Файл: Психологопедагогическая диагностика младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социокультурный или социально-психологический норматив (СПн) — это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым это система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.
Способности — индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда дея- тельностей, не сводящиеся к знаниями навыками обуславливающие быстроту и легкость их приобретения.
Способности общие — способности, обеспечивающие успешность ряда основных, ведущих форм человеческой деятельности.
Способности специальные — индивидуально-психоло гические особенности, обеспечивающие успешность выполнения отдельных конкретных видов деятельности (музыкальной, математической, организаторской и т. д
Стандартизация — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.
Статистическая норма — это уровень развития человека, который соответствует среднестатистическим (количественным) показателям, полученным при обследовании представительной группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и т.п.
Тесты — стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.
Умственный возраст — это соотношение между успешностью выполнения тестовых заданий и хронологическим возрастом испы- туемых.
Филогенез — процесс становления психологических структур входе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Форма тестового задания это способ организации, упорядочения и существования содержания теста.
Шкала — это форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочением их в определенную числовую систему.
Школьная адаптация — сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку, а также способность ребенка к дальнейшему психологическому, социальному, личностному раз- витию.
Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений поведения, неуспешности в учебе, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Школьная зрелость функциональная готовность) — это уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, интеллектуальные и физические нагрузки не влияют негативно на развитие ребенка
Эгоцентризм мышления — скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Эксперимент — метод психологического исследования, характеризующийся созданием искусственной ситуации, посредством которой осуществляется актуализация интересующих исследователя индивидуальных особенностей испытуемых

175
БиБлиОГРАФиЧЕСКиЙ СПиСОК
РЕКОМЕнДОВАннОЙ лиТЕРАТУРы Основная литература. Бурлачук л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2008.
2. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сто- лина. — СПб.: Речь, 2004.
3. Психолого-педагогическая диагностика учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. левченко, С.Д. За- брамная, ТА. Добровольская и др. — М Издательский центр Академия. Романова Е.С. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2009.
5. Словарь-справочник по психологической диагностике / ред. л.Ф. Бурлачук, СМ. Морозов. — СПб.: Питер, Дополнительная литература

Аванесов В.С. Форма тестовых заданий учебное пособие для
1. учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. — М Центр тестирования, 2006.
Анастази А, Урбина С. Психологическое тестирование. —
2.
СПб.: Питер, 2005. — 688 с.
Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. — М Ось,
3.
2006.
Битянова М. Организация психологической работы в школе М Совершенство, 1998. — 298 с.
Битянова М, Азарова Т, Афанасьева Е, Васильева Н. Работа
5. психолога в начальной школе. — М Совершенство, 1998. — 352 с.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной
6. сферы ребенка. — М Роспедагенство, 1994. — 68 с.
Божович л.И. личность и ее формирование в детском возрасте М Просвещение, 1968.

176
Бугрименко Е.А., В. енгер А.л. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. — Томск Пеленг, 1992. — 62 с.
Бугрименко Е.А., Венгер л.А., Поливанова КН, Сушкова
9. ЕЮ. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов Методические разработки для школьного психолога М ВНИК Школа, 1989. — 91 с.
Бугрименко Е.А., Цукерман ГА. Учимся читать и писать. —
10. М Знание, 1994. — 85 с.
Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др.
11.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков М Академия, 2002. — 416 с.
Бурменская Г.В., Карабанова Ол., лидерс А.Г. Возрастно-
12. психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М Изд-во МГУ, 1990. — 136 с.
Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс. диагностика готовности к школе Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. — М Генезис с Васильева ИВ. Психодиагностика. — Тюмень Изд-во Тюм-
14.
ГУ, 2010.
Венгер А.л. Психологическое консультирование и диагностика.
15. Практическое руководство в 3 ч. — М Генезис, 2001. — 160 с.
Венгер А.л., Цукерман ГА. Психологическое обследование
16. младших школьников. — М Изд-во ВлАДОС-ПРЕСС, 2001. — 160 с.
Выготский л.С. Психология. — М Изд-во ЭКСМО-Пресс,
17.
2000. — 1008 с.
Выготский л.С. Собр. соч Вт. Т. 5 — М Педагогика,
18.
1982.
Галанов АС. Психодиагностика детей. — М ТЦ Сфера,
19.
2002. — 128 с.
Гамезо M.B., Герасимова B.C., Орлова л.М. Старший дошкольники младший школьник психодиагностика и коррекция развития М Изд-во Институт практической психологии Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. — 256 с.
Гильбух ЮЗ. Учебная деятельность младшего школьника
21. диагностика и коррекция неблагополучия. — Киев, 1993.
Глуханюк НС. Практикум по психодиагностике учеб. пособие М Изд-во Московского психолого-социального института Воронеж Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 192 с

177
Головей л А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии СПб.: Речь, 2001. — 688 с.
Гуткина НИ. Психологическая готовность к школе. — М
24. Академический проект, 2000. — 184 с.
Диагностика школьной дезадаптации: для школьных психологов и учителей начальных классов компенсирующего обучения. — М Редакционно-издательский центр Консорциума Социальное здоровье России, 1995. — 127 с.
Диагностическая деятельность педагога НМ. Борытко; под
26. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. — М Издательский центр Академия, 2006.
Истратова ОН, Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 448 с.
Колмогорова л.С. Диагностика психологической культуры школьников практ. пособие для шк. психологов. — М Изд-во
ВлАДОС-ПРЕСС, 2002. — 360 с.
Коломинский Ял, Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. — Минск Университэцкае, 1999. — 316 с.
Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
30.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от
31. рождения до 17 лет учебное пособие. — М УРАО, Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе учеб.
32. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М Издательский центр Академия, 2005.
Матюхина МВ, Михальчик Т.С., Патрина К.П. Психология
33. младшего школьника учебно-методическое пособие. — М Просвещение с.
Мухина B.C. Детская психология. — М ООО Апрель Пресс,
34. ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000.
Немов Р.С. Психология учеб. для студ. высш. учеб. заведений в 3 кн. — Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М Гуманит. изд. центр ВлАДОС, 2003.
Обухова л.Ф. Возрастная психология. — М Педагогическое
36. общество России, 1999. 442 с.
Обухова л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы М Тривола, 1998.
Овчарова Р.В. Практическая
38. психология в начальной школе М ТЦ Сфера, 1996. — 240 с

178
Овчарова Р.В. Справочная. книга школьного психолога. — М Просвещение, Учебная литература, 1996. — 352 с.
Психологическая диагностика учебное пособие / под ред.
40.
М.К. Акимовой, КМ. Гуревича, — СПб.: Питер, Психологическая служба детский сад, школа, вуз учебное пособие под ред. И.Б. Котовой, Е.И. Рогова. — Ростов н/Д,
1991. — 172 с.
Ратанова ТА, Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы
42. изучения личности. — М Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. — 264 с.
Раттер М. Помощь трудным детям / перс англ. — М
43.
Апрель-Пресс, Э-Пресс, — Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании учебное пособие. — М Просвещение ВлАДОС, 1996. —
529 с.
Семаго ММ. Рабочий журнал психолога образовательного
45. учреждения. — М ТЦ Сфера, 2002. — 192 с.
Семаго ММ, Семаго Н.Я. Диагностико-косультативная
46. деятельность психолога образования методическое пособие. — М
Айрис-пресс, 2004.
Урунтаева ГА. Диагностика психологических особенностей
47. дошкольника практикум. — М Издательский центр Академия,
1999. 96 с.
Урунтаева ГА, Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии М Просвещение ВлАДОС, 1995. — 291 с.
Фридман л.М., Пушкина ТА, Каплунович И.Я. Изучение
49. личности учащегося и ученических коллективов. — М Просвещение с.
Хозиева МВ. Практикум по возрастно-психологическому
50. консультированию. — М Академия, 2002. — 320 с.
Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития
51. Методы исследования. — Киев Освита, 1992. — 220 с.
Цукерман Гл. Школьные трудности благополучных детей. —
52. М Знание, 1994. — 74 с.
Шевандрин НИ. Основы психологической диагностики учеб.
53. для студ. высш. учеб. заведений в 3 ч. — М Гуманит. изд. центр
ВлАДОС, 2003.

179
Шилова ТА. Психологическая типология школьников сот. ставаниями в учении и отклонениями в поведении. — М Изд-во
ИПК и ПРНО МО, 1995. — 90 с.
Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Психодиагностика
55. учебник для вузов / л.Ф. Бурлачук — СПб.: Питер, 2008.
Щуркова НЕ. Педагогическая технология. — М.
Педагогическое общество России, 2005.
Эльконин ДБ. Психическое развитие в детском возрасте /
57. под ред. Д.И. Фельдштейна. — М Институт Практической психологии Воронеж НПО «МОДЭК», Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей Самара Издательский дом «Бахрах-М», 2012. — 624 с.
Энциклопедия психологических тестов для детей. — М Ар. надия, 1998. — 256 с.
Программное обеспечение и интернет-ресурсы
psy-files.ru http://www.psy-files.ru/: на сайте представлены on- line тесты, тестовые методики, подборка тренинговых упражнений для детей и взрослых, психологическая библиотека, документация психолога.
ВСЕТЕСТы.RU http://vsetesti.ru/: на сайте размещены профессиональные психологические тесты. Рабочий журнал психолога ОУ» (Семаго ММ) http://
festival.1september.ru/articles/412694/. Российская психология. Информационно-аналитический портал. http://www.rospsy.ru/. Сайт Мир психологии http://psychology.net.ru/. Флогистон психология из первых рук http://flogiston.ru./. Психологическая лаборатория http://vch.narod.ru/lib_link.htm. Практическая психология Электронная версия журнала Школьный психолог http://
psy.1september.ru/. Электронная психологическая библиотека. PSYLIB http://www.
psylib.kiev.ua/.
Учебное издание
Галина Владимировна КУХТЕРИНА, Евгений Анатольевич КУКУЕВ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учебное пособие
Редактор Н. П. Дементьева
Технический редактор Н. Г. Яковенко
Компьютерная верстка И. А. Штоль
Печать электрографическая А. В. Башкиров, А. Е. Котлярова
Печатьофсетная В. В. Торопов, С. Г. Наумов
Подписано в печать 13.01.2014. Тираж 230 экз. Объем 11,25 усл. печ. л. Формат 6084/16. Заказ 3. Издательство Тюменского государственного университета, г. Тюмень, ул. Семакова, 10
Тел./факс: (3452) 45-56-60, 46-27-32
E-mail: izdatelstvo@utmn.ru
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10