Файл: 1 Культурноисторический подход к пониманию психического развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
104 также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.
На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко.
Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.
При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.
Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка.
Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода.
Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.
Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.
По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.
105
Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.
4.9. Закономерности психического развития, тип ведущей деятельности.
К закономерностям психического развития относятся неравномерность, гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность — конвергентность.
Неравномерность — это неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований. Данный процесс характеризуется подъемом, стабильным течением и спадом, носит колебательный характер.
Когда говорят о неравномерности психического развития, имеют в виду темп, направленность, длительность происходящих перемен. Было замечено, что наибольшая частота колебаний в развитии какой-либо функции приходится на период наивысших достижений этой функции. Е. Ф. Рыбалко говорил, что чем выше уровень продуктивности (достижений) в развитии, тем больше колебательный характер ее возрастной динамики.
Гетерохронность означает несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Если причиной неравномерности является нелинейная природа системы развития, то гетерохронность связана с особенностями ее структуры и неоднородностью ее элементов.
Отечественный физиолог П. К. Анохин (1898— 1974) считал, что гетерохронность заключается в неравномерном развертывании наследственной информации. В качестве примера он приводил тот факт, что в онтогенезе вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более молодые.
Немецкий педагог и психолог Э. Мейман (1862—1915) показал следующее: чем нужнее та или иная функция, тем быстрее она развивается. Например, ребенок быстрее учится ориентироваться в пространстве, чем во времени.
Неустойчивость развития, тесно связанная с неравномерностью и гетерохронностью, ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, втом числе кризисные. Устойчивость возможна при выполнении двух условий: 1) при частых мелкоамплитудных колебаниях; 2) при несовпадении во времени развития разных психических процессов, функций и свойств. Отсюда следует, что устойчивость возможна благодаря неустойчивости.
106
Сензитивность развития означает выделение в онтогенезе особых сензитивных периодов — периодов повышенной чувствительности психики к определенному виду обучающего и воспитывающего воздействия, когда разумнее всего начинать формировать соответствующие психические и поведенческие свойства. Отечественный психолог Б. Г. Ананьев понимал под сензитивностью временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения. Данные периоды ограничены во времени, и если в сензитивный период развитию определенного качества не уделялось должного внимания, то потом процесс его развития будет существенно затруднен.
Кумулятивность состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий. Например, в процессе развития мышления сначала развивается наглядно-действенное, затем наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития.
Дивергентность и конвергентностъ — это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность — в усилении избирательности.
4.10. Понятие возрастной периодизации.
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).
Проблема периодизации Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст
107 определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития. Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла. Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах. Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как
«возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н.
«возрастные обряды».
Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития. Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества.
До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и
108 обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст»,
«младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии. Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа
Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности
(оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость. Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена. В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1] . Периодизация Выготского[ Л. С.
Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по
109
Выготскому[2] : кризис новорожденности (до 2 мес.) младенческий возраст
(до 1 года) кризис 1 года раннее детство (1—3 года) кризис 3 лет дошкольный возраст (3—7 лет) кризис 7 лет школьный возраст (7—13 лет) кризис 13 лет пубертатный возраст (13—17 лет) кризис 17 лет
Периодизация Эльконина[ Основная статья: Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина Раннее детство o Младенчество (0—1 год) o
Ранний возраст (1—3 года) Детство o Дошкольный возраст (3—7 лет) o
Младший школьный возраст (7—13 лет) Отрочество o Подростковый возраст (13—19 лет) o Ранняя юность (от 19 лет) Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5] .
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]
Младенчество (от рождения до 1 года) Раннее детство (1—3 лет) Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет) Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
Юность (13—19 лет) Молодость (от 19 до 35[8] -39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась Классификация АПН СССР (1965)[ В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10] : Новорождённые — от 1 до 10 дней Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года Раннее детство — от 1 до 2 лет Первый период детства — от 3 до 7 лет Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.) Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.) Юношеский возраст — от 17 до 21 года
110
(муж.); от 16 до 20 лет (жен.) Средний возраст o первый период — от 22 до
35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.) o второй период — от 36 до 60 года
(муж.); от 36 до 55 лет (жен.) Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от
56 до 75 лет (жен.) Старческий возраст — от 76 до 90 лет Долгожители — старше 90 лет Биологический возраст[ Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11] : Возрастные периоды у детей Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели Грудной период: от 4-х недель до 1 года Раннее детство: 1—3 года Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
Подростковый период: o девочки: 10 — 17—18 лет o мальчики: 12 — 17—
18 лет o Возрастные периоды взрослого человека Юношеский период o юноши: 17 — 21 год o девушки: 16 — 20 лет Зрелый возраст (1 период) o мужчины: 21—35 лет o женщины: 20—35 лет Зрелый возраст (2 период) o мужчины: 35—60 лет o женщины: 35—55 лет Пожилой возраст: 55/60—75 лет Старческий возраст: 75—90 лет Долгожители — 90 лет и более
4.11. Критерии возрастной периодизации.
Возрастная периодизация психического развития – разделение
всего жизненного пути человека на отдельные эпохи, стадии,
периоды психического развития, выделение психологических
возрастов, разработка критериев (правил), по которым строится
периодизация.
Существует педагогическая периодизация детства, которая исходит из задач воспитания детей на разных этапах и отражает
111 сложившуюся практику работы воспитательно-образовательных учреждений. Психоло-гическая периодизация не совпадает с педагогической, т. к. строится на основе других критериев, отражая объективные закономерности и гло-бальные изменения психики и личности ребенка. Она включает периоды постепенных
(литических) и скачкообразных изменений (кризисов) в психическом и личностном развитии.
В современной психологии принята следующая периодизация: кризис новорожденности – младенчество (0 – 1 год) – кризис одного года – ранний возраст (1 – 3 года) – кризис трех лет – дошкольный возраст (3 – 6–7 лет) – кризис семи лет – младший школьный возраст (6–7 лет – 10–11 лет) – кризис подросткового возраста – подростковый возраст (11 – 14–15 лет) – кризис при переходе к ранней юности – ранняя юность (15–16 – 18 лет).
Выделенные периоды психического развития не являются неизменными, зависят от уровня развития общества, который, в свою очередь, определяет соци-альную ситуацию развития ребенка и вытекающие из нее особенности обучения и воспитания.
Возраст –
1 2 3 4 5 6 7 8