Файл: Дисциплина Дистанционное психологическое консультирование Загрузите результат практического задания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 403
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи
Дисциплина: Дистанционное психологическое консультирование
Загрузите результат практического задания. 45 баллов,
Выполнил:
слушатель Петляева Юлия Валерьевна
Преподаватель:
Пряник Алёна Валерьевна
г. Барнаул - 2023
Задание 1. Укажите форматы дистанционного консультирования и опишите особенности работы в каждом из них (заполните таблицу).
Формат работы | Особенности работы |
1.Бесплатное консультирование в открытом чате или в группе в соцсети | для клиента возможности: Получить бесплатную помощь, увидеть мнения разных специалистов, выбрать специалиста по его ответам. При индивидуальной демоконсультации и при согласии специалиста также есть возможность получить полноценную консультацию абсолютно бесплатно ограничения: Подобные чаты и форумы открыты для всех и лишают клиента важной конфиденциальности. Общение здесь поверхностное и без взаимной ответственности. для психолога возможности: Продвинуть себя на площадках взаимодействия онлайн-консультантов и потенциальных клиентов, увидеть взаимодействие коллег по каждому из вопросов, проявить себя, повысить свой рейтинг среди других специалистов. ограничения: Практика показывает, что такой вид консультирования выбирают те клиенты, которые не готовы переходить к полноценной работе. Нет глубины и эффективности работы, частое использование такого способа без понимания пользы для себя является спасательством и приводит к выгоранию |
2.Платное консультирование в закрытом чате с общением по времени | для клиента возможности: Сохраняет анонимность, есть возможность перечитать. ограничения: Нет возможности увидеть психолога, нет возможности рассказать больше о себе, нет возможности оценить невербальные реакции консультанта.Максимально актуализируются психологические защиты, и информация воспринимается не полностью, а как отражение собственных мыслей. для психолога возможности: Нет необходимости внешне готовиться, есть возможность вести параллельно несколько консультаций, возможность проанализировать и перечитать ограничения: Нет возможности читать невербалику клиента. Обязательно владеть техниками работы только с речью, понимать, как работают психологические фильтры защит. Обладать умением не достраивать самостоятельно образ клиента и его проблему, а очень тщательно уточнять информацию |
3. Платное консультирование в закрытом чате, ограниченное по количеству знаков | для клиента возможности: Консультация может длиться от одного часа до нескольких дней. Есть возможность подумать, сделать домашние задания, перечитать. Свободный режим общения. Возможность не очень дорого получить длительную поддержку психолога. ограничения: Нет возможности видеть и слышать консультанта, консультация растянута во времени, нет возможности сразу получать ответ от психолога, так как режим общения свободный для психолога возможности: свободный режим работы, можно вести сразу несколько консультаций, есть возможность подумать и над ответом, перечитывать и анализировать процесс. ограничения: Не видно невербалику клиента, есть только текст, который можно трактовать по-разному, важно уметь досконально уточнять детали. Нет возможности воспользоваться некоторыми техниками, эффективными для работы. |
4. Аудиоконсультирование | для клиента возможности: Нет необходимости думать о внешнем виде и месте. Есть возможность взять срочную короткую консультацию, получать поддержку консультанта в сложных ситуациях, даже не находясь в удобном месте для консультирования и используя мобильный интернет. ограничения: Нет возможности видеть консультанта, нет возможности переслушать, проанализировать, делать техники. для психолога возможности: Нет необходимости думать о внешнем виде и месте консультирования. Хорошо подходит для работы, направленной на выслушивание и поддержку клиента, на решение коротких задач между сессиями при длительной работе и психокоррекции. Слышно невербальную составляющую. Доступно огромное количество техник, в том числе заранее подготовленных и отправляемых в разговоре клиенту ограничения: Нет полной информации о невербалике и окружении клиента, нет возможности пользоваться визуальными упражнениями для работы |
5. Видеоконсультирование | для клиента возможности: Возможность получать консультацию любого специалиста из любой точки мира. Полноценная консультация с психологом, в которой участвуют и вербальное, и невербальное наполнение, но проведенная в удобной и привычной для клиента атмосфере и обстановке. ограничения: Ограниченная возможность использования телесных практик для психолога возможности: Можно работать из любой точки мира, формат почти ничем не отличается от очной встречи ограничения: Затруднено использование некоторых методов и методик, например телесных практик, некоторых арт-терапевтических и тому подобных приемов |
6. Консультирование с помощью аудио- и видеосообщений | для клиента возможности: Свободное общение в рамках договоренности с психологом, возможно длительное постоянное сопровождение. Свобода во времени и месте. Есть возможность видеть невербалику ограничения: Нет полноценного диалога или его возможности ограничены. Часто необходимо ожидание, чтобы получить ответ психолога для психолога возможности: Свобода во времени и месте, возможна длительная регулярная поддержка. Более живое по сравнению с чатом общение. Есть возможность очинивать невербальную информацию ограничения: Нет возможности провести полноценную включенную консультацию, нет возможности использовать некоторые методики, или их возможности ограничены |
7. Консультирование через электронную почту | для клиента возможности: Экономия времени и средств, получение конкретного совета ограничения: Нет полноценного консультирования-диалога, растянуто во времени, нет возможности двусторонней оценки невербалики. Нет возможности спонтанно говорить и отвечать своевременно на вопросы специалиста для психолога возможности: Поддержка клиентов, находящихся в сложной ситуации между основными сессиями, возможность дать конкретные советы и рекомендации, управление временем, не имеет значение местонахождение клиента ограничения: Нет невербальной информации о клиенте, растянуто во времени, низкая эффективность обратной связи |
Задание 2. Охарактеризуйте ориентацию клиентов по В.В. Столину и опишите общие рекомендации по работе с ними (заполните таблицу).
Ориентация клиента | Характеристика | Стратегия работы |
1.Деловая ориентация | Деловая ориентация включает в себя два вида: - адекватная деловая ориентация. Клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (т. е. в решении проблемы). Текстом жалобы, тоном, мимикой, всей манерой поведения клиент дает понять, что он доверяет учреждению, в которое обратился, не сомневается в личной профессиональной компетенции консультанта, ожидает помощи, возможной в его ситуации, хотя и не переоценивает вероятный эффект такой помощи, клиент готов сотрудничать и выполнять все предписания. - неадекватная деловая ориентация. Эта ориентация отличается от предыдущей тем, что клиент преувеличивает возможности консультанта, так или иначе выражает завышенные ожидания эффективности его помощи. Обобщенно словесный эквивалент этой ориентации можно выразить так: «Я уверен, что вы — маг и волшебник и вы, и только вы, можете мне помочь». | Единственная эффективная мотивация клиента - деловая адекватная. Если мотивация неадекватная, психолог может попробовать изменить ее: рассказать о том, что в терапии ответственность делится поровну. Специалист может поддержать, дать полезную информацию, познакомить с техниками и помочь разобраться в себе и ситуации, но только сам клиент может решить свою проблему. |
| | |
2. Рентная ориентация | Рентная ориентация включает в себя два вида: - «обаятельный рантье» Клиент как бы считает, что его откровенность, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, симпатия и доверие к консультанту - это тот капитал, на который он неизбежно получит проценты в виде переложения ответственности на плечи консультанта, то есть клиент старается всячески расположить к себе психолога, а потом переложить на него ответственность - «требовательный рантье» Клиент хочет получить причитающийся ему процент, но не с капитала обаяния и доверчивости, а с самой позиции посетителя консультации, то есть клиент прямо требует, чтобы психолог решил его проблему. | Клиент настроен на решение проблемы, и с этим можно работать, но нужно вернуть ему ответственность. Например, психолог может сказать: «Да, я теперь лучше понимаю вашу проблему и могу предложить методы для работы, но без вашего участия ничего не получится. Я могу поддержать вас, поделиться профессиональными знаниями и навыками, но не могу принимать за вас решения и нести за них ответственность. Если вы готовы занять активную позицию, мы можем поработать». |
3.Игровая ориентация | В случае игровой ориентации кажется, что клиент обратился за помощью только для того, чтобы вступить в некоторые отношения с консультантом (проверка его компетентности, утверждение неразрешимости своей проблемы и т.п.). В процессе консультации можно встретить различные игры, описанные Э.Берном. | Следует действовать по ситуации, отвечать на манипуляции, возвращать клиенту ответственность. Например, если клиент говорит, что и сам хорошо разбирается в психологии, и критикует методы психолога, специалист может сказать: «Я вижу, что вы действительно многое знаете, но ведь вы обратились ко мне как к психологу за помощью. Если вам не подходят те методы, которые я предлагаю, или вы сомневаетесь в моей компетентности, возможно, вам стоит поискать другого специалиста» |