Файл: Атлас по психологии_Гамезо М.В, Домашенко И.А_Уч пос_2004 -276с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 6469

Скачиваний: 124

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чувствительность измеряется порогами. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот. Различают два вида порогов: аб-солнетный и разностный и, соответственно, абсолнетную и разностную чувствительность. Абсолнетная чувствительность характеризуется двумя порогами — нижним и верхним.

132

Нижний абсолнетный порог — это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение. Верхний — это максимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение. Разностный порог — наименьшее различие между раздражителями, при котором возникает ощущение новой силы.

Чувствительность различных участков кожи различна. Наиболее чувствительны — кончик языка, кончики пальцев; наименее — кожа спины, шеи.

Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией (см.), а другая — от условий состояния организма и называется сенсибилизацией (см.).

При адаптации:

чувствительность изменяется в сторону повышения и в сторону понижения.

При сенсибилизации:

чувствительность меняется только в сторону повышения;

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов

Анализатор

Абсолютный порог

Дифференциальный порог

Степень исполнения в технических системах, %

Единицы измерения

Примерная величина

Единицы измерения

Примерная величина

Зрительный (постоянный точечный сигнал)

лк

Примерная величина

лк угл. мин

1% от исходной

интенсивности

0,6—1,5

90

Слуховой

Дина/см2

0,0002

дБ

0,3—0,7

9

Тактильный

мг/мм2

3—300

мг/мм2

7% от исходной интенсивности

1

Вкусовой

мг/л

10—10000

мг/л

20 % от исходной концентрации

крайне незначительные

Обонятельный

мг/л

0,001 — 1

мг/л

16—50%, тоже 2,5—9% от исходной величины


Кинестетический

кг

кг



Температурный

С°

0,2—0,4

с°



Вестибулярный (ускорение при вращении и прямолинейном движении)

м/с2

0,1—0,12



133

Рис. VIII.21. Свойства ощущений

чувствительность зависит от состояния самого организма (физиологических или психологических причин).

При непрерывном и длительном воздействии какого-либо раздражителя соответствующие рецепторы приспосабливаются к нему, вследствие чего начинает снижаться интенсивность нервных возбуждений, передаваемых от рецепторов к коре, что и лежит в основе адаптации. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, при непрерывном действии того же раздражителя ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. В отдельных случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности.


Адаптация особенно проявляется в сфере зрения, слуха, обоняния, осяза-

ния и вкуса и свидетельствует о большой пластичности организма, его приспособлении к условиям среды.

Хорошо известно, что при переходе от яркого света в темноту мы сначала не видим предметов, но постепенно начинаем различать их очертания (адаптация к темноте). Если измерить чувствительность, то окажется, что она возрастает, причем сначала очень быстро, потом все медленнее и, наконец, устанавливается на определенном уровне.

Производя последовательные замеры чувствительности, можно построить график, отражающий ход изменения чувствительности во времени — так называемую кривую темно-вой адаптации.

Примечание. Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля даны в конце темы «Восприятие».

134

Узловые вопросы темы

1. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий.

2. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов. Восприятие и прошлый опыт человека.

3. Предметность, целостность, константность, избирательность и осмысленность как основные особенности восприятия.

4. Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии.

Основные психологические понятия по теме

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Аудиовизуальное восприятие — одновременное восприятие слухом и зрением.

Восприятие — форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

IX. ВОСПРИЯТИЕ

Избирательность — качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.

Иллюзии восприятия — искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

Константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.

Наблюдательность — свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали.

Осязание — вид восприятия, складывающийся на основе тактильных и двигательных ощущений.

Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти.

Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

Предметность восприятия — отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

135

Сенсорика — понятие, обобщающее ощущения и восприятия.

Целостность восприятия — особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств; ц. в. формируется в предметной деятельности человека.

Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.


Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной ана-литико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Физиологической основой вое приятия является условно-рефлектор. ная деятельность внутрианализатор. ного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих це. лостность и предметность отражаемых явлений.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы (см.), т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.

Исследования П.К. Анохина, НЛ. Бернштейна показали, что сформированные перцептивные образы, становясь акцепторами действия, обуславливают обратную афферентацию и регулируют протекание исполнительной деятельности.

Восприятие предполагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

Восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности.

В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием.

Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т. д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта.

Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычле-

136

Рис. IX.1. Общая модель распознавания образов

137

138

Рис. IX.2. Дополнение данных ощущения в восприятия

нению объекта из окружающего фона. Так, зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое восприятие начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука, а осязание определяется сложным взаимодействием тактильно-моторных анализаторов.

И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему.


При изучении зрительной деятельности, приводящей к формированию зрительного образа, обнаружены различные уровни перцептивного действия.

На начальной стадии формирования перцептивного образа отмечено

развернутое взаимодействие ориентировочно-исследовательских, познавательных и исполнительных действий.

На высших стадиях развития восприятия взаимоотношение основных компонентов действий происходит неявно, а преобразование зрительного образа совершается в соответствии с поставленной задачей.

Глаз в процессе зрения совершает своеобразные движения поиска объекта. При рассматривании различных предметов можно зафиксировать многочисленные и очень сложные движения глаз. Исследования показали, что характер движений зависит от степени осведомленности об объекте, его сложности, значимости для личности.

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

Восприятие и его свойства

Восприятие — познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.




Предметность


Целостность

Выражается в отношении сведений, по-


Восприятие есть всегда целостный образ

лучаемых из внешнего мира, к этому


предмета.

миру.



Структурность


Константность

Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.


Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. д.

Осмысленность


Избирательность

Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.


Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

поиск объекта;

выделение наиболее характерных его признаков;

опознание объекта, т. е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции (см.).

Рис. IX.3. Рисунки испытуемого после первичного (а) и повторного (б) ощупывания объекта

Рис. IX.4. Установка в зрительном восприятии

Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия (см.). Избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установок личности.


Восприятие человека предметно (см.) и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение.

Швейцарским психологом Рорша-хом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...). Опыты Роршаха доказали, что только неко-

140

Рис. IX.5 (а, б, в, г). Стимульный материал теста Роршаха

торые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.

Восприятие характеризуется кон-стантностью (см.), т. е. относительным постоянством. Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет огромное практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее.

Восприятие взаимосвязано с речью. Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к определенной категории.

На рисунке IX.6 показан типичный пример узнавания на основе словесной опоры. С первого взгляда в наборе пятен можно не опознать что-либо определенное. Но стоит только сказать, что это собака, как все они сразу объединяются в определенную фигуру. Слово как бы восполняет то, что отсутствует в рисунке.

Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру на данном рисунке. Мы воспринимаем не отдельные обрезки прямых линий или определенную совокупность штрихов, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник. Незавершенность рисунка восполняется нашим опытом, знаниями.

Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пони-Манием сущности предмета и протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?».

Восприятие не определяется просто набором раздражителей. Показательными с этой точки зрения являются так называемые «двойственные изображения».

Рис. IX.6. Силуэтный рисунок

Рис. IX.7. Незавершенные фигуры

В рисунках IX.8—10 выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.

К факторам восприятия, обеспечивающим выделение фигуры из фона (по М. Вертхаймеру), относятся (примеры на рисунках):

1. Сходство. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре и т. д. (на рис. IX. 11 — столбики крестиков и ноликов).

141

Рис. IX.17а. Вазы и лица

Рис. IX.8. Лицо и дерево

142

Рис. IX.9. Сосчитайте, сколько кубиков

Рис. 1Х.10. Где фигура, а где фон?

Рис. IX.11.

2. Близость. В фигуру объединяются элементы, близко расположенные (на рис. IX. 12 — две узкие вертикальные полосы).

3. «Общая судьба». Если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру (фактор можно подтвердить опытом с точками, нанесенными на два стекла).