Файл: Педагогическое призвание и духовность учителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет»

Институт педагогического образования и социальных технологий

РЕФЕРАТ

по предмету «Введение в педагогическую профессию»

на тему: «Педагогическое призвание и духовность учителя»

Выполнила Черникова Алина Игоревна

Студентка 13 группы

Институт: ИПОСТ

Специальность: Психолого-педагогическая

Проверила Васильева Е.Е.

Тверь 2022

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………..……………………………………3

1. Педагогическое призвание учителя………………………….……………4

2. Духовный мир учителя……………………………………………………6

Заключение…………………………………………………………………13

Список используемой литературы ………………………….……………14


Введение
«Хорошие учителя создают хороших учеников»

(М. Остроградский)

Учитель… Что стоит за этим привычным словом? Учитель это и психолог, и это великолепный актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. Профессия учителя – одна из наиболее сложных, потому что настоящий учитель должен сам постоянно учиться и совершенствоваться. Человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых он может просто забыть, но только не учителя. Поэтому так важно, чтобы этот образ остался в памяти светлым и добрым.

Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.

Педагогическое призвание учителя
Педагогическое призвание чаще всего считается склонностью, которая вырастает из осознания личностью своей способности к педагогической деятельности. Замечается субъективный характер переживания призвания, но практически не обнаруживается его взаимосвязь с решением будущим учителем экзистенциальных, смысложизненных задач.

Другое понимание педагогического призвания берет за основу традиции, существующие в философской антропологии, по которой человек, если он хочет полностью реализовать себя в профессии и получить в ней смысл своей жизни, должен прислушаться к своему внутреннему голосу, зову, осознать свое настоящее предназначение. «Иными словами, среди различных образов своего бытия каждый человек находит какой-то один – он-то и составляет его подлинное бытие, – считает X. Ортега-и-Гассет. – И голос, зовущий его к этому подлинному бытию, мы именуем „призвание“». Большинство людей стремятся заглушить в себе этот голос, подменяя свое подлинное бытие ложной жизненной ориентацией. И наоборот, только тот человек реализует себя, только тот живет в истинном смысле, кто живет своим призванием, кто совпадает со своей истинной «самостью».


То есть призвание является задачей в определенном виде деятельности, решению которой учитель посвящает свою жизнь. Данная задача является не локальной, а универсальной, осознание которой является следствием постижения человеком основополагающего аспекта смысла собственной жизни, решения смысложизненной задачи.

В.И. Винокуров считает, что призвание обретает человек при неразрывном взаимодействии двух факторов:

1) фундаментальной настроенности человека, его первичной предрасположенности;

2) его постоянной поисковой активности.

Кроме того, при обнаружении своей смысложизненной задачи у человека появляется ощущение, что она уже существовала до ее поиска, что в ней состоит целая программа его жизни. Из-за призвания человек воспринимает себя как единственного, неповторимого, значимого, обретает опыт, состоящий в осознании своей личной ценности, уникальности и вместе с тем своего единства с мирозданием.

Основа педагогического призвания и профессиональной направленности представляет собой систему ценностных отношений учителя к педагогической деятельности и к самому себе, закрепленную в его профессионально-ценностных ориентациях. Достижение высокого уровня профессионализма педагогом в основном является производным от уровня развития профессионально-ценностных ориентаций, которые определяют его потребность в овладении педагогическим мастерством. Как считал В.Д. Шадриков, присутствие у личности общественно и профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает правильное отношение к делу, побуждает ее к поиску, творчеству и в определенной мере компенсирует малоразвитые умения и навыки; отсутствие же положительной ориентации может являться причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства.

Духовный мир учителя
Высокопрофессиональный педагог, обладающим творческим потенциалом, способный успешно работать в быстро меняющихся условиях социокультурной ситуации и жесткой конкуренции – таковы требования современной школьной политики к учителю.

Сегодня важна для учителя не только профессиональная компетентность, но и его моральный облик, его духовный мир, духовные качества. Ведь именно от них и зависит конечный результат воспитательного процесса. В данном контексте стоит акцентировать внимание на духовной составляющей культуры учителя, как важнейшем средстве гуманизации жизнедеятельности школьного коллектива.



Современная школа сегодня стоит на пороге обновления.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Образование будущего педагога нацелено на его общекультурное и профессиональное развитие, предполагает процесс освоения будущим педагогом норм, образцов и правил деятельности, в том числе, выработанных педагогической наукой на различных этапах своего развития. Важным становится не просто присвоение новых знаний, целей, ценностей личностных смыслов, но и профессиональное самоопределение в них, раскрытие сущностных сил педагога, его нравственного и интеллектуального потенциала, мобильность в сложных социокультурных реалиях. Укорененность будущего педагога в традиционных педагогических ценностях позволит будущему педагогу осознать, что путь его воспитанников к овладению общечеловеческими ценностями лежит через конкретные формы их осуществления в национальной культуре, ведь через нее каждый воспитанник научится понимать и уважать все богатство мировой культуры.

На рубеже XX—XXI вв. была осуществлена переоценка ценностей, в связи с чем огромное внимание уделяется историко-педагогическим аспектам, трудам педагогов - классиков (К.Д.Ушинского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, К.Н. Вент- целя, В.А.Сухомлинского и др.), разработавшим ряд теоретических положений, содержащих характеристику духовного облика учителя и раскрывшим основные направления, средства и методы формирования его духовной культуры. Многое из того, что оказалось полузабытым, анализируется, подвергается перекодировке и анализируется с современных позиций. Интерес к историко-педагогическим аспектам продиктован стремлением взять самое ценное и адаптировать к современным реалиям. Обращение к классике стимулирует выработку новых педагогических моделей формирования духовного мира учителя, системы взаимоотношений субъектов образовательного процесса и т.д. Большое внимание к культурному и педагогическому наследию определяется рядом факторов: во-первых, классика одна из констант в осуществляемой переоценке ценностей; во- вторых, благодаря такой переоценке вырабатываются новые формы мышления; в-третьих, обращение к классике помогает лучше понять современность и ее некоторые явления, а иногда происходит и спор с теми идеями, которые не прошли проверку временем.


Духовность педагога, умножая воспитательную силу его общения с учениками, развивалась как традиция русской философии и педагогики во взглядах мыслителей первой половины ХХ века. «Все люди непрерывно воспитывают друг друга, – отмечал И. А. Ильин, – хотят они этого или не хотят, сознают они это или не сознают, умеют или не умеют, радеют или небрегут». Люди воспитывают друг друга именно в общении, «всяким проявлением своим»: ответом и инициативой, улыбкой и ее отсутствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, обращением и бойкотом. «Люди воспитывают друг друга не столько деланием – уверенными ответными поступками, но и неделанием, – вялым, уклончивым, безвольным отсутствием ответного поступка», – считал философ и делал вывод: «От Бога и от природы устроено так, что люди «влияют» друг на друга не только преднамеренно, но и непреднамеренно; и избежать этого нельзя».

В условиях смены культурно-исторической парадигмы педагогика так же претерпевает ряд изменений. Современные ученые стремятся к выработке новых моделей педагогического мышления и взаимодействия; во-вторых, девальвация прежних ценностей ставит задачу формирования новых. Естественно, что на каждом витке своего развития, педагогика по-своему реализует рецептивную стратегию в освоении культурно-педагогического наследия.

История постоянно доказывает нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо, особенно в условиях сегодняшней нивелировки общечеловеческих ценностей, развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре, языку, заботу о его будущем. Если школа не стремится помочь ребенку стать личностью: самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству, то значит, такая школа недолжна существовать. Влияние учителя на личность растущего человека – поистине огромно. Оно может быть различным, да и оказано оно может быть в разной мере, и зависит оно от множества факторов, но главным всегда был и будет фактор личностный – личность наставника, его душевные и духовные качества, его вера и убеждения. Учитель, обладающей духовной культурой, сам способен создать духовную атмосферу для воспитанников. По мнению исследователя В.Н. Сагатовского «духовная атмосфера»: во-первых, это «сетка координат» взаимосвязанных духовных ценностей; во-вторых, это культурообразующая среда как поле, эфир, в котором культура дышит, развивается, а вне ее - задыхается и выдыхается; в-третьих, это не только особое поле (тонкая энергия), это и «собственно дух»,
несводимый ни к материи, ни к форме, ни к энергии.

Если говорить о конкретных духовных ценностях в профессиональной деятельности учителя, то, пожалуй, начать можно с такой ценности, как «Благо», ведь именно эта духовная ценность выступает и целью и средством развития духовной культуры учителя. Толковый словарь русского языка трактует понятие «благо» как универсальный стержень, на который «нанизывается», образуя цельность, множество понятий, характеризующих духовное. Так что же такое духовность учителя? Это жизнь его по законам Истины, Добра и Красоты, образующая гармоническое сосуществование человека с миром. Бесспорно, что именно духовностью субъект обретает смысл жизни и достигает прогрессивных состояний, преображаясь сам, изменяет мир. Этот смысл центрирует сущность личности «собирая и проявляя» качественные образования ее ценностей. Это мера полноты, жизни учителя как выражение разумного, эстетически развитого, морально-правового, нравственного труда.

Правомерными здесь кажутся слова великого философа И.А. Ильина, отметившего, что учитель «должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать…». Особенность личности педагога заключается, таким образом, в органической связи духовности и профессионализма, в их причинно-следственной обусловленности, предопределяющей творческий потенциал личности, отмечает Н.Л. Шеховская.

Обладающий духовностью педагог способен преодолеть любые трудности: и профессиональные и социальные, такой человек – есть настоящая, надежная опора любви к детям, он исполняет свой нравственный долг, согласно канонам нравственности, не ради сиюминутного результата, а стараясь максимально приблизиться к педагогическому идеалу. И, наверное, очень хорошо, что наша школа пока еще соблюдает добрые традиции воспитания, которые верны истинной духовности как основы образования Человека. Это на самом деле очень важно, ведь сегодня все больше и больше людей готовы поклоняться «золотому тельцу», подчас забывая о самом главном - человечности, душевности и духовности. В этой связи хочется вспомнить слова Ф.М. Достоевского, сказавшего: «Учитель — это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками