Файл: Атлас по психологии_Гамезо М.В, Домашенко И.А_Уч пос_2004 -276с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 6467

Скачиваний: 124

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. «Вхождение без остатка». На рис. IX. 12 — три широкие вертикальные полосы.

5. «Хорошая линия». Фактор определяет избирательность восприятия

Рис. IX. 12.

Рис. IX. 13 (а, б, в).

143

Рис. IX.14.

Рис. IX.15. Треугольник Пенроуза: поэлементно (А) — все правильно, но целостное восприятие (Б) обнаруживает нереальность изображенного

Рис. IX.16. Присоска Л. Л. Ярбуса в разрезе

двух и более пересекающихся или касающихся линий (на рис. IX. 13а воспринимается, как правило, прямая и изогнутая, хотя их можно воспринять как две изогнутые, показанные на рис IX.136 и в).

6. Замкнутость. Из двух или серии взаимосвязанных замкнутых и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые (на рис. IX.14 — квадраты и окружности).

7. Установка или поведение наблюдателя.

8. Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например: собакаестмясо или: кошкаловитмышей).

Каждая часть образа восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.

Процесс движения глаз при зрительном восприятии можно зафиксировать на фотопленке с помощью киносъемки зрачка одного глаза или отражаемого луча в зеркале специальной присоски. Результаты этой фиксации на примере рассматривания изображения Нефертити с помощью присоски А.Л. Ярбуса изображены ниже.

Глаз — подвижный орган, способный совершать движения относительно воспринимаемого объекта.

Движения глаз разнообразны по форме. Выделяют два основных типа движений глаз:

прослеживающие — слаженные, плавные движения, они помогают глазу непрерывно фиксировать перемещающийся объект;

саккадические — быстрые скачки глаз, наблюдаемые при рассматривании наблюдаемых объектов.

144

Рис. IX. 17. Нефертити и запись движения глаз при ее рассматривании

Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).

Объединение сетчаточных изображений левого и правого глаза в единый образ происходит лишь в том случае, когда объекты проецируются примерно на центральные ямки — фовеа — обоих глаз или в точки, удаленные от середины центральных ямок

на одно и то же расстояние и в одном и том же направлении. Эти пары точек называются корреспондирующими; любые другие точки — диспаратными (изображения в этих точках двоятся).

По закону идентичных зрительных направлений, сформулированному И. Мюллером и Э. Герингом, в одном направлении воспринимаются все объекты, проецирующиеся на корреспондирующие точки сетчаток. Для центральных ямок сетчаток это направление совпадает с линией, прове-

Рис. IX.18. Запись движений глаз в процессе чтения: а) на неподвижную; б) на движущуюся фотобумагу

145

денной через точку фиксации и середину линии, соединяющей правый и левый глаз, т. е. центр так называемого циклопического глаза.


Совокупность точек пространства, которые при данном угле конвергенции (сведения оптических осей левого и правого глаза) проецируются на корреспондирующие точки сетчатки, называется гороптером и представляет .собой окружность, проходящую через центры обоих глаз и точку фиксации (исследования И. Мюллера).

Рис. IX. 19. Закон идентичных зрительных направлений (по Э. Герингу)

146

Рис. IX.20. Теоретический гороптер (по И. Мюллеру): углы а и Р равны между собой, а углы Р и у —не равны

Бинокулярная фиксация развивается в течение первых трех месяцев жизни ребенка (исследования М.Н. Денисовой и Н.Л. Фигурина).

Э. Гибсон и Р. Уорк провели опыт с детьми от 6,5 до 14 месяцев на восприятие глубины. Ребенок помещался в центре стола, покрытого толстым стеклом с клетчатой подстилкой. При этом стекло наполовину свешивалось со стола на высоте 1,5 м над полом, покрытым той же клетчатой подстилкой. Из 36 испытуемых на зов матери подползали к безопасному краю стола 75% детей, к краю с «обрывом» — лишь 8%, 62% детей оставались при

Рис. IX.21. Воздушная перспектива

этом на месте, а 30% — уползали в противоположном направлении.

Опыт говорит о раннем развитии механизмов зрительного восприятия глубины.

Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двига-тельные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц.

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. При удаленности предметов большое значение в воспри-

ятии пространства имеет взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

Форма — один из более информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т. е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, тек-

147

Рис. 1Х.22. Линейная перспектива

стуре. В ряде случаев, наоборот, кон-тур выявляется лишь как элемент дан-ной фигуры. На рис. IX.23 (а и б) в равной мере намечены контуры рав-ностороннего треугольника. Вместе с тем воспринимаются эти фигуры по-разному.

При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями — как короткие.


Рис. IX.23. Восприятие формы. Фигура и контур (по В. Метцгеру)

148

Рис. 1Х.24. Схема бинокулярного зрения. При фиксации двумя глазами объекта А его изображение падает на соответственные точки сетчаток обоих глаз. В это время изображения объекта Б (более близкого) и объекта В (более далекого) будут падать на несоответственные точки сетчаток

Рис. IX 26. Иллюзия неравенства сторон (перенос размеров площади на длину сторон)

Рис. IX.25. Какая линия является продолжением линии АБ?

Рис. IX.27. Почему вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных?

Рис. IX.28. Почему линия АБ кажется короче линии АС?

Рис. IX.31. Какое расстояние длиннее: между клювами верхней пары птичек или клювами нижней пары?

Рис. IX.29. Иллюзия контраста яркостей предмета и фона

Рис. IX.30. Какая палуба длиннее?

Рис. IX.33. Является ли окружностью замкнутая кривая?

150

Рис. IX.32. Какая из горизонтальных линий длиннее?

На оценке времени сказывается акясе установка личности. Ожидание лриятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что лселанное долго не наступает.

Восприятие движений — это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде.

Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.

Вопросы и задания по теме

1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?

2. Исследования показали, что при рассматривании объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает скачкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те детали, которые несут максимальную информацию.

Объясните, какую роль играют движения глаз в сложном зрительном восприятии. Почему процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта?

3. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом.

4. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?

Рис. IX.34. Параллельны ли горизонтальные линии?

Рис. 1Х.35. Правый верхний угол квадрата кажется не прямым, а острым


151

Рис. 1Х.36. Прямолинейные стороны квадрата кажутся изогнутыми

Рис. IX.37. Равные кубы по мере удаления по законам линейной перспективы кажутся больше

5. Какие основные требования с точки зре-ния психологии восприятия следует предъявлять к демонстрации наглядного материала? Какое значение для восприятия имеет словесное ука-зание?

6. Объясните следующий факт: почему, ког-да человек впервые идет по незнакомой местнос-ти, самостоятельно разыскивая дорогу, он без тру да найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, че-ловеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

7. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том слу. чае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека?

8. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного кругана белом фоне последний кажется меньше. Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере?

9. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.

10. Чем объяснить, что слепорожденные., прозревшие после удачно сделанной операции, вначале ие различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?

11. Возьмите какую-нибудь тему из преподаваемого вами учебного предмета и постарайтесь установить:

1) Какое влияние на восприятие учащимися нового материала оказывает знание ранее пройденного? Объясните с позиций психологии необходимость систематического приготовления домашних заданий.

2) Как проявляется целостность, осмысленность, константность и избирательность восприятия школьников?

3) Какие требования с точки зрения психологии восприятия необходимо предъявлять к показу наглядных пособий и к самим наглядным пособиям?

Для выявления индивидуальных различий восприятия испытуемым можно показать ряд

152

Рис. IX.38. Горизонтальные прямые линии за счет фона искривляются

Рис. 1Х.40. Оцените на глаз размеры окружностей и кругов в центрах фигур

Рис. IX.39. На фоне концентрических окружностей прямые кажутся изогнутыми

153

Рис. IX.41. Иллюзия искажения формы квадратов

Рис. IX.42. Иллюзия смещения. Прямо ли нарисованы буквы?

154


Рис. IX.44. Роль группировки при подсчете объектов

155

сюжетных картинок и предложить составить рассказ по следующей форме: что было до данного момента, что происходит в данный момент, что переживают и думают люди, изображенные на картинке, чем закончится событие. На составление рассказа по каждой картинке отводится 5 минут.


Обратите внимание на смысловое содержание рассказов и сделайте вывод об индивидуальных особенностях восприятия.

12. Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие. Наблюдательность —. качество личности, необходимое для успешной де-. ятельности вообще, а для учебной — особенно.

Рис. IX.45. Восприятие перечеркнутых фигур больными со зрительной агнозией

156

Подберите конкретные примеры проявления наблюдательности у учащихся вашего класса на уроке и во внеклассной работе.

Подумайте:

1) Какие условия, по вашему мнению, способствуют развитию наблюдательности у школьников?

2) Чем вызвана необходимость словесных указаний и фиксации результатов наблюдений (записей, чертежей, схем)?

3) С какими ошибками при восприятии учащимися учебного материала вы чаще всего встречаетесь в своей педагогической практике и чем они обусловлены?

Рис. IX.46. Исследование оптического гнозиса. Таблицы Поппельрейстера с перечеркнутыми и наложенными друг на друга фигурами (по АР. Лурия)

157

Узловые вопросы темы

1. Понятие о памяти. Физиологический, биохимический и психологический подход к раскрытию механизмов памяти.

2. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная.

3. Индивидуальные особенности и типы памяти.

4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному хранению информации.

5. Представления.

Основные психологические понятия по теме

Амнезия — отсутствие памяти.

Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.

Забывание — процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

Запоминание — психическая деятельность, направленная на закреп-


ление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

Мнемоника — совокупность приемов, облегчающих запоминание.

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Память механическая — память, основанная на повторении материала без его осмысливания.

Память оперативная — вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности.

Память смысловая — вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

Память непроизвольная — запоминание без специальной установки.

Память произвольная — память, основанная на запоминании со специальной установкой.

Представление — образ ранее воспринятого.

Проактивное торможение — ухудшение воспроизведения материа-

158

Рис. Х.1. Память в системе познавательной деятельности.

ла под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию.

Реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.