Файл: Общая характеристика и классификация функций экологического управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАОУ ВО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ЗЕМЕЛЬНОГО И ТРУДОВОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Экологическое право»

на тему: «Общая характеристика и классификация функций экологического управления»

Выполнила:

Писаренко Александра Игоревна

студент 3 курса

группы ЮРП-б-о-18-3 направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция очной формы обучения

____________________

(подпись)

Руководитель работы:

кандидат юридических наук

К.ю.н., доцент кафедры экологического, земельного и трудового права

Буркин Д.О.

______________________

(подпись)

Работа допущена к защите ___________________________________________

(подпись руководителя) (дата)

Работа выполнена и

защищена с оценкой ________________ Дата защиты: ____________________ Члены комиссии: ____________ _____________________ __________________

____________ ______________________ _________________

____________ ______________________ _________________

____________ ______________________ _________________ (подпись) (должность) (И.О. Фамилия)

Ставрополь, 2020 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Экологическое управление………………………………………….6

    1. Понятие экологического управления и его сущность……………..6

    2. Виды экологического управления…………………………………..8

  1. Понятие и общая характеристика функций экологического управления……………………………………………………………………….13

    1. Понятие, задачи и цели функций экологического управления…..13

    2. Органы государственной власти, выполняющие функции экологического управления……………………………………………………..15

  1. Классификация функций экологического управления…………...17

    1. Функция учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения государственных кадастров……………………………………………17

    2. Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов……………………………………………………………..19

    3. Функция распределения и перераспределения природных объектов…………………………………………………………………………..20

    4. Функция воспроизводства природных объектов…………………22

    5. Функция пространственно-территориального устройства природных объектов.

    6. Функция контроля за использованием и охраной природных объектов…………………………………………………………………………..23

    7. Функция разрешения споров о праве экологопользования………24


Заключение………………………………………………………………..26

Список использованной литературы…………………………………….29
Введение

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в современном мире обострилось всеобщее внимание к экологическим проблемам. Но результаты в этом направлении еще недостаточны, а последствия человеческой деятельности на экологию катастрофические. Одной из главных причин малоэффективного природопользования при производственной деятельности, является отсутствие глобальных моделей управления экологическими процессами, слабая проработанность методологии создания и развития систем производственно-хозяйственной экологии. Такая методология должна строиться на основе системного подхода. Главной при этом является роль государства.

В настоящее время эффективность государственного экологического управления значительно снижена по многим причинам, к которым можно отнести: неоднократное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти, передачи функций государственного экологического контроля из одного ведомства в другое; разрыв иерархических связей между природоохранными органами федерального и регионального уровня; дублирование функций государственного экологического контроля федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; фактическое отсутствие властных полномочий у местных природоохранных органов; отсутствие системы финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового состава специалистов природоохранных органов и др. Развитие экономики на современном этапе связано с решением комплекса многообразных задач, важное значение среди которых имеют задачи эффективного функционирования и развития организационно-экономического механизма экологического управления.

Объектом курсовой работы выступа­ет деятельность субъектов права, связан­ная с воздействиями на окружающую среду.

Объект государственного экологического управления должен рассматриваться через призму объекта экологического права как отрасли права и применительно к исследуемому институту вклю­чать те общественные отношения, в которых участвуют субъекты управления, — имущественные отношения, возникающие при пре­доставлении природных объектов в пользование или собствен­ность; отношения в области природопользования, поддержания качества окружающей среды, ликвидации последствий антропо­генной деятельности и негативных природных явлений; некоторые отношения, связанные с применением мер юридической ответ­ственности.



Предметом курсовой работы являются общественные отношения в сфере экологического управления.

Целью работы является рассмотрение понятия экологического управления, его функций, рассмотрение правового положения органов, осуществляющих государственное экологическое управление, выявление основных направлений экологического управления, анализ направлений экологической политики в РФ.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

  1. рассмотреть понятие, сущность и виды экологического управления;

  2. исследовать правовое положение органов, осуществляющих управление и контроль, их полномочия, взаимодействие, их взаимосвязь;

  3. изучить основные функции экологического управления.

Методической основой курсовой работы являются теоретические выводы и положения таких наук, как экологическое право, практические выводы и сравнительные характеристики Российского законодательства. В работе использованы сравнительно-правовой, логико-теоретический и системно-структурный общенаучные методы, метод статистического анализа.

Новизна определяется тем, что для обеспечения сохранения и оздоровления окружающей среды невозможно без эффективного механизма функционирования власти и управления, недопустимости совмещения организационно-хозяйственной деятельности и контрольных и надзорных функций органов исполнительной власти в экологической сфере. Ситуация в экологической сфере управления в целом не идеальна и несмотря на улучшения, требует повышения эффективности. Работа имеет большое практическое и теоретическое значение.


  1. Экологическое управление.



    1. Понятие экологического управления и его сущность.

Экологическое управление представляет собой совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства.

Сохранение и оздоровление окружающей среды входит в национальные интересы Российской Федерации в соответствии со «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ.


Целью правового регулирования в экологическом праве является «гармонизация отношений человека и природы, охрана окружающей среды и отдельных природных объектов, рациональное природопользование».1 Таким образом, важную роль играет особенная деятельность, направленная на достижение необходимого правового результата. Необходимо управленческое воздействие административного, дисциплинарного, финансового и экономического характера, так как только нормативного воздействия недостаточно для эффективности норм экологического права.

Управление как социальное явление представляет собой процесс упорядочения каких-либо отношений для достижения определенных целей. Оно направлено на установление баланса элементов определенной системы. Основополагающими элементами управления являются: цель, которую необходимо достичь; объект – общественные отношения, подлежащие упорядочению или поддержанию условий их существования; субъект – лицо, на которое возложена задача осуществлять комплекс управленческих действий; содержание деятельности – функции управления, номенклатура которых необходима и достаточна для достижения управленческого результата; способы, при помощи которых осуществляется управленческое воздействие; формы, в которые облекаются акты управления.

Экологическое управление — это совокупность общественных отношений, возникающих между управляющим и управляемыми субъектами по поводу соблюдения экологического законодательства и обязательных экологических требований. При этом управляющими субъектами являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица, осуществляющие экологическое управление на предприятии, индивидуальные предприниматели. В свою очередь управляемые субъекты — физические лица, юридические лица, на которых возложена обязанность по соблюдению экологических требований. Объекты экологического управления — это окружающая среда в целом либо отдельные природные ресурсы и объекты, антропогенные объекты, перечисленные в ст. 4 Закона об охране окружающей среды.2

Под управлением природопользованием и охраной окружающей среды понимается совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.
Основы управления в области охраны окружающей среды регламентируются главой II ФЗ "Об охране окружающей среды". В данном нормативно-правовом акте речь идет только об управлении охраной окружающей среды. Целью управления
является обеспечение соблюдения требований экологического законодательства. 



    1. Виды экологического управления.

В зависимости от статуса управляющего субъекта в Российской Федерации традиционно выделяют несколько видов экологического управления. Это государственное, муниципальное, производственное и общественное экологическое управление. Каждый из перечисленных видов имеет свою специфику, а также свои задачи и методы реализации.

В Российской Федерации имеет наибольшее значение государственное экологическое управление. Именно этот вид управления получил закрепление в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды означает реализацию всеми уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции экологической политики, которая проводится в соответствии с действующим законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми в установленном порядке. 

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе следующих принципов:

  1. Принцип законности

  2. Принцип учета и сочетание экономических и экологических интересов общества. Экологический интерес общества - это тот же самый экономический интерес.

  3. Ответственность органов государственной власти и МСУ за состояние окружающей среды на соответствующей территории

  4. Принцип разделения хозяйственных функций, контрольных функций и управленческих функций.

  5. Принцип разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ. Всё природно-ресурсное законодательство - в совместном ведении, а исключительная экономическая зона- в ведении РФ.

В процессе реализации государственного экологического управления используются административные (приказы, распоряжения, обеспечиваемые возможностью государственного принуждения), экономические (создание материальной заинтересованности в определенном поведении), идеологические (воспитание, образование и т.п.) методы.

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды: