Файл: Философия культуры О. Шпенглера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Некий образ из уродливого, ограниченного и преходящего из безграничного и непоколебимого. Он расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой он остается прикреплен, как растение. "2 Кризис в культуре наступает тогда, когда ее душа осознает всю полноту своих возможностей в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Как следствие, культура вновь возвращается в объятия первобытной души. Но ход культуры - это не гладкий, спокойный процесс. Это живое существо - интенсивная страстная борьба: внешне, чтобы утвердить свою власть над силами хаоса, а внутри - чтобы утвердить свою власть над бессознательным, где этот хаос, злонамеренно, укрывается.

Смерть культуры - это истощение ее души, когда ее смысл уже не вдохновляет людей, обращаясь теперь не к реализации культурных ценностей, а к утилитарным целям и улучшению жизни. Шпенглер связывает этот период с наступлением эпохи цивилизации. "Цивилизация - это неизбежная судьба культуры, Запад будущего - это не безграничное движение вперед и вверх, по пути наших идеалов. Современность - это фаза цивилизации, а не культуры. В этом отношении ряд жизненно важных составляющих отпадают как невозможные. Как только цель достигнута, а вся полнота внутренних возможностей, завершенных и реализованных извне, культура вдруг застывает, она умирает, ее кровь свертывается, ее сила распадается - она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, может еще много веков бросать свои гнилые сучья. Здесь мы переходим к рассмотрению внутреннего содержания понятия цивилизации. В общепринятом понимании слово "цивилизация" близко по значению к "культуре" (в понимании О. Шпенглера), но автор "Упадок Европы" под этим термином подразумевает нечто иное. Как бы парадоксально это ни звучало, Шпенглер в определенном смысле противопоставляет культуру и цивилизацию, а название "теория локальных цивилизаций" по отношению к нему должно быть трансформировано в "теорию локальных культур".

Сама идея разделения культуры и цивилизации не нова, но Шпенглер занял нетрадиционный подход к этому вопросу, гармонично сочетая терминологию со своей концепцией. Немецкий теоретик по цивилизации понимает исход, завершение и исход всей культуры. "Цивилизация - это те самые экстремальные и искусственные состояния, которые способен реализовать высший вид людей". О. Шпенглер назвал цивилизацию дряхлой культурой, реализовавшей свои цели, подошедшей к концу своего существования.


6.Различие между культурой и цивилизацией

Каковы различия между культурой и цивилизацией? Очень хорошо сформулированы различия между ними Н. Бердяев, главную идею из творчества которого выдвинул профессор И. Я. Левяш: "Он был солидарен с О. Шпенглером, который "признал цивилизацию судьбой всей культуры". Культура не развивается бесконечно. Она несет в себе семя смерти. Она содержит начала, которые неизбежно влекут ее к цивилизации. Цивилизация - это смерть духа культуры, динамичное движение внутри культуры с ее кристаллизированными формами неизбежно выводит ее за пределы культуры. На этих путях происходит переход культуры к цивилизации. Как объяснить такую глубокую метаморфозу? "Культура, - отметил мыслитель, - это творческая деятельность человека. Творчество человека получает свою объективизацию в культуре. Цивилизация - это "переход от культуры, от созерцания, от создания ценностей к самой жизни". И, наконец: "Культура религиозна по своей основе, цивилизация нерелигиозна". Культура происходит от культа, она ассоциируется с культом предков, это невозможно без священных традиций". Цивилизация - это воля к власти, к устройству поверхности земли. Культура национальная. Цивилизация интернациональна. Культура органическая. Цивилизация механическая. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация пронизана стремлением к равенству, она хочет оседать на количествах. Культура аристократична. Цивилизация демократична.

Различие между культурой и цивилизацией вызвано "... Различие между культурой и цивилизацией вызвано в значительной степени необходимостью расширить перспективу исторического видения, включить в объект теоретических исследований сферы материальной жизни, которые не вписывались в традиционные рамки анализа философии культуры, и игнорировать которые в связи с научно-техническим развитием означало бы дискредитацию социально-философских конструкций".

7.Цивилизация как смерть культуры

Почему же тогда цивилизация, приносящая человеку социальные и технические удобства жизни, вызывает у Шпенглера ощущение смерти культуры? Ведь прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов остаются. Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную сторону вопроса. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, внутреннюю связь с душой человека. Душа культуры живет не сама по себе, а только в душах людей, которые живут смыслом и ценностями этой культуры. "Все искусство смертно, не только отдельные творения, но и само искусство".



Если культура перестает притягивать и вдохновлять души людей, она обречена. Поэтому Шпенглер видит опасность, которую несет с собой цивилизация. Нет ничего плохого в благоустройстве жизни, но когда она поглощает всего человека, то для культуры уже не остается никакой силы духа. Он ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но предостерегает от цивилизации, вытесняющей истинную культуру: "Культура и цивилизация - живое тело души и ее мумии".

Шпенглер не отрицает цивилизацию, но и не является "человеком цивилизации", способным отбросить старый "культурный хлам", чтобы чувствовать себя комфортно в мире повседневных забот. Отсюда и его двойственное мировоззрение, блестяще охарактеризованное Н. Бердяевым: "Особенность Шпенглера заключается в том, что еще не было человека цивилизации... с таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неизбежного упадка старой культуры, который обладал бы такой чувствительностью и таким даром проникновения в культуры прошлого". Цивилизующее самосознание и самосознание Шпенглера в корне противоречат друг другу и раздвоены. Нет... цивилизационного самоуспокоения, нет этой веры в абсолютное превосходство его эпохи над предыдущими поколениями и эпохами. Шпенглер - человек цивилизации, он человек старой европейской культуры. Шпенглер одним из первых почувствовал эту трагедию, и он первым, на мой взгляд, выразил ее с удивительной силой и выразительностью в формах теоретической мысли.

8.Заключение

Основная идея концепции "упадка Европы" была выражена И. Я. Левиашем: "Циклы культурного развития, их взлеты и падения, создают впечатление серии циклических изменений, сосуществующих или сменяющих друг друга".

Из идей Шпенглера возникло новое направление в культурологии и философии науки. После его работы исследователи стали замечать то, что ранее ускользало от их внимания. Теперь невозможно обойтись без изучения того, как, каким образом внерациональные семантические основы культуры определяют развитие не только религии и искусства, но и науки и техники. И заслуга в открытии этой проблемы принадлежит Шпенглеру. Его "Спад Европы" стал не только событием культурологических исследований, но и событием европейской культуры. Конечно, не все в его книге идеально. Но, пожалуй, Шпенглер и не стремился к этому, так как для него главным было теоретически в полной мере выразить болезненные проблемы эпохи, и ему это вполне удалось.


9.Список литературы

1."Антология культурной мысли" - авторский компилятор. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. Москва: Издательский дом Российской академии образования, 1995.

2."Спад Европы" - Шпенглер О.- Том 1, Москва, 1994.

3."Основы культурологии" - учебное пособие для университетов - Мамонтов С.П. - Москва: "Олимп", "ИНФРА-М", 1998.

4."Культурология" - учебное пособие - Гуревич П.С. - Москва: "Знание", 1995.

5.Шпенглер О. "Спад Европы". Том 1 - Москва, 1994 - с.266.

6.Спенглер О. "Спад Европы", т.1 - Москва, 1995 - с.264

7.Культурология: учебник / Составлено ответственным редактором А. А. Радугиным. М.: Центр, 2012. 304 с.

8.Огородников В.П. История и философия науки. учебное пособие для аспирантов СПб: Петр, 2012 354 с.

9.Пенионжек Е. В. Культурология: учебник. Екатеринбург: ЮУИ, 2013 111 с.

10.Пивоев В. М. Философия культуры: учебник. M.: Режиссеры, 2013. 429 с.

11.Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учебник. Москва: Режиссерские кадры, 2013. 632 с.