Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2
Результаты интервьюирования первоклассников по методике «Красота времён года» на контрольном этапе эксперимента
Фамилия, имя ребенка | Полученный результат (в баллах) |
Вадим Б. | 10 |
Иван И. | 7 |
Илья И. | 10 |
Ульяна К. | 8 |
Анна Л. | 9 |
Анастасия П. | 6 |
Илья П. | 8 |
Антон С. | 8 |
Результаты по выявлению уровня эстетического развития первоклассников в экспериментальном классе на контрольном этапе эксперимента
Уровень эстетического развития | Количество учащихся |
Очень высокий | 2 |
Высокий | 4 |
Средний | 2 |
Низкий | 0 |
Очень низкий | 0 |
Диаграмма №2.
Результаты по выявлению уровня эстетического развития первоклассников в экспериментальном классе на контрольном этапе эксперимента
Из таблицы № 2, и диаграммы №2, видно, что уровень эстетического развития детей изменился. Два ученика имеют очень высокий уровень эстетического развития, четыре ученика высокий уровень.
Приведём сравнения результатов, полученных в экспериментальном классе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, в таблице №3 и диаграмме №3
Таблица №3
Результаты сравнения уровней эстетического развития
Уровень эстетического развития | Количество учащихся экспериментального класса (констатирующий этап) | Количество учащихся экспериментального класса (контрольный этап) |
Очень высокий | 0 | 2 |
Высокий | 2 | 4 |
Средний | 4 | 2 |
Низкий | 1 | 0 |
Очень низкий | 1 | 0 |
Диаграмма №3
Результаты сравнения уровней эстетического развития
Результаты экспериментальной работы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента были обработаны статистически по критерию знаков или Z критерию. Для этого сначала проведено ранжирование уровней эстетического развития:
Очень высокий – I ранг
Высокий – II ранг
Средний – III ранг
Низкий – IV ранг
Очень низкий – V ранг
Критические значения статистики критерия знаков:
-
n
t табл. α при=0,01
5
5
6
6
7
6
8
7
9
8
10
9
11
9
12
10
13
11
14
11
15
12
Получили следующие результаты:
-
Ученики
Констатирующий
срез (в рангах)
Контрольный
срез (в рангах)
Знаки разности
1.Вадим Б.
II
I
+
2.Иван И.
IV
III
+
3.Илья И.
II
I
+
4. Анна Л.
III
II
+
5. Ульяна К.
III
II
+
6. Анна А.
V
III
+
7. Илья П.
III
II
+
8. Антон С.
III
II
+
n =8
Т факт.=8
Т табл.=7
Видим, что при р=0,01 Т табл.(7)<т факт.(8), а это желаемый результат.
Следовательно, нулевая гипотеза отвергается, разница в результатах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента признаётся достоверной, а использованная методика эффективной.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза дипломного проекта полностью подтвердилась. Все задачи решены и цель достигнута.
Выводы по главе 2
В данной главе были описаны основные методические пути и приемы, которые используются на уроках «Окружающего мира» для работы по эстетическому воспитанию младших школьников. Мы смогли убедиться, что в практике учителей возможно использование разнообразных приемов работы по эстетическому воспитанию. Это позволяет осуществлять процесс формирования эстетического вкуса более естественным, эффективным.
Анализ научной и методической литературы и проведенные исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
1.Ha основании констатирующего эксперимента можно сказать, что уровень эстетического развития детей невысок. Это связано с тем, что работа по формированию у детей познавательного интереса к природе проводилась без определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.
2. Данная экспериментальная работа позволила нам доказать, что условия: активизация личностного опыта учащихся и на его основе актуализация потребностей взаимодействия детей с природой; вербализация младшими школьниками результатов наблюдений за природными объектами; использование синтеза естественнонаучного и художественного знания об объектах природы в учебной деятельности младших школьников эффективны.
3. Разработанный и апробированный нами цикл уроков «Окружающего мира» по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» включал пять тем в 1 классе: «Что у нас над головой?», «Что растёт на клумбе?», «Что это за листья?», «Кто такие птицы?», «Кто такие насекомые?» и дал положительные результаты.
Заключение
Изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы, а также проведенная экспериментальная работа позволяют сделать следующие выводы.
В наше время проблема эстетического воспитания развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая и другие.
В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.
Понятие «эстетическое воспитание» является самым общим в теории эстетического воспитания. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий. Среди них следует отметить: эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое чувство.
Эстетическое развитие - процесс целенаправленного становления в ребенке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей.
Эстетический вкус - способность человека к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств. Существенным компонентом в проявлении вкуса является эстетический идеал.
Эстетический идеал - целостный, социально обусловленный, конкретно-чувственный образ, являющийся воплощением представлений людей о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве.
Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Развитие и воспитание эстетического чувства направлено на формирование у воспитанников эстетического идеала и усвоения ими эстетических норм и оценок.
Цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но, прежде всего, в практической жизни - в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, наконец, к искусству
Задачами эстетического воспитания являются:
1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.
2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.
3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей.
Можно выделить следующие пути осуществления эстетического воспитания:
-
эстетическое воспитание и образование в учебной деятельности (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы; -
приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п.
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребёнка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.
Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объёма и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребёнка.
Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
-
метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса; -
метод приучения, упражнения и практических действий, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; -
метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям; -
метод побуждения к сопереживанию, эмоционально положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
Методологически важным для эстетики является объективное требование эстетического освоения мира с помощью самых разнообразных видов человеческой деятельности: через трудовую, бытовую, игровую, и конечно художественно-творческую деятельность.
Проанализировав типовые и альтернативные программы и учебники по «Окружающему миру» для начальных классов мы выяснили, что для традиционной начальной школы разработано для всех четырех классов пять курсов: «Зеленый дом», автор А.А. Плешаков, «Природа и люди», автор З.А. Клепинина, «Окружающий мир», авторы Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, «Мир и человек», авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, «Окружающий мир», авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин.