как восприятие звуков: звеняще праздничной музыки золотой осени или печально- прощальной мелодии дождливой поздней осенней поры; шума ветра в лесу, в поле, в овраге; шелеста травы, шуршания листьев под ногами, от ветра на деревьях; скрипа деревьев; голосов птиц.
Четвёртый вид наблюдений – наслаждение ароматами осени: запахом увядающих прелых листьев; разнообразием запахов древесной коры: горьковато-свежей - осины, черёмухи, рябины, смолистой – сосны, ели, сладковато-терпкой – тополя, берёзы, пряно-душистой – смородины; ароматами трав и листьев; запахами ягод и плодов; запахами грибов.
Система эстетических воздействий на учащихся при изучении природы ведёт к тому, что дети всё замечают в жизни природы. Они стараются увиденное записать, зарисовать, острее чувствуют красоту природы родного края, глубже интересуются окружающим миром.
Делясь опытом, многие авторы статей, пишут о том, что часто используют телеуроки по природоведению, которые вызывают сильную ответную реакцию детей, потому что всегда несут интересные вопросы, сопровождаются стихами, музыкой, фрагментами из сказок или фильмов о животных и растениях.
С целью экспериментального доказательства гипотезы о том, что эстетическое воспитание первоклассников в интегративном курсе «Окружающий мир» будет эффективным при соблюдении следующих условий: активизация личностного опыта учащихся и на его основе актуализация потребностей взаимодействия детей с природой; вербализация младшими школьниками результатов наблюдений за природными объектами; использование синтеза естественнонаучного и художественного знания об объектах природы в учебной деятельности младших школьников, нами была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из 3 этапов.
На констатирующем этапе эксперимента нами была использована методика «Красота времён года».
С помощью этой методики нам удалось установить, что уровень эстетического развития детей не высокий. Многие дети плохо справились с заданием.
На формирующем этапе эксперимента реализовывались условия с помощью различных методических средств: проведение экскурсий в природу; демонстрация художественных иллюстраций (картинок, фотографий, наглядных пособий); беседы с элементами художественного описания; чтение отрывков художественной прозы, поэзии, описание путешествий; демонстрация экспонатов, естественной наглядности; использование эстетических впечатлений, полученных во время прогулок и экскурсий.
Таким образом, важным путем эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления.
Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту разнообразных предметов, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок, экскурсий необходимо обращать внимание детей на своеобразие красок природы, их изменение и гармонию, пробуждать интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней.
Разработанный нами цикл уроков, методические приемы по развитию у школьников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные результаты.
Контрольный этап эксперимента показал, что уровень эстетического развития детей изменился. Результаты сравнения уровней эстетического видно в диаграмме 3.
Результаты экспериментальной работы были обработаны по критерию знаков или Z-критерию. Проведено ранжирование уровней эстетического развития:
Выводы:
n =8
Т факт.=8
Т табл.=7
Видим, что при р=0,01 Т табл.(7)< Т факт.(8), а это желаемый результат.
Таким образом, гипотеза дипломной работы нашла полное подтверждение.
Список использованной литературы:
-
Бушко О.М. Эстетика для школьников. – М.: Материк – Альфа, 2006. – 128 с. -
Верб Э.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема: Автореф. Дис. д-ра пед.наук. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – 65 с. -
Ветгулина Н.А. Методы эстетического воспитания // Новости школы. – 2007. - №4. – С.63-72. -
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. четырехлетней начальной школы. 2-е изд., с уточн. - М.: Вентана-Граф, 2002. – 171 с. -
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учеб. для 2 кл. четырехлетней начальной школы. 2-е изд., с уточн. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 160 с. -
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учеб. для 3 кл. четырехлетней начальной школы. 2-е изд., с уточн. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 160 с. -
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учеб. для 4 кл. четырехлетней начальной школы. 2-е изд., с уточн. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 160 с. -
Горина Л.В., Морозова Е.Е. Музыка на уроках естествознания // Начальная школа. – 2003. - № 10. - С. 85 -87 -
Джола Д.И. Эстетическое отношение человека к действительности как предмет эстетического воспитания: Автореф… дис. канд. пед. наук. - Киев, 1974. – 16с. -
Захарова Л.В. Учимся любить природу //Начальная школа. – 1997. №4. - С. 64 – 67. -
Исаева Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками //Начальная школа. – 1994. №1. С. 38 – 41. -
Кабалевский Д.Б. Эстетическая культура и школа //Советская педагогика. - 1970. - № 5. С. 21- 27 -
Клепинина З. А. Окружающий мир: метод. пособ. к учеб. «Окружающий мир» для 1 кл. начальной школы. – М.: АСТПРЕСС ШКОЛА, 2005. – 160 с. -
Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова А. Ю. Коджаспиров. - М.: Март, 2005. - 448 с. -
Лабковская Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г. С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с. -
Лаврова Г.Д. Эстетическое воспитание учащихся при изучении природы //Начальная школа. – 1988. - №12.- С. 41 – 44. -
Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников - М.: Педагогика, 2002 - 183 с. -
Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы //Начальная школа. – 1988. №1. С. 25 – 27. -
Люблинская А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. - 415 с. -
Мельчаков Л.Ф. Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению // Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Пособие для учителей. / Сост. Л.Ф. Мельчаков. - М.: Просвещение,1981. - 158 с. -
Неменский Б.М. Мудрость красоты о проблеме эстетического воспитания [Текст]: кн. для учителя. 2-е изд. / Б.М. Неменский - М.: Просвещение, 1987. - 253с. -
Овчинникова А.Ж. Формирование эстетических представлений о природе у первоклассников: Автореф… дис. канд. пед. наук. – М.: 1989. – 16с. -
Письмо Департамента общего среднего образования от 11 апреля 2000 г. № 581/11-13 -
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник для общеобразоват. учрежд.: В 2 ч. /А.А.Плешаков. - 11- е изд. - М.: Просвещение, 2009. – 211 с. -
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. /А.А.Плешаков. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2008.- 196 с. -
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение. 2009. – 201 с. -
Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. / А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 8-е изд. – М.: Просвещение. 2009.- 277 с. -
Побединская Л.М. Природа в воспитании учащихся //Начальная школа. – 1987. №12.- С. 37 – 39. -
Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005. - 574 с. -
Поглазова О. Т. Программы «Окружающий мир» для 1–4 классов/Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «ГАРМОНИЯ». — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. — 48 с. -
Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: (Эстетическое воспитание учащихся во внеклас. работе): Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с. -
Психологическая диагностика [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007. - 656 с. -
Рокицкий П.Ф. Биологическая статистика: учеб. пособие для биологических ф-ов университетов/ П.Ф.Рокицкий. 3-е изд., испр. – Минск: Высшая школа, 1973. – 298 с. -
Рукавицын М.М. Эстетическое воспитание детей - М.: Знание – 2002. - 432 с. -
Система эстетического воспитания школьников /под ред. С. А. Герасимова. - М.: Педагогика, 1983. - 264 с. -
Сметанкина И.П. Об эстетическом воспитании школьников //Начальная школа. – 2003. №9. С. 48 – 51. -
Смирнов В. И. Общая педагогика: учебное пособие / В. И. Смирнов. - М.: Логос, 2003. - 304 с. -
Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.– М.: Знание - 1987. – 147 с. -
Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и автор вступительных очерков С.Соловейчик. - М.: Издательство политической литературы, 1973. – 271 с. -
Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 78 с. -
Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с. -
Теория эстетического воспитания /Отв.ред. Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. – М.: Искусство, 1979. – 255 с. -
Тихомирова С.А., Полесская Л.И. Использование произведений художественной литературы при изучении природоведения //Начальная школа. – 1990. -№10.- С. 42 – 44. -
Толстых В.И., Эренгросс Б.А. Эстетическое воспитание: Учеб. для проф.-техн. училищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 1984. – 224с. -
Трусова Т.М. Воспитание любви к природе //Начальная школа. – 1986. №8. С. 63 – 64. -
Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2003. - 519 с. -
Эстетика: словарь./ Под общ. Ред. А.А. Беляева и др. М., 1989. 141 с. -
Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий/ авт. сост. Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.- 222 с. -
Эстетическое воспитание в школе: Сб. из опыта работы. - Л.:УЧПЕДГИЗ, 1962. – 92 с. -
Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Советская педагогика, 1976. – 168 с. -
Школа России. Концепция и программы для нач. кл.: В 2 ч. / [М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, А.А.Плешаков и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 158 с.