Файл: Репертуарный театр и антреприза Сходство и отличия организационноэкономической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Некоммерческий театр, как правило, является репертуарным с постоянным и периодически обновляемым набором спектаклей. Для репертуарных театров характерно наличие постоянной (основной) труппы и приглашенных артистов, работающих по контракту в конкретных постановках. Также театр в своем штате имеет сотрудников хора, оркестра, дирижеров, главного режиссера, юристов, бухгалтерию, работников сцены, технический отдел, гримеров, костюмеров, работников фойе, работников склада и др. Имеет свои склады для хранения реквизита, мастерские по пошиву и ремонту костюмов и изготовлению не сложных декораций.

Существуют также формы некоммерческих театров с отсутствием постоянной труппы, где абсолютно все актеры и режиссеры приглашаются на работу по контракту. Такой театр имеет ограниченный набор постоянных сотрудников, обеспечивающих работу организации. По такой системе работает, например, театр «Приют Комедианта» в Санкт-Петербурге.

Коммерческий театр (Антреприза)

Антреприза (от франц. Enterprise) – Форма театральной организации, при которой антрепренёр (продюсер, организатор) набирает команду на конкретную постановку, как постановочную, так и актерскую. Как правило стараются набирать актеров, имена которых на слуху, для того чтобы было проще продавать спектакль, потому как конечной целью является не что иное, как получение прибыли.

Коммерческий театр в России существует в нескольких формах:

Театр Антрепризы, может быть стационарным, то есть иметь одну площадку или несколько в разных городах, иметь в управлении помещение, предоставленное городом или государством, и даже получать некоторые субсидии из бюджета на постановки и содержание персонала, но, как правило, основная часть таких организаций находится на самоокупаемости. Театры в основном не имеют собственной труппы, все артисты приглашенные и получают оплату за выходы на сцену и репетиции в сдельной системе оплаты труда. Например, к таким театрам можно отнести «Театр Антрепризы Андрея Миронова».

Или это может быть театр, арендующий постоянное помещение или имеющий собственное выкупленное или построенное здание. При данной форме в штате содержится очень ограниченное количество сотрудников, среди которых: управляющий персонал – продюсер или директор, финансовый отдел, маркетинговый отдел. Юристы, СММ специалисты и др. могут находиться на аутсорсинге. Все актеры, режиссеры, звукорежиссеры, балетмейстеры и т.п. нанимаются на проекты по контракту и получают оплату за выход на сцену или за конкретную постановку по индивидуальной договорённости с организацией. Оборудование – свет, звук, микрофоны, как правило, арендуются и обслуживаются у профильных организаций. Театр
может иметь в репертуаре несколько спектаклей, которые находятся в прокате не один год, и периодически обновлять репертуар. Эксперименты для него могут вылиться в большие финансовые риски, но тем не менее неудачные и убыточные спектакли заменяют на новые. Коммерческий репертуарный театр работает на самоокупаемость, делая акцент на привлечении денег от инвесторов, также он может брать кредиты в банках и сдавать в субаренду или аренду площади своего помещения под различные цели – проведение сторонних мероприятий, ресторанным организациям и розничным магазинам. В качестве примеров сразу вспоминаются театр МДМ в Москве и театр ЛДМ в Санкт-Петербурге.

Также театр Антрепризы может быть гастролирующим. При данной форме организации театрального дела отсутствует собственное помещение, что и является ключевым ее отличием от иных форм управления. В гастролирующем театре антрепризы организатор собирает команду под конкретный проект, приглашая актеров и постановочную команду из других театров, и арендует репетиционные залы и театральные площадки для показа готовой постановки. Спектакли, как правило, не имеют сложных и массивных декораций и могут легко перемещаться между городами. Такие театры не имеют постоянного репертуара и могут брать в прокат постановки других театров. Работают на свои собственные деньги, а также финансирование от инвесторов и спонсоров, которым чаще всего обещан внушительный процент от продаж билетов.

Сходство и отличия организационно-экономической деятельности

Основной глобальной творческой целью любой формы театральной организации является обеспечение права граждан на свободу творчества, участия в культурной жизни, равного доступа к сценическому искусству – в общей цели и есть их главное сходство – развитие духовного, нравственного и культурного потенциала зрителей средствами и возможностями классического и современного театрального искусства, а также приобщение к ценностям отечественной и мировой театральной культуры.

Основное различие же в том, что некоммерческий театр является транслятором позиции государства в культурном развитии граждан, он не создан для получения выгоды от своей деятельности. Основная миссия некоммерческого театра заключается в развитии и просвещении культурного потенциала своих зрителей. Сделать это наиболее красочно и качественно ему даёт возможность вести свою предпринимательскую деятельность, заработанные деньги от которой он может потратить на повышение качества оказываемых услуг. Театр может позволить себе ставить спектакли на непопулярные темы, которые затрагивают социальную или патриотическую тематику, может экспериментировать с репертуаром.



Коммерческий же театр создается исключительно с целью получения прибыли, поэтому должен точно и жестко просчитывать все риски и щепетильно подходить к выбору постановок. Любой неудачный спектакль может стоить организатору банкротства, если он некрепко стоит на ногах или же не имеет «локомотивных» постановок, приносящих основную часть дохода.

Заключение

В заключение хочется сказать, что с экономической точки зрения стационарному некоммерческому учреждению, где при грамотном ведении хозяйства и хорошем руководителе появляется возможность своевременно получать достаточно мощное финансирование от государства, что наряду с дополнительными заработками значительно проще выживать в мире жесткой конкуренции рынка. Но также важно помнить, что есть большая ответственность и множество рисков, так как на плечах руководителя лежит огромная ответственность за команду сотрудников театра, массивы сложной отчетности и обязанность в полной мере соответствовать жестким требованиям при прохождении государственных проверок.

Существование театра антрепризы в современных условиях – достаточно сложная, но вполне реализуемая задача. Здесь снова вся ответственность и риски на организаторе (продюсере), но удачно выбранный репертуар или даже один спектакль, грамотно подобранная команда, может стать хорошим стартом для дальнейшей творческой и коммерческой деятельности.

Список литературы и ссылки на источники.

  1. https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html?ysclid=l9hhwmhuko39542444

  2. https://bigenc-ru.turbopages.org/turbo/bigenc.ru/s/theatre_and_cinema/text/5197682

  3. https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html?ysclid=l9hhwmhuko39542444

  4. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80

  5. https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html

  6. https://soundtimes.ru/myuzikly/chto-takoe-myuzikl-istoriya-myuzikla?ysclid=l94rkg3n4w50417531

  7. https://secretmag-ru.turbopages.org/turbo/secretmag.ru/s/opinions/pochemu-teatry-ne-mogut-byt-pribylnymi.htm

  8. Театры в автономном плавании (wiseeconomist.ru)https://www.krugosvet.ru/enc/teatr-i-kino

  9. Театральные услуги и театральное хозяйство (tourlib.net)

  10. Структурно- функциональный анализ деятельности современных репертуарных и коммерческих театров. Максим Культурный. Электронная книга 2021 г. с. 9., с.33