Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Псковский государственный педагогический университет
им. С.М. Кирова
Факультет образовательных технологий
Кафедра теории и методики естественно-математического образования
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по педагогике
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Выполнила: студентка 6 курса (3,5 г.о.)
заочного отделения
факультета образовательных технологий
специальность «Педагогика и методика
начального образования»
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
профессор, зав. кафедрой ТиМЕМО
Псков
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………………9
1.1. Эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления .9
1.2. Предмет, содержание и методы эстетического воспитания школьников………………………………………………………………………14
1.3. Анализ типовых и альтернативных программ и учебников по «Окружающему миру» для начальных классов………………………………17
1.4. Педагогический опыт учителей по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках курса «Окружающий мир»……..……………………………………………………………….…….…26
Выводы по главе I………………………………………...…………...….32
Глава II . Опытно - экспериментальная работа по организации эстетического воспитания младших школьников при изучении интегративного курса «Окружающий мир»……………………………………………………………..34
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы по организации эстетического воспитания младших школьников при изучении курса «Окружающий мир»……………………………………………………………..34
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………...46
Выводы по главе 2……………………………………………………...…53
Заключение…………………………………………………………………..…...54
Список литературы…………………………………………………………..…..62
Приложения
Приложение 1. Список учащихся 1 класса.
Приложение 2. Рисунки с изображением времён года к методике «Красота времён года».
Приложение 3. Конспект урока, проведённого на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, «Что у нас над головой?».
Приложение 4. Творческие работы первоклассников к уроку «Что у нас над головой?».
Приложение 5. Конспект урока, проведённого на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, «Что растёт на клумбе?».
Приложение 6. Творческие работы первоклассников к уроку «Что растёт на клумбе?».
Приложение 7. Конспект урока, проведённого на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, «Что это за листья?».
Приложение 8. Творческие работы первоклассников к уроку «Что это за листья?».
Приложение 9. Конспект урока, проведённого на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, «Кто такие птицы?».
Приложение 10. Конспект урока, проведённого на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, «Кто такие насекомые?».
Приложение 11. Творческие работы первоклассников к уроку «Кто такие насекомые?».
Введение
Эстетическое познание мира многосложно и оно предполагает возможность учиться и учить красотой. Пренебрежение эстетическим воспитанием не раз приводило к тому, что из стен школы выходили люди эмоционально-глухие и черствые, духовно-пустые и безликие, а, следовательно, ущербные в социальном отношении. Обилие источников информации, засилие телевизионных каналов (зачастую изобилующими низкопробными, зомбирующими программами), компьютеров, мобильных телефонов привело к оторванности современных детей от реального мира. В своем первом классе я столкнулась с отсутствием у детей элементарных общий сведений об окружающем мире. Они умеют читать и считать, в голове много энциклопедических сведений, но не знают названий растений, украшающих улицы города и их дачные участки; не знают ни одного музея в нашем городе; не могут красочно описать увиденное; не любят рисовать и фантазировать; плохо владеют навыками культурного общения. Голова их заполнена множеством виртуальных образов, а то, что находится за порогом квартиры, часто остается без внимания. И решение данной проблемы мы видим именно в развитии в каждом ребенке его творческой одаренности через познание красоты окружающего мира. Чем больше дети будут обращать внимание на окружающий их мир, тем больше они будут прибегать к общению именно с окружающим миром, а не с виртуальностью.
Окружающий мир - неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако далеко не все люди рождаются чуткими к красоте. Нужно всегда обращать внимание детей на все прекрасное или необычное в окружающем их мире. Будь то пение птиц, журчание ручья, шелест листьев или трав, любование деревьями или ярким ковром осенних листьев.
Развитие у детей умения видеть, способности к наблюдению, к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важно. Дети должны понять, почему человек становится художником, скульптором, поэтом, экологом. Чем отличаются эти люди? Их отличает особое умение видеть, слышать то, чего не увидели, не услышали другие. Постепенно дети начинают «просыпаться» к восприятию прекрасного, тоньше чувствовать.
Многие статьи и монографии посвящены проблемам эстетического воспитания. Но в абсолютном большинстве из них речь идет преимущественно о воспитании искусством. А для формирования эстетической воспитанности в равной степени ценно и необходимо приобщение человека и к искусству, и к действительности.
Эстетическое воспитание эффективно, когда включает в следующие основные факторы: личность человека, труд, науку, природу и искусство. Эта система, функционирующая постоянно и длительно, создает многогранный и глубокий эстетический опыт, приводит к выработке целостного разностороннего эстетического отношения к жизни.
Большинству младших школьников не свойственна многогранность восприятия красоты окружающего мира. Чаще всего они воспринимают лишь цветовые признаки явлений, а целостный образ остается за пределами внимания. А ведь в этом отличительная черта культуры эстетического восприятия. Всемерно развивать многостороннюю наблюдательность учеников – важнейшая педагогическая задача.
Как ни важно уметь ощущать гармонию цветов, красок, форм, контуров, творческое восприятие означает способность замечать необычное, анализировать, размышлять. Эстетическое постижение окружающего мира требует чувства, страсти, взволнованности.
Красота пробуждает человека исследовать окружающий мир, углубляет эстетические переживания и дает эстетическое наслаждение. Приобщение детей к прекрасному должно быть ненавязчивым, неторопливым, оно может напоминать игру, праздник.
Таким образом, эстетические чувства, восприимчивость к прекрасному, не только обогащают духовный мир ребенка, но и развивают заложенную в каждого ребенка природой творческую одаренность.
Эстетическое воспитание детей осуществляется, прежде всего, в процессе учебных занятий, в том числе, на уроках интегративного курса «Окружающий мир».
В процессе его изучения школьниками, а также в организации внеклассной работы нужно учитывать следующие аспекты: естественно-научный аспект предполагает понимание жизни и развития окружающего мира, как целостной системы, в которой все взаимосвязано; нравственно-эстетический аспект связан с формированием у детей любви к окружающему миру, способности наслаждаться его красотой; научно-познавательный аспект преследует цель обеспечить понимание важности сохранения компонентов окружающего мира для глубокого познания и практического использования при жизни современного и будущего поколений.
Одно из условий достижения высокой эффективности эстетического воспитания на уроках интегративного курса «Окружающий мир» – умелый подбор материала, вызывающий живой интерес у детей. На занятиях в живой, эмоциональной форме дети должны знакомиться с красотой окружающего мира, учиться с помощью лучших произведений живописи и литературы, постигать окружающий мир красок и звуков в природе, выражать свое отношение к жизни. Стремление к красоте свойственно всем людям, особенно детям. Этому стремлению отвечает систематическое общение с окружающим миром, с произведениями искусства и литературы, с природой, с миром животных и растений.
Опираясь на растущий интерес учащихся к красоте окружающего мира, можно добиться полноты эстетического восприятия, развивать у них разностороннюю наблюдательность.
Таким образом, выделенная проблема позволила нам определиться в выборе темы.
Тема: «Педагогические условия организации эстетического воспитания младших школьников при изучении интегративного курса «Окружающий мир»».
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников на уроках интегративного курса «Окружающий мир».
Предмет исследования – педагогические условия эстетического воспитания школьников на уроках интегративного курса «Окружающий мир».
Проблема настоящего исследования: каковы педагогические условия эффективного эстетического воспитания школьников на уроках интегративного курса «Окружающий мир».
Целью исследования является решение данной проблемы.
Гипотеза исследования
:
Эстетическое воспитание первоклассников на уроках интегративного курса «Окружающий мир» будет эффективным, если реализовать на практике следующие педагогические условия:
-
активизация личностного опыта учащихся и на его основе актуализация потребностей взаимодействия детей с природой; -
вербализация младшими школьниками результатов наблюдений за природными объектами; -
использование синтеза естественнонаучного и художественного знания об объектах природы в учебной деятельности младших школьников.
Задачи:
-
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. -
Определить понятия «эстетическое воспитание», «эстетическое развитие», «эстетический вкус», «эстетический идеал» и «эстетическое чувство». -
Рассмотреть сущность, содержание и методы эстетического воспитания младших школьников в образовательном процессе. -
Выявить и экспериментально доказать эффективность педагогических условий эстетического воспитания школьников на уроках интегративного курса «Окружающий мир».
Методы исследования:
-
теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; -
интервьюирование младших школьников; -
педагогический эксперимент; -
качественный и количественный анализ результатов ученической деятельности; -
методы математической и статистической обработки результатов исследования.
Методологической основой исследования является позиция Фридриха Шиллера “Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически” [цит. по 44, c.18] .
База исследования: 1 класс МОУ Новохованской СОШ Невельского района Псковской области.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Библиография содержит 51 источник.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников
В этой главе мы рассмотрим основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического воспитания младших школьников, раскроем понятие «эстетическое воспитание», выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического воспитания и их особенности в младшем школьном возрасте, а также пути и средства эстетического воспитания.