Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В университета «Синергия», чтобы восполнить этот значительный пробел в системе управления университетом, было признано целесообразным создание особых административных групп, осуществляющих организацию учебного процесса на проектных принципах, привлекая для этих целей любых требуемых преподавателей и сотрудников как, в первую очередь, из университета, так и, при необходимости, из других организаций. Главная цель создания таких групп, разумеется, состояла в интенсификации труда уже имеющегося учебно-научного и вспомогательного персонала университета и повышения эффективности использования существующих материальных ресурсов.
Первым крупным успешным примером применения рассматриваемого подхода в университете «Синергия» было создание подразделения, получившего впоследствии название факультет управления и предпринимательства. На этих же принципах в «Синергии» созданы центр дистанционного обучения, центр дополнительного профессионального образования, подготовительный факультет, ряд новых кафедр университета. Все указанные подразделения создавались на принципах проектной организации, в настоящее время функционируют на основе полного самофинансирования, в основном используют профессорско-преподавательский состав других подразделений университета и, что главное, обеспечивают значительный рост материальной базы университета в целом. Таким образом, традиционная вертикальная университетская организационная структура была дополнена горизонтальными связями, поддерживающими функционирование образовательных проектов (сетевая структура). Конкретной формой предпринимательской организации университета в данном виде деятельности стал проектно-ориентированный университет.
Переходя к региональному развитию, следует также сказать, что в рамках уже упомянутых выше трех направлений помощи региону (предоставление рабочих мест, технологическое развитие, переподготовка) университет должен найти конкретные формы взаимовыгодного сотрудничества. Продолжая пример университета «Синергия», отметим, что и здесь в основу могут быть положены принципы проектной организации. Так, например, университет выиграл и осуществляет проект по программе Темпус-Тасис по институциональному строительству в сельском хозяйстве. Важнейшим направлением взаимодействия с регионом стал масштабный проект по созданию в районах области инновационных факультетов дистанционного обучения, который финансируется местными администрациями, а также за счет частичной оплаты за обучение.
В завершение обсуждения принципов предпринимательской организации деятельности университета коснемся еще одного важного в социальном плане аспекта – осознания своей новой функции и статуса сотрудниками университета. Совершенно очевидно, что интенсивное «интрапренерство» (этот относительно новый термин используется для обозначения предпринимательской деятельности внутри организации) университетского преподавателя в настоящее время не имеет ничего общего со спокойной жизнью профессора или доцента университетской кафедры двадцать-тридцать лет назад.
Кризис высшего образования, кризис российского университета носит объективных характер и связан не только с ситуацией в России, но и с тем, что она стала частью мирового сообщества, в котором идут процессы перехода к глобальному рынку и к экономике, основанной на знаниях. В настоящее время в российском университетском сообществе ведется работа по формированию стратегии выхода из кризиса на пути поиска новых подходов к организации университета, новых принципов деятельности его сотрудников. Эта работа ведется как на теоретическом уровне, так и, что имеет решающее значение, путем практического внедрения новых форм организации. Одной из наиболее проработанных форм, успешно применяемых рядом европейских и российских университетов, является предпринимательская организация. Такие инновационные предпринимательские университеты успешно решают задачи высшего образования, в том числе массового, научных исследований, которые обеспечивают высокое качество обучения, и задачи взаимодействия с регионами. Эти университеты также обеспечивают развитие собственной материальной базы и достойную оплату труда своих сотрудников.
В настоящее время возрастает роль этических вопросов в организационном поведении и менеджменте. В своей деятельности компании сталкиваются с проблемами, являющимися следствием культурного разнообразия, а также различий в правительственной и законодательной системах разных стран. К таким проблемам относятся коррупция и взяточничество в международной деловой практике, плохие условия работы, использование труда детей и заключенных в некоторых странах и участие международного бизнеса в оказании поддержки правительствам, не уважающим и не защищающим основные права человека своих граждан.
Этика и экономика переплетаются куда теснее, чем обычно считается. Можно даже сказать, что выгода от неэтичного поведения утрачивается в отсутствии здорового хозяйства.
Вопрос этики – это не вопрос о том, преследуют ли те или иные компании свои интересы. Скорее это вопрос о том, какими методами они преследуют эти интересы. Если используемые методы приводят к взаимной выгоде, если нет надобности в обмане, тогда можно говорить об этичном бизнесе. Честность и надежность – чрезвычайно ценные качества, при этом больше всего выгоды приносят они тем, за кем создается репутация честного и надежного партнера.
Специалисты по деловой этике определяют культурный релятивизм как позицию, в соответствии с которой не существует универсального способа правильно вести себя, и этичность поведения определяется его культурным контекстом. Другими словами, в международном деловом поведении следует исходить из принципа: «Когда ты в Риме, поступай, как римлянин». Если человек придерживается позиции культурного релятивизма, то потогонная система будет вполне приемлемой до тех пор, пока она соответствует законам и практике местной культуры. На противоположном полюсе континуума на рис. 1 находится этический абсолютизм – предположение в духе универсализма, согласно которому существует одна единственная нравственная норма, подходящая для всех ситуаций независимо от культурных и национальных особенностей. Другими словами, если такая практика, как детский труд, неприемлема в родной стране, с ней не смириться ни в каком ином месте. Критики абсолютистского подхода заявляют, что он представляет собой форму этического империализма, поскольку пытается несправедливо или бессмысленно навязывать внешние этические нормы местной культуре, не уважая ее потребности и уникальность ситуации.
В этом споре не существует простого ответа, так как определенную опасность представляет как культурный релятивизм, так и этический абсолютизм. В международном бизнесе следует руководствоваться в своем поведении основными или пороговыми ценностями, в любой ситуации уважая и защищая фундаментальные права человека. Для адаптации и модификации действий существует определенное пространство за данным порогом, позволяющее уважать традиции, основы и потребности различных культур.
Для американского стиля делового взаимодействия характерен утилитаризм (все должно давать доходы): отсутствие напрасных затрат труда; пренебрежение к традициям; сила данного слова; тщательность в проработке организации любого дела; анализ, разделение функций и скрупулезная проверка исполнения; нацеленность на то,
чтобы сегодня сделать лучше, чем вчера; большое внимание к мелочам; специализация кадров и производства; краткость и ясность, конструктивизм.
Специалисты группы стратегических исследований американского бизнеса, осуществляющей проекты и обучение в области маркетинга и хозяйственных связей, обращают внимание на некоторые особенности предпринимательского климата в США.
В частности, американцы считают, что они превосходно разбираются в бизнесе любой страны и любой национальности. При деловых контактах они не сообщают партнерам информацию обо всех деталях, но ожидают от них понимания порядка работы и ведения бизнеса по-американски. Американцы быстро реагируют на все и требуют от партнеров того же. Всеобщий принцип американского бизнеса – получение прибыли. Если полученные американской фирмой предложения способствуют достижению ее важнейшей цели, то они обязательно ее заинтересуют. Но эти предложения должны быть только реальными.
Деловая этика японских бизнесменов существенно отличается от правил и норм делового мира Запада. Прежде всего не похож на западный подход японцев к установлению деловых контактов. Они предпочитают не письма и телефонные звонки, а личные контакты, но не прямые, а через третье лицо – посредника. Это должен быть хорошо известный обеим сторонам японский бизнесмен либо уже хорошо зарекомендовавший себя отечественный предприниматель или организация. При этом посредник вознаграждается материально или встречной услугой. Японский предприниматель стремится к реализации продукции и получению прибыли так же, как его американские и европейские коллеги, но в отличие от них он старается привнести в деловые отношения дух гармонии, установить между партнерами человеческие отношения. Поэтому так распространены в деловом мире Японии неформальные отношения, основанные на личном знакомстве. Желание сохранить гармонию в отношениях с партнерами считается добродетелью. Японские бизнесмены избегают конфликтных ситуаций, пытаясь прийти к разумному компромиссу. Сторона, которая пошла на уступки в каком-то вопросе, по традиции может рассчитывать на преимущество при решении другого вопроса. В традициях деловых людей Японии – внимательно выслушать точку зрения собеседника до конца, не перебивая и не делая никаких замечаний. Японцы болезненно относятся к опозданиям, какими бы причинами они ни были вызваны.
Японцы стремятся к тому, чтобы общение велось между людьми, имеющими приблизительно равное положение. Официальное общение с нижестоящими согласно представлениям традиционной морали чревато «потерей собственного лица».
При кадровых изменениях в японских фирмах всем, имеющим с ними контакты, посылаются уведомления об этом. Нередко бизнесмен, переходящий на другую должность, лично знакомит тех, с кем установлены тесные деловые отношения, с новым сотрудником, назначенным на его пост, и высказывает пожелания, чтобы и дальнейшие контакты были не менее плодотворными.
Китайцы никогда не принимают решений без досконального изучения всех аспектов и последствий предполагаемых сделок; кроме того, по важным вопросам решения принимаются коллегиально, с многочисленными согласованиями на всех уровнях, что требует немало времени. В Китае придают важное значение налаживанию дружественных, неформальных отношений с иностранными партнерами. При этом подарки принято делать не определенному лицу, а всей организации, так как местные правила могут запрещать принимать личные подарки.
Жалоба – это требование устранить нарушение законных прав и интересов, составляемое в письменной форме, адресуемое со стороны любого гражданина уполномоченному государственному органу или местным властям. Также жалоба может подаваться на действия или бездействие органов власти, когда речь идёт о нарушениях правовых норм.
Право обратиться с жалобой к властям регулирует 33 статья Конституции РФ и Федеральный закон №59. Претензия - требования в письменном виде одной стороны к другой стороне о надлежащем исполнении взятых на себя обязательств.
К основным поводам подачи претензий относят случаи, когда:
-нарушены сроки исполнения договорных обязательств;
-нарушены пункты договора, что повлекло причинение ущерба;
-не выполняются платёжные обязательства.
Рекламация является одной из разновидностей претензии. Это претензия, которую предъявляет покупатель или заказчик продавцу, поставщику либо подрядчику касательно ненадлежащего качества или недостающего количества товара, что было обнаружено в гарантийный период.
Это могут быть требования устранить недостатки, снизить цену, возместить убытки или причинённый ущерб.
Рекламация может быть подана, когда:
-были получены товар или услуга неудовлетворительного качества;