Файл: 1 Культурноисторический подход к пониманию психического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ограниченный хронологическими рамками отрезок
жизни человека. Следует различать биологический (физический) и психоло-гический возраст. Первый определяется количеством прожитых лет и показывает достигнутый уровень созревания организма в целом и его отдельных органов и систем.
Психологический возраст показывает уровень психического и личностного развития человека. Отождествление биоло-гического к психологического возраста характерно для биогенетических теорий психического развития, в которых утверждается, что уровень психического развития ребенка полностью зависит от количества прожитых им лет. Но практика показывает, что у детей

112 одного биологического возраста обнаруживается неодинаковый уровень психического развития. На разных этапах развития общества дети, прожившие одинаковое количество лет, обнаруживают различный уровень психического развития. В советской психологии биологический возраст рассматривается как предпосылка психологического возраста, т. к. созревание организма и его систем является предпосылкой психического развития. Уровень психического развития в конечном итоге определяется местом ребенка в системе общественных отношений, или социальной ситуацией развития и вытекающими из нее характерными видами деятельности и особенностями общения ребенка.
Критерии возрастной периодизации – правила, конкретные по-
казатели, на основании которых строится разделение жизненного
пути человека на отдельные периоды. В современной возрастной психологии рассматривается три критерия возрастной периодизации:
1) социальная ситуация развития;
2) ведущая деятельность;
3) новообразования возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В.
Да-выдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
4.12. Кризис новорожденности.
Кризис новорождённости — кризис, связанный с переходом от пренатального к постнатальному развитию.
Впервые был выделен и описан Л. С. Выготским. В момент родов ребёнок физически отделяется от матери, но не отделяется биологически из-за ряда причин. Ребёнок ещё долгое время остаётся неспособным выполнять основные жизненные функции и является биологически несамостоятельным существом.
[1]
Существование ребёнка в период новорождённости занимает как бы среднее положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства.


113
Это звено представляет собой в истинном смысле переходный этап от одного типа развития к другому.
4.13. Комплекс оживления.
Комплекс оживления — это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращённая к взрослому. Термин был введён в 20-е годы XX в.
Н. М. Щеловановым.
Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащённое дыхание, радостные вскрики и т. д.
На втором месяце при нормальном развитии ребёнка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трёх-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.
Комплекс оживления включает четыре основных компонента:
1. Замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого;
2. Улыбку, выражающую радостные эмоции ребёнка;
3. Двигательное оживление — движения головы, вскидывание рук и ног, прогибание спины и пр.;
4. Вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье
(тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).
При дефиците общения появление комплекса оживления задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. При диагностике уровня развития ситуативно- личностного общения наибольшее значение имеет наличие инициативности комплекса оживления. Слабая выраженность каких-либо компонентов комплекса оживления может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.
Первоначально комплекс оживления трактовался как дифференцированная эмоциональная реакция ребёнка в ответ на воспринимаемые действия.
Однако доказательства этому не было получено, и было решено, что комплекс оживления — это простейший неосмысленный рефлекс.

114 4.14. Период младенчества.
Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, ближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных
(различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.
Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок


115 именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.
4.15. Особенности развития познавательных функций.
Познавательные функции – процессы психической деятельности, обеспечивающий информационный фонд психики, ее ориентировочную основу. К познавательным процессам относятся – восприятие, мышление, воображение и память. Благодаря психическим процессам человек получает знания об окружающем мире и о самом себе. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Следовательно, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности. В едином потоке сознания все познавательные процессы неразрывно связаны, и только в теоретическом плане, возможно их обособленное исследование.
Восприятие - это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие – это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составление на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение этих образов – эталонов с предметами окружающего мира.
Проблемы с развитием восприятия могут иметь три направления: неумение выделять информативных точек, отклонения в сенсорных эталонах, связано это с не сформированностью понятия цвета, размера, формы, которые в норме появляются уже в 3-4 года. Несформированность эталонов мешает

116 соотносить с ними предметы, так как дети не видят разница между овалом и кругом, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру, в норме эталоны должны сформироваться к пяти годам, но бывает и к концу дошкольного возраста остаются не сформированными.
С 3 летнего возраста можно проверять у ребенка сформированность целостных образов. Методика «Разрезные картинки» (на 2-4 части). О нарушении внимания можно говорить если в три года ребенок не может узнать ни машинки ни собаки. Необходимо начать обучение, указав на конкретные отличительные детали помочь собрать картинку.
Для детей старших возрастов игры «Узнай по контуру», «Сколько мышек (зайцев) спяталось», и т.д. Игры на ориентировку в пространстве (что справа, слева, вверху, внизу, и т.д.)
Мышление - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений, существенных для решения познавательных проблем. Мышление процесс неоднородный он проходит несколько этапов развития наглядно – действенное (формируется в
2,5 – 3 года, является ведущей до 4 – 5 лет), наглядно – образное
(формируется с 3,5 – 4 лет ведущее до 6 – 6, 5 лет), наглядно – схематическое ( с 5, - 5,5 ведущая до 6 – 7 лет) и словесно – логическое ( формируется с 5 – 6 лет, становится ведущим с 7 – 8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей).
Для развития мышления следующие упражнения:
«Заштопай коврик», «На что это похоже», «Последовательность картинок», «Исключи лишнее», «Квалифицируй по темам», «Пазлы».
Память
- интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Память является ведущим психическим процессом у дошкольников. П.П. Блонский говорил: «Дети до 7 – 8 лет сначала запоминают, а затем анализируют запомненный материал, то есть в этом возрасте память служит базой для мышления. Более старшие ребята,


117 наоборот, запоминают преимущественно то, что перед этим поняли».
Существуют виды памяти - непосредственная или механическая сюда входит образная и вербальная и опосредованная (т.е. для запоминания используют знаки) ее роль увеличивается с возрастом. Опосредованная память связана с мышлением, т.е. первая ступенька в формировании образного мышления. Образную память возможно исследовать с 3 летнего
возраста, непосредственная вербальная память диагностируется с 4 лет, а
опосредованная память (связанная с образным мышлением) можно
проверять с 5 лет.
Упражнения: слуховая память – разучивание стихов, зрительная память
«Фигуры» (из палочек сложить фигуры, запоминать 1,2 сек., выложить по памяти), игра «Разведчики». Смысловая – «Фраза зарисовывается « через промежуток времени, глядя на рисунок сказать, что была за фраза.
Внимание – оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности. Уровень внимательности - показатель уровня деятельностной организованности сознания. Внимание бывает произвольным и непроизвольным (независим от воли) громкий звук, и т.д. Для тренировки основных свойств внимания (объем, распределение, концентрация, устойчивость и переключаемость).
Используются упражнения: «Путаные дорожки», лабиринты.
Воображение
– образно
– информационное моделирование действительности на основе рекомендаций образов памяти. Воображение имеет значение не только для познавательного развития но и для формирования личности. Существует словесная или вербальная креативность и образная, изучаются они разными методиками. Изучение креативности
(образной) возможно с 3-4 летнего возраста.
Упражнения: по точкам «Узнай кто это», «Самолеты за облаками»

118 4.16. Период раннего детства.
В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов.
Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: "ребенок – предмет – взрослый".
Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.
В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во- вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так


119 рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» - главная составляющая кризиса трех лет.
Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности.
Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.