Файл: 1 Культурноисторический подход к пониманию психического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 3.Культурно-исторический подход к пониманию психического развития.
Культурно-исторический подход – это, в сущности, взгляд на проблему формирования и развития человеческой психики с позиций исторического и культурного развития человеческой цивилизации и отдельных социо- культурных общностей.
3.1. Проблема специфики психического развития человека.
Биологизаторскому, внеисторическому подходу, идее эволюционизма Л.С.
Выготский противопоставил идею историзма, культурно-историческую концепцию развития. Согласно Л.С. Выготскому, каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества, а не простого органического созревания, в процессе общественной жизни сами природные потребности человека претерпели глубокие изменения, возникли и развились новые человеческие потребности. Для понимания специфики человеческого онтогенеза ключевой является идея соотношения реальной и идеальной форм развития. В одной из лекций, сравнивая развитие ребенка с другими типами развития (эмбриональным, геологическим, историческим),
Выготский говорил: «Можно ли себе представить, ...что, когда самый первобытный человек только-только появился на Земле, одновременно с этой начальной формой существовала высшая, конечная форма — "человек будущего" и чтобы та идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал первобытный человек. Невозможно это себе представить. Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходило так, чтобы в момент, когда складывается начальная форма... уже имела место высшая форма, идеал, появляющаяся в конце развития, и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок на пути развития этой начальной, или первичной, формы. В этом заключается величайшее своеобразие детского развития в отличие от других типов развития, среди которых такого положения не могли обнаружить и не находим. Это, следовательно, означает, что среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и ее специфически

2 человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда здесь играет роль не обстановки, а источника развития».
Социальная среда, по Выготскому, — это не просто внешнее окружение, а аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах материальной и духовной культуры; мир созданных человечеством предметов и явлений, творений культуры, в том числе мир человеческой деятельности. Среда содержит идеальные формы, образцы развития, т.е. то, к чему развитие ребенка должно стремиться. Высшие психические функции взрослого человека, речь и действия взрослого — идеальные формы (по отношению к действиям и речи ребенка), задающие направление онтогенетического развития. Социальная среда рассматривается как источник индивидуального психического развития, как «пространство» существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики.
Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества. Комментируя это принципиальное положение, Д.Б. Эльконин позже писал: «Ребенок присваивает общество...
Все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции». От уровня развития общества зависит содержание развития ребенка и продолжительность детства. Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка — овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал подражание ребенка взрослому. Движущая сила (фактор) психического развития - обучение. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудием общения


3
Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий — средств, выработанных в ходе исторического развития человеческого общества, — т.е. обучение (а не созревание), определяет ход и направление психического развития (от социального к индивидуальному). Необходимым условием развития ребенка является полноценность всех функциональных систем организма, нормально функционирующий мозг (вспомним опыты Н. Ладыгиной-Коте по воспитанию детеныша шимпанзе до четырехлетнего возраста в очеловеченных условиях). Нельзя отрицать огромную вариативность
«природных особенностей», недооценивать значение факторов, благоприятных или осложняющих органическое развитие. Однако обучение и воспитание по своему значению превосходят роль природных особенностей. В широком смысле сама жизнь в человеческом обществе
(стихийное обучение) является необходимым условием специфически человеческого развития ребенка. Кроме того, обучение как специально организованный, целенаправленный образовательный процесс важно для разных сторон психического развития. Полноценное развитие слепого, глухого ребенка возможно при специальной организации обучения и общения с ним; и, напротив, нередко самые благоприятные предпосылки физически здорового ребенка могут остаться нереализованными при дефиците общения со взрослым, при отсутствии адекватных форм организации детской деятельности. Так, для развития устной и письменной речи важен так называемый фонематический слух; он, с одной стороны, обусловлен строением слухового аппарата и нервной системы человека, но формируется только в процессе усвоения речи. Таким образом, под условиями развития, которые оказывают влияние на вариативность развития в пределах нормы, в культурно-историческом подходе понимаются морфофизиологические особенности мозга и общение.

4 3.2.Проблема возраста и периодизации детского развития в работах Л.С.
Выгодского.
Все теории детского развития 2 концепции:

А. Развитие – реализация, модификация и комбинирование задатков.
Не возникает ничего нового – только нарастание, развертывание и
перегруппировка тех моментов, которые даны уже с самого начала.

Б. Развитие – непрерывный процесс самодвижения: непрестанное
возникновение и образование нового, не бывшего на прежних ступенях.
Возрастные новообразования – тот новый тип построения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
В относительно устойчивые/стабильные возрасты развитие – за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые накапливаются до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого- либо возрастного новообразования.
В период кризиса на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности.
Особенности таких возрастов:

границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов,
неотчетливы. Кризис наступает незаметно. Обострение кризиса – в
середине этого возраста.

в критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается
более/менее острыми конфликтами с окружающими.
У разных детей критические периоды проходят по-разному.
Внешние условия определяют конкретный характер обнаружения и протекания критических периодов. Но не наличием/отсутствием каких-либо специфических внешних условий, а внутренней логикой самого процесса развития вызвана необходимость критических, переломных периодов в жизни ребенка.
Негативный характер развития. Развитие здесь, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. На


5 первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде.
Ребенок характеризуется: теряет интересы; ранее установленные формы внешних связей и внутренней жизни кажутся опустошенными.
Кризисы:

новорожденные;

1 год (отделяет младенчество от раннего детства);

3 года (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

7 лет (связующее звено между дошкольным и школьным возрастом);

13 лет (от школы до полового созревания).
Критические периоды чередуются со стабильными и являются критическими, поворотными точками в развитии. Развитие ребенка - это диалектический процесс, в котором переход от одного шага к другому осуществляется не эволюционным, а революционным способом.
Значительным содержанием развития в критическом возрасте является возникновение новообразований. Основное их отличие от новообразований стабильного возраста: они носят переходный характер, т.е., впоследствии они не сохраняются в том виде, в котором они возникают в течение критического периода. Они умирают, как будто поглощены новообразованиями следующего, стабильного возраста.
Основным критерием разделения развития детей на отдельные возрасты являются новообразования. Последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Стабильный возраст 2 этапа;

Критический возраст 3 стадии (докритическая фаза, критическая,
посткритическая).
Особенности периодизации:

введение в периодизацию критических возрастов;

исключение
периода
эмбрионального
развития
(эмбриональное
развитие - особый тип развития);

исключение юношеского периода (после 17-18 лет до полной зрелости)
(18-25 лет - начальная связь зрелого возраста);

возраст полового созревания стабилен, не критичен (период
выздоровления в жизни подростка, период высших синтезов,
происходящих у человека).

6
Ранний возраст
Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия. Как показано в ряде исследований, точность восприятия велика, но само восприятие является своеобразным. Во-первых, он фиксирует определенное качество объекта, а затем ребенок фокусируется на этом качестве при распознавании объекта. В этом смысле восприятие является синекодоховым. Во-вторых, восприятие маленького ребенка эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями.
По словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и через восприятие». Это также относится к развитию мышления.
Можно с уверенностью сказать, что когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает обретать форму, оно формируется не как дискурсивное или аутистическое, а как визуально эффективное. Ребенок практически манипулирует вещами и захватывает связи между ними.
Образно говоря, это мышление можно увидеть глазами Келера, и после этого
К. Бюлер посчитал, что визуальное и эффективное мышление ребенка схоже с интеллектом обезьян. Советские исследователи показали, что это не так. По словам Л. С. Выготского, речь начинает играть роль в интеллектуальном решении очень рано. Это меняет характер всей интеллектуальной деятельности. Речь сразу освобождает ребенка от многих зависимостей, и, прежде всего, исчезает зависимость от области восприятия.
По словам А. Н. Леонтьева, обобщение решения ребенком ряда подобных проблем имеет первостепенное значение, что приводит к выделению методики. П. Я. Гальперин подчеркивает, что предметы для ребенка не похожи на природные объекты природы. Ребенок осваивает инструменты, которые имеют свою логику и соответствующую цель в обществе. Ребенок постепенно осваивает значения предметов.
Кризис 7 лет
Возраст 7 лет является критическим возрастом. Этот возраст характеризуется более глубокими и более сложными изменениями по сравнению с кризисом 3 года:
Начало разделения ребенка на его внутреннюю и внешнюю жизнь. Об этом симптоме свидетельствуют 2 симптома - потеря детской спонтанности и причудливое поведение. Причиной спонтанности детей является неспособность ребенка достаточно хорошо различать их внешнюю и внутреннюю жизнь. Направленность ребенка проявляется в том, что он


7 внешне такой же, как и внутри. С началом кризиса ребенок перестает быть таким простым и понятным. Это не значит, что он становится скрытным.
Просто в каждом опыте ребенка возникает какой-то интеллектуальный момент.
Ребенок начинает понимать смысл своего опыта. Когда он счастлив, он понимает: «Я счастлив». Он осознает факт своего опыта. В связи с этим возникает следующая особенность.
Обобщение чувств, то есть, если ребенок много раз испытывал определенную ситуацию (неудачу), у него будет соответствующее аффективное воспитание (чувство неполноценности). Таким образом, на основе обобщения чувств у ребенка начинают формироваться самооценка, самооценка, а также обобщенное отношение к окружающим.
Противоречивые переживания и конфликты возникают. Эти переживания возникают на основе разделения внешней и внутренней жизни и на основе понимания значения их опыта.
Совсем недавно теоретически было осознано, что хорошо изученный переход от младенчества к раннему детству, который происходит около года жизни, по сути, также является критическим периодом со своими собственными отличительными чертами, знакомыми нам по общим описание этой своеобразной формы развития.
Кризис новорожденного отделяет эмбриональный период развития от младенчества. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства.
Кризис 3-х лет - это переход от раннего детства к дошкольному возрасту. 7- летний кризис является связующим звеном между дошкольным и школьным возрастом.
Таким образом, перед нами открывается регулярная картина. Критические периоды чередуются со стабильными и являются критическими, поворотными точками в развитии, еще раз подтверждая, что развитие ребенка - это диалектический процесс, в котором переход от одного шага к другому осуществляется не эволюционным, а революционным образом.
3.3.Стабильные и критические возрасты, механизм их смены.
Стабильные периоды: длительное развитие за счет микроскопических изменений, «подземным путем», новообразования возникают в самом конце, и только тогда понятен этот тайный процесс изменений. Младенчество (2 мес-1 г), раннее детство (1-3), дошкольный (3-7), школьный (8-13), пубертатный (13-18). Имеют двучленное строение, 2 стадии.

8
Критические возрасты: за короткий срок ребенок меняется весь в целом.
Особенности: границы неотчетливы, в середине – кульминация; трудновоспитуемость; негативный характер развития. Потеря приобретенного прежде, «Пустыня отрочества». Кризисы новорожденности,
1 года, 3, 7, 13 лет. Кризисы – это переломные моменты в развитии, когда сильно меняются условия, например, ребенок из утробы попадает во внешнюю среду. Но негативизм, инволюция – не вся суть кризиса. Наоборот, происходит созидание, положительное построение личности. Имеют 3 фазы, предкритическая, критическая и посткритическая (с литическими переходами).
Новорожденность: изменение всего строя жизни; все – сплошное новообразование, хотя регресс – даже физический, падение веса
1 год: речь и прямохождение
3 года: новые черты личности; если кризис происходит вяло, это тормозит аффективное и волевое развитие
7 лет: рост самостоятельности, изменение отношений со сверстниками.
13 лет: переход к высшей форме интеллектуальной деятельности, к пониманию и дедукции
Новообразования, возникшие в кризисе, специфичны и переходны, в отличие от возникших в стабильные возраста. Они отмирают, поглощаются следующими новообразованиями, не входят неизменными в структуру личности, подчиняются и растворяются, латентно участвуя в «подземном развитии». Ребенок развивается неравномерно. Есть относительно стабильные периоды, а есть критические возраста. Кризисы открыты эмпирическим путём, причём в случайном порядке 7,3, 13,1,0. Во время критического периода ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное,. бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен.
Особенности:
1.Границы, отличающие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчётливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наступает в середине кризиса. В это время он достигает апогея.


9 2.Трудновоспитуемость детей в критические периоды в своё время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
3.Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов совершается скорее разрушительная, чем созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого.
Одновременно в в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития – новообразования (Выг).
4.Новообразования критических периодов носят переходный характер. т.е. они не сохраняются в том виде, в котором возникают.
Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
Динамика развития: К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений. → изменяется соц. ситуация развития. Наступает критический период.
Кризис новорожденности
Первый критический период развития ребенка - период новорожденности.
Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, многие физиологические системы начинают функционировать заново.
Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы

10 погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы.
(Инстинктивные системы - это такие системы, в которых известный раздражитель вызывает заранее зaданные формы поведения). К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности. Потеря инстинктивных форм поведения происходила на протяжении сотен тысяч лет, она - чрезвычайное благо, расширившее возможности развития. Дж. Брунер отмечал, что эволюция приматов основана на отборе в направлении все более отличительного паттерна незрелости, благодаря именно такому направлению отбора стала возможной более гибкая адаптация нашего вида.
Период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая, социальная ситуация его развития. C самого начала возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы. Однако социальная ситуация развития должна установиться. Единство ребенка и матери должно появиться. То единство, которое существует с самого начала, идет со стороны матери, а со стороны ребенка, пока еще ничего нет.
Кризис трех лет
Кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса.
Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.
Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок