Файл: Философия культуры О. Шпенглера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж»

РЕФЕРАТ

По дисциплине философия

на тему: «Философия культуры О. Шпенглера»

Выполнил студент

Группы: 101-Сз-22

Орлов Денис Сергеевич

Проверил преподаватель:

Кармацкий АА.

СПб, 2023г.

Содержание:

1.Введение

2. Биография О.Шпенглера

3.Философия культуры Шпенглера

4.Душа культуры

5.Переход культуры к цивилизации

6.Различие между культурой и цивилизацией

7.Цивилизация как смерть культуры

8.Заключение

9.Список литературы

1.Введение

Освальд Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ и историк культуры, автор сенсационного в свое время произведения "Упадок Европы", принесшего ему сенсационную славу пророка смерти западной цивилизации. Только в 20-х годах первый том этого культурного бестселлера насчитывал 32 издания на многих языках.

Необычная творческая биография немецкого мыслителя. Сын маленького почтового служащего, Шпенглер не имел университетского образования и мог только окончить среднюю школу, где изучал математику и естественные науки; что же касается истории, философии и истории искусств, в освоении которой он превзошел многих своих выдающихся современников, то Шпенглер изучал их самостоятельно, став примером гениального самоучки. Карьера Шпенглера была ограничена должностью учителя в гимназии, которую он добровольно оставил в 1911 году.

2.Биография О. Шпенглера

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (29 мая 1880 года, Бланкенбург, Германская империя — 8 мая 1936 года, Мюнхен, Третий рейх) — немецкий историк-философ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления[4], автор книги «Закат Европы». Родился в небольшом провинциальном городке Бланкенбурге у подножия гор (Гарц, нынешняя земля Саксония-Ангальт) в семье почтового чиновника, был старшим из четырёх детей и единственным мальчиком.В 1891 году семья переехала в Галле, где Освальд изучал латинский язык в заведениях Франке. В Университете Галле, Мюнхенском и Берлинском университетах он изучает математику, естественные науки и философию. Защищает диссертацию на тему «Метафизические основы философии Гераклита» в университете Галле и получает докторскую степень по философии (1904). Затем работает учителем в Гамбурге.


В 1911 году переехал в Мюнхен, где и жил до самой смерти. Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Он был свободным писателем, жил бедно и одиноко и работал над сочинениями по ночам, вешая на дверь табличку со словами «В отъезде», чтобы не докучали звонками. Занимался публицистикой. Лично встретился с Гитлером, но был разочарован.

После прихода к власти нацистов в 1933 году на него начались нападки в прессе; была изъята книга Шпенглера «Годы решения: Германия в рамках всемирно-исторического развития», было запрещено упоминать его имя в печати. Незадолго до своей смерти, которая произошла из-за сердечного приступа 8 мая 1936 года, в своём письме на имя Ганса Франка предрёк, что в ближайшие 10 лет Нацистская Германия может прекратить своё существование. Он считал, что мировая война — это начало агонии европейской цивилизации.

3.Философия культуры Шпенглера

Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.

Нивелирующее единство идеи всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагает заменить иной картиной — циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.

Умирание всякой культуры, будь то египетской или «фаустовской» (то есть западной культуры XII—XVIII вв), характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).Как и Ницше, он был выдающимся представителем философии жизни. Его также считали классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого подхода, когда его историческими субъектами являются не отдельные нации и государства, а их огромные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего, духовной культурой. В этом отношении Шпенглер перекликался с нашим соотечественником Н.Я. Данилевским и, как и он, был одним из самых последовательных критиков евроцентризма и теории непрерывного прогресса человечества, считая Европу обреченной и умирающей частью ее. Популярная трактовка Шпенглером различий между "культурой" и "цивилизацией" подробно изложена в его книге "Закат Европы". В этой книге он рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых он представляет как изолированные организмы, коллективные личности, у каждого из которых, как и у составляющих ее людей, есть некий символический "праотец", "генетический код"; из них развивается, расцветает, стареет и умирает. Помимо "души", каждая культура имеет свою "физиогномику", то есть изменяющееся выражение"лица" и "жестов", отражающее в ходе истории уникальность этой "души" в виде искусства и черт жизни людей.



В истории человечества он идентифицирует восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западноевропейскую и культуру майя в Центральной Америке. Как новая культура, по словам Шпенглера, наступает время русско-сибирской культуры. С приходом цивилизации начинает господствовать массовая культура, художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездушному техницизму и спорту. В двадцатые годы "упадок Европы", по аналогии с упадком Римской империи, воспринимался как предсказание апокалипсиса, гибели западноевропейского общества. История, как известно, не подтвердила пророчества Шпенглера, а новая "русско-сибирская" культура, под которой подразумевалось так называемое социалистическое общество, до сих пор не преуспела. Показательно, что некоторые консервативно-националистические идеи Шпенглера широко использовались идеологами фашистской Германии.

Работа Шпенглера "Упадки Европы" была опубликована в 1918 году и сразу же прославилась. Книга открывается словами: "В этой книге будет сделана попытка определить историческое будущее". Немецкий теоретик создает свой собственный метод исследования истории, в котором рассматривает ряд культурных образований древности, и на основе параллелей, которые он проводит с современностью, пытается определить судьбу Запада. Не случайно во введении к своей работе Шпенглер говорил о важности использования аналогий, отмечая, что "техника сравнения еще не существует" и утверждая, что "здесь лежит корень, из которого может вытекать только широкое решение проблемы истории". В истории культуры не так уж и много случаев, когда научный труд вызывает не только реакцию научного сообщества, но и широкий отклик в сознании людей, далеких от области научных культурологических исследований.

В то же время, справедливая критика традиционных теорий, изучение современной социокультурной ситуации, попытка проанализировать истоки культурного кризиса делают "Закат Европы" чрезвычайно актуальным.

Выводы Шпенглера о неизбежной гибели Запада оспариваются многими учеными его работы; его критикуют за чрезмерный пессимизм и отсутствие фактического материала, но в то же время никто не сомневается в ценности.

Книга Шпенглера была не просто исследованием. Это была книга диагноза, книга пророчества. Автор не только рассматривает историю культуры, но и поднимает вопрос о будущем европейской культуры - вопрос, на который сам автор дает неутешительный и горький ответ. И в этом качестве книга Шпенглера - предупреждение. Размышляя об огромном историко-культурном материале, Шпенглер предлагает отказаться от привычной для нас схемы "Древний мир - средневековье - современность", в рамках которой обычно прослеживаются основные этапы развития мировой культуры.


Шпенглер отвергает стремление свести весь культурно-исторический процесс к одной стержневой логике, которая пронизывает всю историю и находит свое завершение в какой-то кульминационной точке. Для Шпенглера не существует единой мировой культуры. Есть только различные культуры, у каждой из которых своя судьба: "Человечество" не имеет ни идеи, ни плана..."

4.Душа культуры

Собственная "идея" Шпенглера о каждой культуре вовсе не является аналогом идеи культуры в том смысле, в каком ее понимает, например, Гегель. Если первичной идеей Гегеля была логика, то первичной идеей Шпенглера является душа культуры. Логика, как и искусство, наука, политика, всегда вторичны по отношению к этой душе. С точки зрения Шпенглера, культура - это символически выраженная система, в которой соответствующая душа осознает себя: "Культура как совокупность чувственного выражения души в жестикуляциях и трудах, как ее тело, смертное, преходящее; культура как совокупность великих символов жизни, чувств и понимания: таков язык, с помощью которого только душа может сказать, как она страдает.

Очень важно, какое значение Шпенглер придает термину "душа" по отношению к культуре. Для него термин "душа культуры" является ярким и в то же время точным выражением того факта, что основа культуры несокрушима для разума. У каждой культуры есть своя "душа", реализованная во множестве индивидуальных жизней. Душа каждой культуры уникальна и не может быть полностью выражена рациональными средствами.

Поэтому так трудно проникнуть во внутренний мир людей другой культуры, понять природу их символов, чувств, верований: "Каждая великая культура имеет тайный язык мирового чувства, вполне понятный только тому, чья душа полностью принадлежит этой культуре".

Шпенглер останавливается на рассмотрении трех исторических культур: древней, европейской и арабской. Они соответствуют трем "душам" - аполлонской душе, которая выбрала в качестве своего идеального типа чувственное тело; фаустской душе, символизируемой бесконечным пространством, динамизмом; магической душе, выражающей постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними. Из этого вытекает содержание каждой культуры. Каждая культура проходит через возрастные стадии индивида: детство, отрочество, мужественность, старость.

5.Переход культуры к цивилизации


"Чем ближе культура приближается к полудню своего существования, тем более мужественным, острым, властным, насыщенным становится ее окончательно установившийся язык форм, тем увереннее она становится в смысле своей силы, тем яснее становятся ее черты. В ранний период все это еще темно, неясно, поиски, полные тоски и в то же время страха. Наконец, с наступлением старости зарождающейся цивилизации, огонь души тускнеет. Угасающие силы вновь предпринимают попытку, с половинным успехом - в классицизме, сродни умирающей культуре, - проявить себя в произведении огромного масштаба; душа вновь печально вспоминает свое детство в романтике. Наконец, уставшая, вялая и холодная, она теряет радость бытия и стремится - как в римскую эпоху - из света тысячелетий и обратно во тьму первобытной мистики, обратно в утробу матери, в могилу... "

Для Шпенглера все культуры равны; каждая уникальна и не может оцениваться по внешнему положению, по положению другой культуры. "Феномен других культур говорит на другом языке. Для других людей существуют другие истины. Для мыслителя либо все они, либо ни одна из них не является действительной". Сосредоточив свое внимание не на логике, а на душе культуры, он сумел точно разглядеть своеобразие европейской души, образ которой может быть (как считает сам автор) душой Фауста Гёте - мятежной, стремящейся своей волей победить мир.

Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только свое искусство, но и свою естественную историю и даже свою уникальную природу, поскольку природа воспринимается человеком через культуру. "Каждая культура уже имеет свой вполне индивидуальный способ видеть и познавать мир - как природу, или - одну и ту же вещь - у каждой из них есть своя, своеобразная природа, которой точно так же не может обладать ни один другой вид человека". Но в еще большей степени каждая культура имеет свой собственный тип истории, в стиле которой она непосредственно созерцает, чувствует и переживает общее и личное, внутреннее и внешнее, всемирно-историческое и биографическое становление".

По мнению Шпенглера, каждая культура основана на душе, а культура является символическим телом, живым воплощением этой души. Но в конце концов, все живое умирает в какой-то момент. Живое существо рождается, чтобы осознать свои душевные силы, которые затем исчезают с возрастом и уходят в небытие со смертью. Такова судьба всех культур. Шпенглер не объясняет происхождение и причины рождения культур, но изображает их будущую судьбу со всей возможной выразительностью. "Каждая культура проходит через возрастные стадии индивида". Каждая из них имеет свое детство, молодость, мужественность и старость. "Культура рождается в тот момент, когда великая душа пробуждается и очищается от первобытного состояния вечного младенчества человечества".