ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Организовав накопление личного чувственного опыта детей, мы прочитали отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника».

Для своей работы взяла Осень самые яркие краски. И принялась за свою работу.

Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь, как огонь, горит. Глядит — а неподалеку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди нее столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть. Так вот и обрядила старика.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе…

После прослушивания был задан вопрос: «Какие деревья описаны в этом рассказе, и какие краски применил автор для описания этих деревьев?»

Далее мы раздали ученикам картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называли, с какого дерева эти листочки, подбегали к нему и обнимали.

Мы сообщили им, что деревья обладают большой энергией, могут дать силу, а значит укрепить здоровье. Учёные говорят, что особенной силой обладает дуб. Поэтому, когда мы говорим о лесе, мы можем думать о нём как потребителе, а можно как о части живой природы, получая эстетическое удовольствие от восприятия его красот. А для того, чтобы действительно получить удовольствие, лес должен быть чистым. Поэтому бывая в лесу, мы не должны мусорить, а убирать за собой, чтобы другие люди, которые придут на наше место тоже могли насладиться красотой природы.

В заключение экскурсии учащиеся читаю стихи об осени.

(конспект урока и презентация приложение 7).

Четвёртый урок «Кто такие птицы?» кроме выявления существенных признаков птиц имел задачу увидеть красоту оперенья, красоту формы тела.


Мы рассматривали лебедя и описывали его шею, используя при этом такие прилагательные: белая, гибкая, тонкая, стройная. Подбирали ассоциации (корабль в море, двойка). У зяблика рассматривали оперенье, у дятла его «костюм» и «шапочку» на голове. И здесь же мы знакомили детей с пользой, которую приносят птицы. Птицы – великие труженики. Уничтожая насекомых, они сохраняют нам сады и леса.

Мир птиц разнообразен: среди них есть птицы с ярким опереньем, а есть маленькие и серые. Но всеми можно любоваться в период, когда они поют, призывая самку. Мы послушали голоса птиц и сообщили учащимся, что учёные записывают эти голоса и переводят их в рифмовки. Соловей может быть представлен следующей рифмовкой:

Сидор, Сидор

Сало вертел

Пёк, пёк, пёк

Сырое глыть.

Или, например, песня чёрного дрозда представлена такими словами:

Зачем, зачем ж-жить.

Дети вспомнили, что перепёлочка кричит: «Спать пора, спать пора», а чечевица: «Витю видел, Витю видел».

Таким образом, все три условия: активизация личного опыта учащихся и на его основе актуализация потребностей взаимодействия детей с природой, вербализация младшими школьниками результатов наблюдений за природными объектами (в данном случае по картинкам) и использование синтеза естественнонаучного и художественного знания об объектах природы в учебной деятельности младших школьников были реализованы.

Урок закончился подведение итогов по выявлению существенных признаков птиц, как группы животного мира: наличие крыльев, клюва, двух лап и перьев.

(конспект урока и презентация приложение 9).

На пятом, последнем, уроке «Кто такие насекомые?» естественнонаучный материал детьми изучался за счёт сопоставления и сравнения различных видов насекомых (таракан, комнатная муха, бабочка, муравей, стрекоза). Мы пришли к выводу, что у всех представителей группы насекомых маленькие размеры, имеются три пары конечностей и имеются стадии превращения.

Далее первоклассникам был прочитан отрывок из басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей». Задан вопрос: «В чём заключается песня стрекозы?». Мы воспользовались личным опытом учащихся. Дети отвечали, что стрекоза поёт с помощью своих крыльев.

Стрекоза - это труженица, за день она съедает двести насекомых и работает не меньше муравья. Слова басни, что стрекоза ничего не делала не правильные.

А можно ли любоваться стрекозой? Что она напоминает? А какие насекомые вам тоже очень нравятся? (бабочки). Мы помещаем картинки с изображением разных бабочек. Дети называют окрас и описывают (багряный, лиловый). С помощью этого задания мы расширяем синонимический ряд. Затем мы слушаем легенду о бабочке.



На дом задаем придумать историю о том, как Бабочка и Муравей собирались на бал.

(конспект урока приложение 10)

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Для проверки знаний о внешних особенностях животных и о лиственных и хвойных растениях мы использовали ту же систему вопросов, что и на констатирующем уровне.

  1. Какая из зимующих птиц кажется тебе самой красивой? Почему?

  2. У какого дерева иголки как у ежа?

  3. Что у берёзы, на твой взгляд, более красивое?

  4. Чем тебе нравится осенний лес?

Но ответы детей заметно отличались.

Вадим Б.

  1. Мне больше всего зимой нравится воробей. Потому, что воробей маленький и смешно прыгает.

  2. Иголки как у ежа у ёлки. Особенно, если эта ёлка растёт в лесу, а не на болоте.

  3. На мой взгляд, у берёзы самое красивое – это ствол. Потому что у неё ствол чёрно-белый и немножко корявый.

  4. Мне в осеннем лесу нравится запах грибов, еловой хвои, лесных ягод, свежего ветра, а ещё как он разговаривает шуршанием листьев, скрипом деревьев.

Иван И.

  1. Дятел. У него красная шапочка. А ещё он громко стучит по дереву, напоминает строителя.

  2. У сосны и ёлки. Есть ещё дерево с иголками – лиственница. Только у ёжика иголки крепкие, а у лиственницы мягкие.

  3. Ствол. Он белый и по нему чёрные полоски.

  4. В осеннем лесу много разноцветных листиков. Листики ивы похожи на маленькие кораблики, а листики берёз похожи на золотых бабочек. Они покрывают землю как будто пледом.

Илья И.

  1. Я люблю синичку. У неё белые щёчки и жёлтая грудка с чёрной

дорожкой. А ещё очень звонкий голос «Пинь-пинь-пинь».

  1. Я сравниваю ежа с елкой.

  2. Самые красивые у берёзы веточки, они как будто плачут. А зимой, когда они покрываются инеем, то напоминают волосы: длинные и пушистые.

  3. В нём под ногами скрипят и шуршат листья березы, а землю устилает ковер разноцветных листьев клёна. На ветках рябины красуются маленькие красные ягодки. С деревьев, кружась в воздухе, словно птички, опадают листья.

Анна Л.

  1. Мне больше всего нравится птица – сойка. У неё очень красивые крылья. Они и голубые, и черные, и даже белые. А сама сойка крупная. Когда она прилетает на кормушку, то все птицы кажутся очень маленькие.

  2. Я думаю у сосны. Они в разные стороны и большие.

  3. Самый красивый у берёзы ствол: стройный и какой-то добрый.

  4. Осенний лес мне нравится золотыми листьями, сырым запахом, щебетаньем улетающих птиц, первыми заморозками.


Ульяна К.

  1. Мне нравится снегирь, у него ярко-красная грудка, клюв красивой формы и он крупный.

  2. Это ёлка, у неё такие же иголки как у ежа. Только зелёные и по-другому пахнут.

  3. У берёзы красивые ветки. Они наклонены в сторону и ветер их раскачивает.

  4. Нравится осенний лес разноцветными листьями, тишиной. Я сравниваю лес с детской игрушкой – калейдоскоп. Камушки в игрушке пересыпаются и меняют цвет, как осенние листья.

Анастасия П.

  1. Зимой я люблю наблюдать за сорокой. Мне нравится, как сороки между собой переговариваются. Они издают громкие стрекочущие звуки. И похожа она на берёзку, такая же чёрно-белая. А ещё её хвост напоминает меч.

  2. С ёжиком я сравниваю ель. Все веточки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, эти иголки короткие, острые, колются, также как и у ежа.

  3. Мне нравятся маленькие, похожие на сердечки, зелёные листочки берёзы.

  4. В осеннем лесу деревья как на маскараде раскрашены в разные цвета, а листики кружат в хороводе.

Илья П.

  1. Мне понравилась птица, которая передвигалась по стволу вниз головой. Мама сказала, что это поползень. Окраска у этой птички голубовато-сероватая. А на хвостике есть белые пятна.

  2. У ёлки. Такие же густые и колючие.

  3. Самое красивое у берёзы её серёжки. Они ещё похожи на верёвочки.

  4. Осенний лес мне нравится листиками осины. Они как монетки дрожат на ветру. Я люблю слушать их разговор.

Антон С.

  1. Снегирь - он сидит на ветке, словно гроздь красной рябины.

  2. Это ёлка, когда я трогаю её колючки, то всегда представляю ёжика.

  3. Кора, потому, что у неё есть чёрные разрывчики.

  4. В осеннем лесу мне нравятся деревья. Они как великаны. Там красивая берёзка, вся жёлтенькая, как дама в золотом платьице. А кустики как дети деревенские, вокруг них как перина рассыпаны золотые листья.

Если до начала эксперимента дети говорили только о цвете, то после проделанной работы они начали обращать внимание на форму, запахи, звуки.

В качестве проверки эффективности предложенного цикла уроков по эстетическому воспитанию детей была использована та же методика: «Красота времен года».

Данные, полученные в результате интервьюирования первоклассников по методике «Красота времен года» на контрольном этапе эксперимента представим в виде таблицы 2.