ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 2

Результаты интервьюирования первоклассников по методике «Красота времён года» на контрольном этапе эксперимента

Фамилия, имя ребенка

Полученный результат

(в баллах)

Вадим Б.

10

Иван И.

7

Илья И.

10

Ульяна К.

8

Анна Л.

9

Анастасия П.

6

Илья П.

8

Антон С.

8


Результаты по выявлению уровня эстетического развития первоклассников в экспериментальном классе на контрольном этапе эксперимента

Уровень эстетического развития

Количество учащихся

Очень высокий

2

Высокий

4

Средний

2

Низкий

0

Очень низкий

0


Диаграмма №2.

Результаты по выявлению уровня эстетического развития первоклассников в экспериментальном классе на контрольном этапе эксперимента

Из таблицы № 2, и диаграммы №2, видно, что уровень эстетического развития детей изменился. Два ученика имеют очень высокий уровень эстетического развития, четыре ученика высокий уровень.

Приведём сравнения результатов, полученных в экспериментальном классе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, в таблице №3 и диаграмме №3

Таблица №3

Результаты сравнения уровней эстетического развития

Уровень эстетического развития

Количество учащихся экспериментального класса (констатирующий этап)

Количество учащихся экспериментального класса (контрольный этап)

Очень высокий

0

2

Высокий

2

4

Средний

4

2

Низкий

1

0

Очень низкий

1

0


Диаграмма №3

Результаты сравнения уровней эстетического развития


Результаты экспериментальной работы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента были обработаны статистически по критерию знаков или Z критерию. Для этого сначала проведено ранжирование уровней эстетического развития:

Очень высокий – I ранг

Высокий – II ранг

Средний – III ранг

Низкий – IV ранг

Очень низкий – V ранг

Критические значения статистики критерия знаков:

n

t табл. α при=0,01

5

5

6

6

7

6

8

7

9

8

10

9

11

9

12

10

13

11

14

11

15

12


Получили следующие результаты:


Ученики

Констатирующий

срез (в рангах)

Контрольный

срез (в рангах)

Знаки разности

1.Вадим Б.

II

I

+

2.Иван И.

IV

III

+

3.Илья И.

II

I

+

4. Анна Л.

III

II

+

5. Ульяна К.

III

II

+

6. Анна А.

V

III

+

7. Илья П.

III

II

+

8. Антон С.

III

II

+


n =8

Т факт.=8

Т табл.=7

Видим, что при р=0,01 Т табл.(7)<т факт.(8), а это желаемый результат.

Следовательно, нулевая гипотеза отвергается, разница в результатах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента признаётся достоверной, а использованная методика эффективной.



Таким образом, выдвинутая нами гипотеза дипломного проекта полностью подтвердилась. Все задачи решены и цель достигнута.

Выводы по главе 2

В данной главе были описаны основные методические пути и приемы, которые используются на уроках «Окружающего мира» для работы по эстетическому воспитанию младших школьников. Мы смогли убедиться, что в практике учителей возможно использование разнообразных приемов работы по эстетическому воспитанию. Это позволяет осуществлять процесс формирования эстетического вкуса более естественным, эффективным.

Анализ научной и методической литературы и проведенные исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

1.Ha основании констатирующего эксперимента можно сказать, что уровень эстетического развития детей невысок. Это связано с тем, что работа по формированию у детей познавательного интереса к природе проводилась без определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.

2. Данная экспериментальная работа позволила нам доказать, что условия: активизация личностного опыта учащихся и на его основе актуализация потребностей взаимодействия детей с природой; вербализация младшими школьниками результатов наблюдений за природными объектами; использование синтеза естественнонаучного и художественного знания об объектах природы в учебной деятельности младших школьников эффективны.

3. Разработанный и апробированный нами цикл уроков «Окружающего мира» по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» включал пять тем в 1 классе: «Что у нас над головой?», «Что растёт на клумбе?», «Что это за листья?», «Кто такие птицы?», «Кто такие насекомые?» и дал положительные результаты.

Заключение

Изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы, а также проведенная экспериментальная работа позволяют сделать следующие выводы.

В наше время проблема эстетического воспитания развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая и другие.


В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

Понятие «эстетическое воспитание» является самым общим в теории эстетического воспитания. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий. Среди них следует отметить: эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое чувство.

Эстетическое развитие - процесс целенаправленного становления в ребенке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей.

Эстетический вкус - способность человека к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств. Существенным компонентом в проявлении вкуса является эстетический идеал.

Эстетический идеал - целостный, социально обусловленный, конкретно-чувственный образ, являющийся воплощением представлений людей о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Развитие и воспитание эстетического чувства направлено на формирование у воспитанников эстетического идеала и усвоения ими эстетических норм и оценок.

Цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но, прежде всего, в практической жизни - в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, наконец, к искусству

Задачами эстетического воспитания являются:

1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.

2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.

3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей.


Можно выделить следующие пути осуществления эстетического воспитания:

    • эстетическое воспитание и образование в учебной деятельности (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы;

    • приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребёнка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объёма и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребёнка.

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

  • метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

  • метод приучения, упражнения и практических действий, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

  • метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям;

  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Методологически важным для эстетики является объективное требование эстетического освоения мира с помощью самых разнообразных видов человеческой деятельности: через трудовую, бытовую, игровую, и конечно художественно-творческую деятельность.

Проанализировав типовые и альтернативные программы и учебники по «Окружающему миру» для начальных классов мы выяснили, что для традиционной начальной школы разработано для всех четырех классов пять курсов: «Зеленый дом», автор А.А. Плешаков, «Природа и люди», автор З.А. Клепинина, «Окружающий мир», авторы Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, «Мир и человек», авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, «Окружающий мир», авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин.