Файл: Атлас по психологии_Гамезо М.В, Домашенко И.А_Уч пос_2004 -276с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 6466
Скачиваний: 124
Узнавание — проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.
Эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Бла-
годаря памяти расширяются познавательные возможности человека.
Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.
В свете современных исследований память рассматривается как отражение прошлого опыта.
Успешность памяти зависит:
от степени завершенности действий запоминания;
от интересов и склонностей личности;
от отношения личности к той или иной деятельности;
от эмоционального настроя;
от волевого усилия.
Многочисленные исследования показали, что нервная система может с
159
большой точностью сохранять длительное время следы различных раздражителей. Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук — физиологии, биохимии, психологии.
Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций);
биохимики — с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;
психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.
Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности.
Направленность личности характеризуется многими более или менее устойчивыми целями и мотивами деятельности, склонностями, интересами. Все это в существенной мере определяет своеобразие памяти. То, что является объектом интереса, запоминается быстрее и более прочно. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер. Профессиональная память в той или иной мере присуща каждому человеку, и, чем значимее для человека профессиональная деятельность, тем богаче и его профессиональная память.
Данные исследований показывают развитие различных сторон памяти. Существует некоторая генетическая последовательность в возникновении и проявлении разных видов памяти. Так, например, установлено, что узнавание генетически предшествует свободному воспроизведению представле-
ний. Моторная память предшествует памяти на образы и мысли.
Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т. д.
Большое влияние на память человека оказывает направленность де. ятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении.
Различают два вида направленности, оказывающих влияние на ус-пешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее.
В других случаях деятельность человека бывает направлена на достижение иных целей, не имеющих прямого отношения к работе памяти. Тем не менее и тогда может иметь место тот или иной мнемический эффект. Мы можем в процессе выполнения деятельности что-либо запомнить, воспроизвести или указать, хотя соответствующая задача не ставилась.
Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:
в различной скорости запоминания;
в прочности сохранения;
в легкости воспроизведения.
Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти.
160
Рис. Х.2. Сущность памяти
Среднее количество слов, запоминаемых
в условиях лабораторного задания и в условиях игры (по З.М. Истоминой)
Возраст |
В лабораторных |
В условиях |
детей |
условиях |
игры |
3—4 года |
0,6 |
1,0 |
4—5 лет |
1,5 |
3,0 |
5—6 лет |
2,0 |
3,3 |
6—7 лет |
2,3 |
3,8 |
Среднее количество непроизвольно
запоминаемых слов при учебном и игровом
мотивах (по П.И. Зинченко)
Задача
Придумывание слов по «связям»
Придумывание слов по «свойствам»
При учебном мотиве
3,5 3,0
При игровом мотиве
5,0 4,2
161
СХЕМА ПРИЧИН, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ
Рис. Х.З.
Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов, с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и по уровню своей организации.
Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п.
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п.
При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной па-
мятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.
Индивидуальные особенности памяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности человека. А.Р. Лурия описал один из таких случаев с известным мнемонистом Ше-решевским. Этот человек отличался исключительно развитой образной памятью. Он без особого труда удерживал огромные таблицы чисел, слов, легко вспоминая задание шестнадцатилетней давности, обстановку, в которой производился опыт, и т. д. Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предлагаемые ему ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему образы.
162
Рис. Х.4. Запомните возможно подробнее, что здесь нарисовано
Рис. Х.5. Закрыв бумагой рис. Х.4, скажите по памяти, чего здесь недостает и что лишнее по сравнению с предыдущим рисунком
163
В зависимости от длительности сохранения различают:
кратковременную память (запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия);
долговременную память (длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения);
оперативную память (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти).
В соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание, оно может быть:
произвольным, когда определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной определенной мнемической задаче;
непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.
Исследования П.И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.
Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с различной глубиной понимания. Но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания. В соответствии с этим обычно различают механическое и логическое (смысловое) запоминание.
Успешность запоминания в значительной мере зависит от смысловых связей между элементами запоминаемого материала. В этом несложно убедиться с помощью предлагаемой ниже таблицы слов (рис. Х.6). Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а испытуемые фиксируют
164
в уме связи между этими словами Затем экспериментатор называет только первое слово пары, а испытуе. мые должны воспроизвести второе.
Осмысленное запоминание основы, вается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Механическое запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. Этим объясняются преимущества осмысленного запоминания.
Запоминание текстов предполагает ориентировку во всем материале, выделение смысловых групп, установление внутригрупповых отношений и межгрупповых связей.
Процесс осмысленного запоминания включает ряд логических операций:
смысловая группировка;
выделение смысловых опорных пунктов;
составление плана и т. п.
Существенной опорой смыслового запоминания служат различные схемы, диаграммы, таблицы.
Успех запоминания определяется правильной организацией повторений. Повторение должно быть осознанным, осмысленным и активным. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторения — это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем, чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания и в новых связях.
Запоминание, опирающееся на содержательные и активные способы работы с материалом, оказывается более продуктивным.
Важнейшим условием эффективности заучивания является правильное распределение повторений во времени. Установлено, что концентриро-
ПАРЫ СЛОВ БЕЗ ЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ |
ПАРЫ СЛОВ С ЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗЬЮ |
||||
КНИГА |
— |
ОКНО |
ПОЧТА |
— |
ПИСЬМО |
РУКА |
— |
ТУЧА |
БУКВА |
— |
слово |
ВИЛКА |
— |
ДЕЛО |
КАССА |
— |
ДЕНЬГИ |
ЧАШКА |
— |
ГРУША |
СТАКАН |
— |
КОФЕ |
КОШКА |
— |
СВЕЧА |
НЕБО |
— |
ЗВЕЗДА |
ГОРА |
— |
КРАСКА |
ТЕАТР |
— |
ДРАМА |
ЯКОРЬ |
— |
КИНО |
САНИ |
— |
ЗИМА |
СОСНА |
— |
ЛОЖКА |
ГНЕЗДО |
— |
ПТИЦА |
БРИТВА |
— |
ВОЛНА |
РЫБА |
— |
ВОДА |
ЯЩИК |
— |
ПАЛЕЦ |
БУЛКА |
— |
МУКА |
ТАНЕЦ |
— |
РЕКА |
ВЕСЛО |
— |
ЛОДКА |
СПИНА |
— |
ЛАМПА |
ТРАКТОР |
— |
ПОЛЕ |
ПЕРО |
— |
ЯЗЫК |
САПОГ |
— |
НОГА |
ЧИСЛО |
— |
КРЫША |
ДОКТОР |
— |
БОЛЕЗНЬ |
НОЖИК |
— |
ЛЕТО |
ПУЛЯ |
— |
РУЖЬЕ |
САХАР |
— |
ШЛЯПА |
ВОКЗАЛ |
— |
ПОЕЗД |
Рис. Х.б. Таблица слов
ванное, сгущенное повторение всегда дает значительно меньший эффект, в то время как при распределении повторений во времени запоминание оказывается более продуктивным. Наиболее благоприятные результаты при распределенном повторении получаются тогда, когда перерывы в заучивании
не очень длительны. Очень краткие интервалы также неблагоприятны. Педагогический опыт показывает, что поспешная подготовка к экзамену не приводит к прочному закреплению знаний. Повторения перед экзаменами должны быть лишь последним звеном в общей цепи систематического повто-
165
ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛИ ЗАПОМИНАНИЯ |
|
1» |
|
ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЗАПОМИНАЕМОГО |
|
1 Г |
|
АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА |
|
i' |
|
ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫХ МЫСЛЕЙ |
|
1 |
' |
ОБОБЩЕНИЕ |
|
1 |
" |
ЗАПОМИНАНИЕ ЭТОГО ОБОБЩЕНИЯ |
Рис. Х.7. Этапы логического запоминания
Рис. Х.9. Темп развития запоминания словесного и наглядного материала: А — абстрактные слова, В — конкретные слова, В — картинки (по данным ЭЛ. Фарапоновой)
Рис. Х.8. Заучивание концентрированным и распределенным способами: верхняя линия при концентрированном, нижняя — при распределенном заучивании
166
рения учебного материала на протяжении всего учебного года.
Продуктивность запоминания зависит от характера материала. Под влиянием систематического обучения память развивается. При этом наблюдается не только количественное увеличение объема и скорости запоми-
Эффективность непосредственного
и опосредованного произвольного запоминания
(по данным А.Н. Леонтьева)
Возраст детей |
Количество воспроизведенных слов |
|
Без использования картинок |
С использованием картинок |
|
4—5 лет 6—7 лет |
2,2 4,7 |
2,92 8,1 |
Эффективность непроизвольного запоминания
знакомых картинок без наименования и при
использовании наименований
(по данным Е.Д. Кежерадзе)
Характер действий |
Возраст детей |
|||
4 года |
5 лет |
6 лет |
7 лет |
|
Расположение в пространстве Группировка без наименования Группировка с наименованием |
2,8 3,2 5,8 |
3 3,4 5,8 |
3,8 6 8,2 |
5,8 8,2 10,0 |
Эффективность запоминания предметов
в зависимости от трудности их наименования
(по данным Е.Д. Кежерадзе)
Характер материала |
Возраст детей |
|||
4 года |
5 лет |
6 лет |
7 лет |
|
Легкий для наименования Более трудный для наименования Совсем трудный для наименования |
3,2 0,4 0 |
3,4 1,4 0 |
6,0 3,4 0,6 |
8,2 3,8 1,4 |
Эффективность запоминания различного
по степени осмысленности материала
(по данным Н.А. Корниенко)
Возраст детей |
Количество воспроизведенных |
||
Хорошо знакомых игрушек, легко обозначаемых словом |
Хорошо знакомых слов |
Названий незнакомых деревьев |
|
3—4 года 4—5 лет 5—6 лет 6—7 лет |
3,9 4,4 5,1 5,6 |
1,8 3,6 4,6 4,8 |
0 0,3 0,4 1,2 |
нания и воспроизведения, но и ряд качественных изменений памяти. Значительно возрастает преднамеренное запоминание, что связано с быстрым развитием отвлеченной, словесно-логической памяти. Исследования показали, что учащиеся младших классов при осмысливании материала опираются в основном на наглядно воспринимаемые связи и отношения предметов, в старших классах учащиеся лучше используют для запоминания логические связи и понятия.
Сохранение заученного материала обеспечивается:
осмысленностью и прочностью запоминания,
повторением.
Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется фактором края.
Запоминаемый материал в результате активной работы мышления перестраивается. Процессом, противоположным сохранению, является забывание (см.).
167
Рис. Х.10. Кривая запоминания Эббингау-за. Однофазовые кривые учения
Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем; причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.
Забывание биологически целесообразно для организма. Оно обусловлено угасанием временных нервных связей, утративших свое значение и поэтому неподкрепляемых. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным, важным, необходимым.