Файл: 1 Культурноисторический подход к пониманию психического развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
95 этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления. Периоды развития мышления: преобладание наглядно-действенного мышления. Период схож с процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних; дети овладевают таким понятием, как классификация.
Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению. Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью. Специфика психического и физиологического развития подростков (мальчиков, девочек). В подростковом возрасте организм детей перестраивается и претерпевает ряд изменений. Первой начинает меняться их эндокринная система. В кровь поступает множество гормонов, способствующих развитию и росту тканей. Дети начинают быстро расти. В это же время происходит их половое созревание. У мальчиков эти процессы происходят в 13–15 лет, тогда как у девочек – в 11–13. Скелетно-мышечная система подростков также изменяется. Поскольку в этот период происходит скачок в росте, то эти перемены ярко выражены. У подростков появляются свойственные женскому и мужскому полу черты, меняются пропорции тела.
Размеров, подобных взрослым, в первую очередь достигают голова, кисти рук и ступни, после удлиняются конечности, а самым последним увеличивается туловище. Это расхождение в пропорциях и является причиной угловатости детей в подростковом возрасте. Сердечно-сосудистая и нервная системы также подвержены изменениям в этот период. Поскольку развитие организма идет достаточно быстрыми темпами, то могут появиться сложности в работе сердца, легких и в кровоснабжении головного мозга. Все эти изменения обусловливают как прилив энергии, так и острую
96 чувствительность к различным воздействиям. Негативных проявлений можно избежать, не перегружая ребенка множеством заданий, ограждая его от воздействия длительных отрицательных переживаний. Половое созревание является важным моментом в становлении ребенка как личности. Внешние изменения делают его похожим на взрослых, и ребенок начинает ощущать себя иначе (старше, взрослее, самостоятельнее). Психические процессы, как и физиологические, также претерпевают изменения. В этом возрасте ребенок начинает осознанно управлять собственными мыслительными операциями.
Это влияет на все психические функции: память, восприятие, внимание.
Ребенка увлекает само мышление, то, что он может оперировать различными понятиями, гипотезами. Восприятие ребенка становится более осмысленным.
Память проходит процесс интеллектуализации. Иными словами, ребенок запоминает информацию целенаправленно, осознанно. В I период возрастает значение функции общения. Происходит социализация личности. Ребенок усваивает моральные нормы и правила. Развитие личности подростка
Личность подростка только начинает формироваться. Большое значение имеет самосознание. Впервые ребенок узнает о себе в семье. Именно со слов родителей ребенок узнает, какой он, и составляет мнение о себе, в зависимости от которого в дальнейшем выстраивает отношения с другими людьми. Это является важным моментом, так как ребенок начинает ставить перед собой определенные цели, достижение которых продиктовано его пониманием своих возможностей и потребностей. Потребность в понимании себя характерна для подростков. Самосознание ребенка выполняет важную функцию – социально-регуляторную. Понимая и изучая себя, подросток в первую очередь выявляет свои недостатки. У него появляется желание их устранить. По прошествии времени ребенок начинает осознавать все свои индивидуальные особенности (как отрицательные, так и положительные). С этого момента он старается реально оценивать свои возможности и достоинства. Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого- то, т. е. создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в
97 подростковый период, важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичное его поведение, поступки. Так, например, он хочет быть похожим на человека, часто помогающего другим. Старшие подростки чаще не хотят быть похожими на конкретного человека. Они выделяют определенные личностные качества людей (нравственные, волевые качества, мужественность для мальчиков и т. д.), к которым стремятся. Чаще всего идеалом для них выступает человек, который старше по возрасту. Развитие личности подростка достаточно противоречиво. В этот период дети в большей степени стремятся к общению со сверстниками, формируются межличностные контакты, у подростков возрастает желание быть в какой-то группе, коллективе. В это же время ребенок становится более самостоятельным, формируется как личность, иначе начинает смотреть на окружающих и внешний мир. Эти особенности психики ребенка перерастают в подростковый комплекс, в который входят: мнение окружающих по поводу их внешности, возможностей, умений и т. д.; самонадеянность (подростки достаточно резко высказываются в отношении других, считая свое мнение единственно верным); полярные чувства, поступки и поведение. Так, они могут быть жестокими и милосердными, развязными и скромными, могут быть против общепризнанных людей и поклоняться случайному идеалу и пр. Для подростков также характерна акцентуация характера. В этот период они очень эмоциональны, возбудимы, их настроение может быстро меняться и т. д. Эти процессы связаны с формированием личности, характера.
4.7.Условия, факторы и движущие силы психического развития ребенка.
Проблема психического развития – фундаментальная проблема в психологии, это теоретическая база для всех педагогических концепций. В отечественной психологии рассматриваются понятия предпосылок, закономерностей, показателей, источников и движущих сил развития.
Предпосылки психического развития необходимы, но не достаточны для развития. Они создают основу, делают возможным процессы нормального развития. К ним относятся природные биологические особенности организма, а
98 именно: здоровый человеческий мозг и нервная система, пол, внешний облик, конституция.
Источником психического развития является социальная среда, которую составляют предметы материальной и духовной культуры. Присвоение культуры общества возможно лишь при условии активности ребенка, которая проявляется в различных формах деятельности и общения.
Движущие силы психического развития – противоречия, являющиеся результатом развития ребенка на предыдущей стадии. В результате разрешения противоречия возникают новые виды деятельности, особенности сознания, что составляет содержание психического развития. Противоречия – выступают как движущая сила развития, и это могут быть противоречия между:
1. новыми потребностями индивида и старыми формами взаимоотношений с окружающими;
2. между уровнем развития потребностей и возможностью их удовлетворения на данном этапе развития;
3. между новыми потребностями, которые создает социальная среда и старыми способами их удовлетворения;
Закономерности психического развития
Неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций, каждая из них имеет периоды подъема и спада.
Гетерохронность – разновременность или несовпадение во времени развития отдельных психических функций.
Неустойчивость развития – проявляется в кризисах детского развития.
Сензитивность – это период повышенной чувствительности, восприимчивости психической функции к внешним воздействиям, особенно к обучению и воспитанию.
Кумулятивность – накопление в ходе роста психических свойств, знаний, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в развитии.
Взаимосвязь прогресса и регресса в психическом развитии.
Показатели психического развития.
1. Развитие познавательной сферы ребенка сказывается на увеличении объема знаний, углублении познания, осмысленности познаваемого, формировании целостной картины мира, овладении более сложными способами познания.
2. Формирование системы личностных отношений к действительности и самому себе (эмоционально-волевая сфера, мотивационно-потребностная сфера, самосознание, самооценка).
3. Овладение системой практических и умственных действий и более сложными видами деятельности.
99
Факторы психического развития
Это те постоянно действующие условия или обстоятельства, которые имеют существенное, и даже определяющее значение в развитии психики ребенка. В истории психологии взгляд на факторы психического развития отличается в биологизаторских и социологизаторских концепциях.
Представители биологизаторского направления рассматривают ребенка как наделенного от природы определенными способностями, чертами.
Наследственность, по их мнению, определяет весь ход психического развития, его темп и предел. Среда, в которой воспитывается ребенок, не оказывает существенного влияния на такое изначально предопределенное развитие, либо оказывает второстепенное влияние. Таким образом, развитие идет спонтанно, самопроизвольно.
Социологизаторское направление определяющую роль в развитии отводит среде
(Джон Локк). Ребенок появляется на свет с душой как «чистая доска».
Воспитатель может на ней написать все, что угодно.
Оба подхода страдают однобокостью, односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов.
В настоящее время ученые признают роль и биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Под биологическими факторами понимают наследственность, процесс протекания внутриутробного развития, процесс рождения.
Второй фактор – фактор среды. На развитие психики ребенка влияет вся среда: и природная и социальная. Большинство наиважнейшей считают социальную среду. Это широкое понятие, включающее макросреду, идеологию, мораль, культурное развитие, уровень развития науки, техники, средства массовой информации, социальное окружение, обучение, воспитание.
Отечественные психологи признают роль и биологических и социальных факторов, но вслед за Выготским Л.С. говорят о различном весе этих факторов в развитии психики. В развитии ВПФ велика роль социальных факторов, в развитии натуральных психических функций – биологических.
Механизм психического развития
Социальная ситуация развития
Ведущая деятельность
Психические новообразования
1. Социальная ситуация развития
Социальная ситуация развития – это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его
100 действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни;
Это специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой, которое полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности. Приобретенные им новые психические свойства и качества, образ жизни. ССР изменяется с начала возрастного периода, а к концу периода появляются психические новообразования в рамках данной ССР, возникает и развивается ведущий вид деятельности.
2. Ведущая деятельность – это та деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психических новообразований на данной ступени развития. Для каждой стадии психического развития ребенка характерен свой ведущий вид деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является смена ведущего вида деятельности. В работах Леонтьева А.Н выделены основные признаки ВД:
В форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности;
В ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции;
В ведущей деятельности развиваются стороны личности.
Различают следующие виды деятельности:
От 0 до 1 года – непосредственно-эмоциональное общение с матерью;
От 1 года до 3 лет – предметно-манипулятивная деятельность;
От 3 лет до 7 лет – сюжетно-ролевая игра;
От 7 лет до 11 лет – учебная деятельность;
От 12 лет до 15 лет – интимно-личностное общение подростков;
От 15 до 17 лет – учебно-профессиональная деятельность;
3. Психические новообразования – это тот новый тип строения личности, ее деятельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период. По мнению Л.С.Выготского, эти новообразования характеризуют сущность каждого возраста и выступают основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты.
Кризис – переломный пункт в нормальном течении психического развития.
Сущность кризиса – перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение его потребностей и побуждений, движущих его развитие.
Источник кризиса – противоречие между возрастными психическими и физическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности. Кризис возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего и начало нового возрастного периода. Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания, позднее - кризисы 3 лет, 7 лет, новорожденности, 1 года.
101
В работах Л.С.Выготского описаны особенности протекания кризисов развития:
1. неотчетливость границ – начало и конец кризиса незаметны, обострение происходит в середине. Родителям и педагогам важно знать психологическую картину кризиса и индивидуальные особенности ребенка, которые накладывают отпечаток на протекание кризиса.
2. Трудновоспитуемость ребенка: дети становятся упрямыми, своевольными, для поведения их характерны протест, бунт, негативизм.
3. Развитие приобретает негативный характер, и на первый план выступают процессы инволюции.
4. Небольшая продолжительность кризисных периодов, по сравнению со стабильными периодами. Характер протекания кризиса в значительной мере завысит от конкретных жизненных ситуаций и перестройки отношений взрослых и детей.
Социальная ситуация развития ребенка
Ведущая деятельность
Стабильный период
Психические новообразования
Кризис
Новая социальная ситуация развития
Новая ведущая деятельность
Стабильный период
Психические новообразования
Кризис
4.8. Понятие сензитивных периодов развития ребенка.
Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).
Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за
102 собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.
Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.
Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каждого индивидуальные свойства психики, способности и инте- ресы.
Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.
1 2 3 4 5 6 7 8
Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.
Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.
Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций.
Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.
103
Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.
В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.
Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики.
Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на
1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.
Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.
1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса.
В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению.
Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он