Файл: красноярский государственный аграрный университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамента научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт инженерных систем и энергетики
Философия

__________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

Реферат на тему

Античная философия


Выполнил : Черняк.И.М.

Направление: 35.03.06 «Агроинженерия»

курс 2, группа И-33.1-21z 

Подпись _____________ Дата_________

Проверил: Круглова И.Н.

Оценка:________ Подпись ___________

Красноярск 2023

Содержание
Введение………………………………………………………………..3

1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы……4

2. Философия Сократа…………………………………………………5

3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля………………11

Заключение…………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………19

античная философия сократ

Введение
Период античности сыграл важнейшую роль в процессе становления современной (прежде всего западной) цивилизации. Именно в этот период были заложены основы практически всех наук, была сформирована основа развития европейской философской мысли. Среди грандов философии античного времени можно назвать Сократа, Аристотеля и Платона. Именно их взгляды на сущность бытия проблемы природы, общества и человека явились поворотным этапом в представлении человека об окружающем его мире, позволили раскрыть причинность тех или иных природных и общественных явлений.

Каковы же особенности философии античного этапа развития философии. Какие основные проблемы ставили и решали философы античности? Именно эти вопросы и побудили нас к формированию темы и логики работы.
1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы
«Античный» в переводе с латинского означает "древний". В трудах историков античным миром традиционно назывались общества Древней Греции и Рима с IX-VШ вв. до н.э. к IV-V вв. н.э. Таким образом, античный период охватывает время формирования, расцвета и гибели рабовладельческих государств Средиземноморья.

Древняя Греция была расположена на Балканском полуострове и близлежащих островах. Разнообразие природных условий способствовало развитию сельского хозяйства, ремесел, мореплавания. Нахождение на пересечении торговых путей привело к быстрому росту городов, развитию торговли. Колонизация побережья Средиземного и Черного морей, торговые контакты с древними цивилизациями Востока, ознакомления с их культурными достижениями способствовали стремительному развитию культуры Древней Греции, достижения которой в области художественной культуры является одним из высших достижений человеческого гения.

Главным источником античной философии была древнегреческая мифология. На протяжении всего своего существования она сохраняла отчетливо космоцентричный характер, т.е. в центре внимания был целостный Космос, где боги, люди, природа, составляют единство, универсум, который объясняется и осмысливается через мифы, сказания о богах, героях. Уже на мифологическом уровне у древних греков, или, как они себя называли, эллинов начало развиваться представления об объективной необходимости, независимую от воли богов - безличную Ананке-необходимости, силу судьбы.

Если главным источником греческой философии была мифология, то условием его развития стала такая форма демократического устройства общества как полис - город-государство. Демократическое устройство эллинских полисов обеспечивал свободное избрание образа жизни, публичное выражение собственных взглядов. Открытость общественной, политической жизни в полисе, господство закона ориентировали мудрецов на поиск законов, которые управляют природой. Утверждение в полисах демократических прав граждан создало условия для возникновения и развития логики, риторики, политической теории, что способствовало формированию философии как формы теоретического осмысления мира.

Исследователи выделяют следующие основные этапы развития античной философии: I - натурфилософия (VI - I пол. V вв. до н.э.), II - классическая философия (II пол. V - IV вв. до н.э.), III - поздняя античная философия (кон. IV в. до н.э. - V ст. н.э.).
. Философия Сократа
Так как Сократ не оставил сам сочинений, то единственный аутентичный источник для познания его учения суть сочинения его учеников, - для нас - сочинения Платона и Ксенофонта. Из позднейших писателей может быть принят во внимание только Аристотель, краткие и отчетливые сообщения которого имеют цену для нас, но не содержат ничего, что не встречалось бы у Платона или Ксенофонта. Но оба эти писатели дают нам существенно различную картину сократовской философии. И если Платон без ограничений вкладывает в уста своего учителя свои собственные воззрения, то в отношении философски необразованного Ксенофонта возникает вопрос, сохранил ли он в своих воспоминаниях, которые преследовали прежде всего апологетическую цель, без умаления Сократовы мысль, передал ли он в их в их истинном смысле, и понимал ли он достаточно строго задачу исторического повествования, чтобы также не примешать к речам Сократа что-либо от себя. Но если это сомнение и не лишено основания, то все же оно не дает нам права подозревать Ксенофонтово изображение в той мере, в какой это неоднократно высказывалось исследователями. Можно, наоборот, показать, что свидетельства Ксенофонта во всем существенном совпадают с теми указаниями Платона, которые носят исторический отпечаток.

Сократ был первым афинским (по рождению) философом, современником Демокрита. Сократ интересен не только своими воззрениями, своим учением, но и всей своей жизнью и деятельностью, так как вся его жизнь явилась воплощением его учения. Благодаря Сократу было осуществлено осознание места философии в обществе. Он первым пришел к выводу о том, философия - это деятельность по осмыслению, осознанию и определению отношения человека к окружающей действительности. Философ - это человек, меняющий свое отношение к миру в соответствии с различными изменениями обстоятельств бытия.

Философия, как ее понимает Сократ, - не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но так как жизнь - искусство и так как для совершенства в искусстве необходимо знание искусства, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего- (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие о предмете и достигается посредством определения понятия.

В центре философии Сократа - человек. Однако она рассматривается мыслителем, главным образом, как моральное существо. Поэтому философия Сократа по сути представляет собой этический антропологизм. Интересам философа были чужды и мифология, и метафизика. Философия Сократа рождалась и развивалась под двумя основными девизами: «Познай самого себя» и «Я знаю, что я ничего не знаю». Первый девиз был начертан над входом в храм Аполлона в Дельфах, второй девиз приписывается Сократу.

При философском исследовании этических проблем Сократ пользовался методом, который он называл майевтикой. Цель данного метода заключается во всестороннем обсуждении различных предметов, определений (дефиниций) понятий. Сократ первым поднял знания до уровня понятий. Если до него философы и пользовались понятиями, то делали это стихийно. И только Сократ первым обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания.

Итак, метод Сократа преследовал достижение понятийного знания. Это достижение происходило с помощью индукции (наведения), восхождения от единичного к общему. Главное для Сократа - процесс поиска понятий.

Сократ, подобно софистам, не придает цены естественно-научным исследования и хочет ограничить науку вопросам, затрагивающими благо человека. Вместе с ними он требует, чтобы каждый, не обращая внимания на общепринятые и традиционные мнения, собственным размышлением составлял себе убеждения. Но если софисты отрицали объективную истину и общеобязательные законы, то Сократ, напротив, убежден, что ценность наших представлений и правомерность наших действий всецело зависит от их совпадения с тем, что само по себе истинно и справедливо. Поэтому, если он и хочет ограничиться одними практическими вопросами, то все же правильность самого поведения он ставит в зависимость от правильности мышления.

Его руководящая мысль есть реформа нравственной жизни через истинное знание; познание должно не служить действованию, а властвовать над ним и определять его цели, и потребность познания так велика в Сократе, что он постоянно переступает грань, которую сам поставил. Поэтому основным вопросом является для Сократа вопрос об условиях знания, и на этот вопрос он отвечает положением: ни об одном предмете знания нельзя ничего высказать, пока не знаешь его понятия, его общей, неизменно пребывающей сущности; и поэтому всякое знание дожно исходить из установления понятий. Отсюда для философа вытекает требование, чтобы каждый прежде всего исследовал, насколько его собственные представления соответствуют этой идее знания, - требование того самоиспытания и самопознания, которое, по его мнению, есть начало всякого истинного знания и всякого правильного поведения. Но так как эта новая идея знания уяснилась ему лишь как требование, но не осуществилась в научной системе, то его самоиспытание может кончаться лишь признанием в его собственном неведении. Но вера в возможность знания и убеждение в его необходимости настолько сильны в нем, что он не может остановиться на этом сознании неведения. Напротив, из этого сознания тем энергичнее вытекает искание истины, и оно принимает здесь ту форму, что философ обращается к другим, чтобы с их помощью приобрести недостающее ему знание, - форму общего, диалогического исследования. Поскольку же эти собеседники мнят владеть каким-либо знанием, он должен исследовать, как обстоит дело с этими предполагаемым знанием, и его деятельность состоит в испытании людей, - в чем он видит свое призвание в Платоновой «Апологии», или в майевтике, как он это называет в «Теэтеете». Но так как испытуемые им лица сами лишены истинной идеи знания, то проверка может привести лишь к доказательству их неведения, и желание Сократа научиться у них представляется простой иронией.

Поскольку, с другой стороны, собеседники обещают сопутствовать ему в поисках знания и отдаться его руководству на найденном им пути, как это преимущественно имеет место в отношении юношества, они для него - предмет той склонности, которую испытывает всякий, кто от природы предназначен быть учителем и воспитателем, к лицам, воспринимающим его воздействие: философ есть «эротик», но его эрос направлен не на красоту тела, а на красоту души. Сосредоточие исследований, которые Сократ предпринимает вместе со своими друзьями, образует всегда определение понятий, и путь, на котором он достигает последнего, есть диалектически индуктивный метод. Эта индукция исходит не из точного и исчерпывающего наблюдения, а из обычного опыта ежедневной жизни, из общепризнанных положений; но, рассматривая всякий предмет со всех сторон, проверяя всякое определение противостоящими ей инстанциями, и привлекая все новые случаи, философ принуждает мышление составлять такие понятия, которые согласуются со всей совокупностью фактов и без внутреннего противоречия сочетают все существенные признаки объекта. В понятиях для Сократа лежит мерило истины; как бы различны ни были те приемы, которыми он пользуется то для опровержения чужих мнений, то для доказательства своих собственных воззрений, они всегда сводятся к тому, что о всякой вещи должно высказывать лишь то, что соответствует ее правильно составленному понятию. Но, за исключением общего принципа отвлеченного знания, Сократ не установил какой-либо логической или методологической теории.

Убеждение Сократа в существовании объективной истины приводит его к выводу, что существуют объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительное, а абсолютное.

Сократ остро полемизирует с софистами, хотя сам философ фактически продолжает начатую философами-софистами дело об утверждении человека как главной темы философских изысканий и рассуждений. Отрицательное отношение к софистов Сократ объяснял тем, что они "продавали знания за деньги кому угодно".

По свидетельству Ксенофонта, бывшего учеником философа, Сократ в ответ на вопрос, почему он не берет деньги за свои беседы, ответил так: «С красоты и. знаний можно в равной степени оказывать как благородное, так и гнусное применения. Так, красоту, если кто за деньги продает кому угодно, того называют развратником ... Так же, кто продает свои знания за деньги кому угодно, тех называют софистами ».

О трудностях натуралистически ориентированных космологических концепций школ древнегреческой философии уже шла. Из этих трудностей, собственно говоря, и рождаются первые побуждения поворота философии от природы к человеку. Именно поэтому Сократ изначально отказывается от создания картины мира. Подобные попытки, осуществляемые предварительным философами (главное произведение каждого из них так и назывался - «О природе»), давали разные результаты, поскольку с каждого из них картина мира основывалась другой, чем у предшественников.

В противоположность физикам, Сократ хотел ограничиться этическими исследованиями; ибо они одни, по его мнению, имеют цену для человека, и лишь ими в состоянии овладеть познавательная способность человека; напротив, натурфилософские умозрения не только бесплодны, но и тщетны и даже дерзостны, как это показывают несогласия между их глашатаями и те очевидные нелепости, к которым они привели даже Анаксагора

Сократ решительно возвращает философские исследования от изучения природы и Космоса к человеку как духовного существа. «Познай самого себя» - такой исходный тезис сократовского философствования. И такое знание можно приобрести только в непосредственном контакте с другими людьми - диалоге, практической встрече умов. Сократ принципиально не записывал свои мысли, так как считал действительной сферой существования истинного и действительного знания, мудрости живую беседу с оппонентами, живую полемику, диалог . Этот процесс он и называл диалектикой (от греческого «диалегомай» - вести беседу, спорить), тем самым первым ввел данный термин в философский обиход.

Попытка разобраться таким образом с проблемой человека поставила Сократа перед новыми трудностями. Мы узнаем об этом прежде из произведений Ксенофонта (ок. 430 - 350 до н.э.) - «Воспоминания о Сократе», а также с первых семи диалогов Платона. «Сократовский метод» состоял в ведении беседы-диалога, в ходе которой Сократ ставил собеседниками вопрос, получал ответ (как правило, неполной;,), ставил новые вопросы, указывая на противоречие v суждениях оппонента и т. д. Когда собеседники Сократа окончательно запутывались в противоречиях и интересовались мнением относительно этого самого Сократа, тот отвечал, что тоже не знает ответа. Именно этот момент и запечатлен в известном тезисе Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Сократ тем самым стремился показать, что окончательный ответ на тот или иной вопрос не может быть получен в результате противоречивости и неисчерпаемости самого содержания. Однако такая позиция отнюдь не означает обесценивание познавательных сил, наоборот, ценность знания как раз заключается в познавательных усилиях, в способности ставить все новые и новые вопросы. Недаром же философия является не самой мудростью («София»), а лишь стремлением, любовью («филе» - люблю) к мудрости.
. Основные идеи философии Платона и Аристотеля
Фундаментальные философские учения и традиции общественной жизни, зародившихся в античные времена, ныне является неотъемлемой частью мировой культуры. Достояние античных мыслителей заложены в основу современной мировой общественно-философской мысли. Исследование социальных учений Платона, Аристотеля и многих других античных философов имеет давнюю традицию.

В труде «Политика» Аристотель развивает свой политический идеал сквозь призму проблемы социального неравенства. Он пишет, что во всех государствах существуют три элемента: один класс - очень богат, другой - очень беден, и третий - средний. Философ называет причины, которые обусловливают крах держав и приходит к выводу, что в основу этих катаклизмов положены полярные интересы - противоречия между богатыми и бедными. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие - мошенниками. Аристотель не поддерживал власть как бедняков, лишенных собственности, так и богатой плутократии. Дабы избежать причин, которые приводят к разрушению общества, он предлагал поставить во главе государства «средний класс» и именует данную форму государства «полития». Средний класс - самый лучший, так как по условиям жизни его представители наиболее готовы следовать рациональному принципу. Общество, в котором средний класс составляет большинство, управляется гораздо эффективнее, потому обеспечивается общественное равновесие. В определенном смысле теория Аристотеля была компромиссной моделью «разумного эгоизма», которая ослабляет противоречия между двумя противоположностями.

Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие признаки олигархии и демократии и лишена их недостатков и крайностей. Полития является «средней» форме государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в человеческой натуре - умеренность, в имущественных отношениях - средний достаток, а во властных - средний класс.

Основную причину недовольства и восстаний в государстве Аристотель видел в отсутствии равенства. Восстания или перевороты происходят вследствие нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, а в других - равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия следует из принципа, согласно которому относительная неравенство обуславливает неравенство абсолютное. Такие ложные представления об основных принципах, которые положены в основу той или иной формы государства, в дальнейшем вызывают междоусобицы.

Если сравнить положение свободного и раба, то увидим, что общественный строй античности основывался на политическом и экономическом неравенстве. Однако Аристотель не видел в этом проблемы, поскольку не считал рабов людьми. Проблему равенства он рассматривал исключительно на примере античного общества свободных граждан. Учение о «кастовой справедливости» Платона, «уравнительная и распределительная справедливость» Аристотеля является свидетельством противоречивых общественных процессов в античном обществе. Мнения философов этого времени являются отражением классовой дифференциации общества. Власть в обществе обычно имеют очень богатые граждане, и пользуются общественными благами, поскольку им дает на это право их, якобы им присуща, добродетель.

Каждая отдельная вещь, по Аристотелю, есть единство материи и формы. И в отличие от идей Платона, несмотря на свою нематериальность, форма не есть некая потусторонняя сущность, извне приходит в материю. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя, и наоборот, материя есть возможность того, действительностью чего будет форма. Так Аристотель пытался преодолеть пропасть между миром вещей и миром идей. По Аристотелю, в пределах чувственно воспринимаемого мира возможен последовательный переход от материи к сопоставимому с ней формы, от формы - к соотносительной материи. Существуют же лишь отдельные вещи - индивидуумы. Это и есть бытие.

Онтология. (Метафизика), по Аристотелю, призванная исследовать первые причины, или высшие начала. их четыре: во-первых, причина материальная, то есть материал, вещество, из чего изготавливается та или иная вещь, например, серебряная чаша, во-вторых, причина формальная

форма, образ, который набирает материал, в-третьих, причина-цель, например: жертвоприношение, определяющий форму и материал нужной для него чаши, в-четвертых, причина действенная, что создает своим действием результат, готовую реальную чашу, т.е. серебряного дела мастер. Причина материальная и причина формальная есть форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Причина формальная - финальная - является, несомненно, основной, поскольку предоставляет вещи законченность, определенность, качество. Благодаря «собирая разборчивости» мастера, который объединяет причины, серебряная чаша становится окончательно готовым.

Онтология и метафизика должна выяснить вопрос о причинах бытия как бытия, во всей его универсальности и тотальности. По мнению Аристотеля, бытие имеет несколько определений. Все, что не является чисто ничто, по праву входит в сферу бытия (чувственное и осознаваемое). Множественное и разнообразное по содержанию бытия Аристотель классифицирует четырьмя группами: первая - бытие как категории (или бытие в себе), вторая - бытие как акт и потенция; третья - бытие как акциденция; четвертая - бытие как истина (небытие как ложь). Категории составляют основную группу значений бытия. Категории, по Аристотелю, это не понятие, а роды, или разряды бытия и, соответственно, основные роды понятий о бытие как о сущем. Таких категорий 10: субстанция (или суть), качество, количество, отношение, действие, страдание, обладание, покой. Категория сути резко отделена от других, потому что, говоря о сути, отвечаем на вопросы: какова эта вещь (качество), велика (количество) и т.д. У Аристотеля два критерия сущности: первая - мыслимость (узнаваемая в понятии) и вторая - способность к отдельному существованию. Но эти критерии оказываются несовместимыми, ведь «только отдельное обладает самостоятельным существованием безоговорочно», но частное не соответствует критерию познания - не постигается разумом, не выражается понятием, ему нельзя дать определения. Поэтому Аристотель принимает компромиссное решение: чтобы определить критерий, под сущностью понимает не отдельную вещь (она определяющая), не род вещей (род вещей самостоятельно не существует), не качество и не количество (они самостоятельно не существуют), а то, что определяется и столь близкий к частному, что почти с ним сливается. Это и есть та сущность, которая названа в «Метафизике» сутью вещи, или сутью бытия вещей.

Вторая группа значений бытия - потенция и акт - первоначально взаимно-возлагают друг друга. Так, существует значительная разница между слепым и зрячим, который закрыл глаза. Первый безнадежно незрячий, второй имеет эту способность, но в потенции.

Третья группа бытия как акциденция. Это бытие случайное непредвиденное, есть такой тип бытия, который не связан с другим бытием существенно (как, чистая случайность, что я стою, или что я слепой).

Четвертое значение бытия - бытия как истина. Принадлежит человеческому интеллекту, который рассматривает вещи как соответствующие реальности (истина) или как несоответствующие ей (ложь).

Субстанция, суть бытия и потенция бытия, акт образуют предмет метафизики, в центре которой оказывается проблема субстанции (чувственной и сверхчувственной). Чувственная субстанция - композиция материи и формы, что придает основания отдельном, т.е. индивиду. Сверхчувствительный субстанция-начало, вечный двигатель, Бог. Бог для Аристотеля - чистый интеллект, «мышление в мышлении», не имеет величины, частей, неделимый, бесстрастный и неизменный. Как же Бог приводит все в движение, оставаясь неподвижным? Вечный двигатель выступает не как действенная сила (вроде той, что ведет мастера, который создает чашу из серебра), но как «causa sinalis», то есть причина цели: Бог притягивает, двигая к совершенству. Мир, по Аристотелю, не имеет начала, то есть того момента, когда был Хаос (не-Космос) не существовало. Ведь если Бог вечен, то мир всегда такой, какой есть. Бытие, как истину, изучает логика.

Аристотель употреблял термин аналитика (от греческого analysis - решение), которые означал метод, с помощью которого добываем из некоторого выводу элементы и предпосылки и, соответственно, понимаем, насколько обоснован и оправдан. Аристотель считал, что этот прием присутствует в других умозаключениях (силлогизм), поэтому в разработанной им классификации наук логика не выделяется как отдельная область знаний, а как орган, инструмент, используемый всеми науками.

Науки Аристотель делит на три группы: первая - теоретические науки, то есть те, которые ведут поиск знания не ради него самого, - метафизика, физика, математика, психология, вторая - практические науки, добывающих знания ради нравственного совершенствования, - этика и политика; третья - науки производительные (творческие), цель которых - знания ради творчества, - риторика и поэтика. Наиболее значимыми и ценными являются, по Аристотелю, науки теоретические, среди которых ведущее место принадлежит философской метафизике. Абсолютная ценность философии заключается в том, что не стремится достичь практической утилитарной цели, является самодостаточным знанием. Тут-то Аристотель остается верен платоновской традиции. Философия Аристотеля завершает период развития, который принято называть классическим.

Платон (427-347 гг. Н.э.) - ученик Сократа. Занимался педагогической деятельностью в Афинах, где при гимнасии Академия основал философскую школу. Свое философское учение и педагогические взгляды изложил в произведениях «Государство» и «Законы».

Платоном было выдвинуто и обосновано учение о мире идей. Согласно мнению философа, идеи представляют собой более совершенные формы бытия, где располагается человеческая душа до рождения. Мир же вещей является только тенью мира идей. Познание представляет собой припоминание душой того, что она знала во время своего существования вне тела человека. Поэтому цель жизни мудрого человека должна состоять, по мнению Платона, в развитии способности к воскрешению в ее душе врожденных идей (способности непосредственно созерцать идеи).

В своих произведениях обрисовал проект идеального государства. Все свободные граждане в его стране разделены на три группы: философы - правители; воины - защитники государства; группа ремесленников и земледельцев, трудом которых содержались две предыдущие группы. Для представителей двух высших каст Платон отрицал семью, поскольку она отвлекает их от государственных дел.

Заключение



«Античный» в переводе с латинского означает "древний". В трудах историков античным миром традиционно назывались общества Древней Греции и Рима с IX-VШ вв. до н.э. к IV-V вв. н.э. Таким образом, античный период охватывает время формирования, расцвета и гибели рабовладельческих государств Средиземноморья.

Главным источником античной философии была древнегреческая мифология. На протяжении всего своего существования она сохраняла отчетливо космоцентричный характер, т.е. в центре внимания был целостный Космос, где боги, люди, природа, составляют единство, универсум, который объясняется и осмысливается через мифы, сказания о богах, героях. Уже на мифологическом уровне у древних греков, или, как они себя называли, эллинов начало развиваться представления об объективной необходимости, независимую от воли богов - безличную Ананке-необходимости, силу судьбы.

Сократ был первым афинским (по рождению) философом, современником Демокрита. Сократ интересен не только своими воззрениями, своим учением, но и всей своей жизнью и деятельностью, так как вся его жизнь явилась воплощением его учения. Благодаря Сократу было осуществлено осознание места философии в обществе. Он первым пришел к выводу о том, философия - это деятельность по осмыслению, осознанию и определению отношения человека к окружающей действительности. Философ - это человек, меняющий свое отношение к миру в соответствии с различными изменениями обстоятельств бытия.

Фундаментальные философские учения и традиции общественной жизни, зародившихся в античные времена, ныне является неотъемлемой частью мировой культуры. Достояние античных мыслителей заложены в основу современной мировой общественно-философской мысли. Исследование социальных учений Платона, Аристотеля и многих других античных философов имеет давнюю традицию.

Онтология, по Аристотелю, призвана исследовать первые причины, или высшие начала. их четыре: во-первых, причина материальная, то есть материал, вещество, из чего изготавливается та или иная вещь, например, серебряная чаша, во-вторых, причина формальная форма, образ, который набирает материал, в-третьих, причина-цель, например: жертвоприношение, определяющий форму и материал нужной для него чаши, в-четвертых, причина действенная, что создает своим действием результат, готовую реальную чашу, т.е. серебряного дела мастер.


Науки Аристотель делит на три группы: первая - теоретические науки, то есть те, которые ведут поиск знания не ради него самого, - метафизика, физика, математика, психология, вторая - практические науки, добывающие знания ради нравственного совершенствования, - этика и политика; третья - науки производительные (творческие), цель которых - знания ради творчества, - риторика и поэтика.

Платоном было выдвинуто и обосновано учение о мире идей. Согласно мнению философа, идеи представляют собой более совершенные формы бытия, где располагается человеческая душа до рождения. Мир же вещей является только тенью мира идей. Познание представляет собой припоминание душой того, что она знала во время своего существования вне тела человека. Поэтому цель жизни мудрого человека должна состоять, по мнению Платона, в развитии способности к воскрешению в ее душе врожденных идей (способности непосредственно созерцать идеи). В своих произведениях обрисовал проект идеального государства.

Список использованной литературы



1) Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 896 с.

) Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - 3-е узд., учеб. - М.: Высшая школа, 1998. - 400 с.

) Асмус ВФ Античная философия М., 2003. - 451 с.

) Кривцун О.А. Эстетика: Учебник.- М.: Аспект Пресс, 2000.- 434 с.

) Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М.: Политиздт, 1988. - 366 с. - (Личность. Мораль. Воспитание)

) Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - 336 с

) С.П. Кушнаренко, Я.В. Кушнаренко. Античная философия: Учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. - 58 с

) Философия в систематическом изложении. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - 440 с. - (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).

) Философия природы в античности и в средние века / Общ. ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 608 с.

) Целлер Э. Очерк истории греческой философии / пер. С.Л. Франка. - Спб.: «Алетейя», 1996. - 295 с.