Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................... | 3 | |
1 | Место акмеологии среди общественных, гуманитарных, естественных и технических наук..................................................................................... | 5 |
2 | Связь акмеологии с психологическими дисциплинами....................... | 10 |
3 | Концептуальные аспекты акмеологического подхода............................. | 13 |
4 | Методы акмеологии............................................................................... | 16 |
Заключение.................................................................................................. | 22 | |
Список использованных источников............................................................. | 24 |
ВВЕДЕНИЕ
Акмеология – совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения. Акмеология в процессе своего развития уверенно переросла статус важного раздела возрастной психологии — «психологии взрослости или зрелости», став самостоятельной и пройдя все этапы становления, характерные для любой науки. Научный приоритет в создании акмеологии по всеобщему признанию принадлежит России. За рубежом к акмеологии проявляется повышенный интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профессионализма личности и деятельности. Эта наука возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, и она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида, как личности и как субъекта деятельности, главным образом как профессионала.
Столь стремительное становление и развитие акмеологии обусловлено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало талантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привлекательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.
Акмеология как наука решает ряд следующих важных теоретикопрактических задач.
1. Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости.
2. Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии.
3. Изучение процесса овладения человеком профессией и достижение в ней мастерства как одной из форм его «акме».
4. Создание методического инструментария, позволяющего выявлять уровень профессионализма, достигнутый как отдельным человеком, так и общностью людей. К
Цель данной работы - теоретическое изучение акмеологии как науки системы человекознания.
Задачи: дать основные понятия акмеологии; рассмотреть связь акмеологии психологическими дисциплинами ; проанализировать место акмеологии среди общественных, гуманитарных, естественных и технических наук; проанализировать концептуальные аспекты акмеологического подхода и методы акмеологии.
Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни конкретности, соответственно разные исследовательские сферы и практики. Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.
Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.
Высокий уровень профессионализма и мастерство специалистов – один из важнейших ресурсов, который становится фактором для поиска оптимального решения кризисов и проблем.
Особую остроту приобретает социальная потребность в специалистах различного профиля в сфере управления, менеджмента, социальной работы с высоким уровнем профессионализма и мастерства. В любой специальности требуется постоянное развитие и рост. Для высокоэффективной и плодотворной работы и поиска решения проблем необходимо иметь широкий кругозор и постоянно совершенствовать свои знания.
-
Место акмеологии среди общественных, гуманитарных, естественных и технических наук
У акмеологии тесные междисциплинарные связи с науками, входящими в комплекс человекознания. Там акмеологии принадлежит заметное место. Акмеология расширила свое предметное поле, проведенные научные исследования показали ее возможности в решении сложных комплексных проблем
, что обусловило расширение ее междисциплинарных связей. Изменились и точки зрения относительно ее места в системе наук о человеке.
Научные ориентации акмеологии опираются на совокупность идей о ценности человека, его духовного мира, способности к творческому саморазвитию и самосовершенствованию (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина). Как отмечал один из идейных основателей акмеологии выдающийся русский ученый В. М. Бехтерев, «... прогресс народа, его цивилизация и культура зависят прежде всего от степени развития личности...».
Именно жизненные пути, личностные, творческие и профессиональные достижения выдающихся личностей составляют конкретную почву теоретических акмеологических исследований. Сказанное определяет и своеобразие научных ориентации и статуса акмеологии.
При изучении и описании научных ориентации акмеологии следует помнить, что они проявляются преимущественно в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и методологическом планах или аспектах.
Онтологический план характеризует объектное пространство акмеологии. Как наука, она охватывает такую сферу человеческой реальности (прежде всего профессионализм и его развитие), которая специально глубоко не рассматривается другими науками, следовательно, не может характеризоваться «простым переносом», экспликацией и интеграцией знания из смежных с акмеологией наук.
Гносеологический план характеризуется самостоятельностью исследовательской деятельности, в которой рассматривается прежде всего собственно акмеологический аспект человеческой реальности специфическими для данной науки методами. В практической деятельности акмеология использует собственные технологии и приемы саморазвития и самосовершенствования.
Аксиологический план выражает собой базисные ценности личности. С акмеологической точки зрения, одной из целей жизни человека в современном постиндустриальном и информационном обществе является его направленность на достижение вершин в личностном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.
Методологический план отражает статус акмеологии как новой самостоятельной науки, интегративной и междисциплинарной, комплексной по форме и системной по способу организации знания.
В проведенных акмеологических исследованиях, направленных на решение методологических задач, было доказано, что в акмеологии имеются как минимум три научно-методологические ориентации:
1.естественно-научная;
2.общественно-гуманитарная;
3.технологическая.
Естественно-научная ориентация выражается в том, что эмпирические акмеологические факты и отношения описываются и интерпретируются в дисциплинарных стандартах, характерных для классического естествознания, ведь акмеология, как и родовая по отношению к ней психология, главным образом взаимодействуют с конкретными объектами.
Общественно-гуманитарная ориентация в акмеологии проявляется еще более многообразно. Она имеет разные онтологические определенности, но основное связано с прогрессивным развитием личности при гармоничном сочетании личностных и общественных интересов.
Технологическая ориентация проявляется в связи с системотехникой, теорией информации и праксиологии, а также через технологические стандарты практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисциплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая обеспечивает разворот их проблематики на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления). С другой стороны, необходимо также учесть влияние на акмеологию современной праксиологии в виде двустороннего процесса как технологизации гуманитарного знания, например, в форме психотехники и игротехники, инноватики и рефлексики, так и гуманизации технических наук (возникновение бионики, соционики, синергетики).
В отличие от взаимосвязи акмеологии с обществознанием, основной категорией, характеризующей ее взаимодействие с науками о человеке, является творчество. Именно эта категория определяет такие ключевые для акмеологии психологические понятия, как мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность и ряд других, которые раскрываются во взаимодействии акмеологии со смежными науками о человеке.
В настоящее время распространенным является мнение, что родовой наукой для акмеологии является психология. Длительное время в акмеологии использовался исключительно психологический инструментарий исследований и прежде всего психодиагностические методы и развивающие психотехнологии. Они используются и сейчас, но уже в новом качестве и совместно с собственно акмеологическими методами.
Другой наукой, с которой акмеология связана самым непосредственным образом, является философия. Связи с философией осуществляются по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической. В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой – вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства. В качестве таких средств выступают методологические принципы: оперирования
философскими категориями и научными понятиями, выделения объектов и разработки предмета и стратегий исследования, анализа феноменологии и синтеза знаний о ней, построения концептуальных моделей и акмеологических методов их эмпирической верификации, проведения экспериментальных исследований теоретического обобщения полученных данных, осуществления их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Таким образом, философия ставит методологические рамки построения акмеологии как самостоятельной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера. Помимо этого, философия, взятая в своей мировоззренческой ипостаси, задает ценностную точку отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических, юридических, нравственных, эстетических и т. п.), ее постановки и изучения. Таким образом, философия мировоззренчески задает акмеологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания.
Тесными являются связи акмеологии с педагогикой, так как объектом педагогики является также развивающаяся личность, правда другой отдельной возрастной группы (дети и подростки). Однако некоторые подходы, принципы и методы являются общими как для педагогики, так и для акмеологии.
В силу своей общественно-гуманитарной природы и аксиологиче-ски-гносеологического статуса акмеология тесно связана также с такими науками, как история и культурология, социология и экономика, экология и политология. Осевой линией во взаимодействии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного бытия личности и ее профессиональной и экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности. Именно категория созидательного, культурно-осмысленного труда является основной во взаимодействии акмеологии с общественными науками, определяя различные социальные аспекты трактовки таких ее ключевых понятий, как деятельность, профессионализм, организация и управление.
Акмеология изучает диахронический аспект бытия человека, акцентируя внимание на продуктивности его профессиональной деятельности на различных возрастных этапах жизни. Ее задача – разработка средств самосовершенствования и развития жизнедеятельности до высшего уровня профессионального мастерства. Одним из ключевых вопросов для акмеологии является проблема становления и развития творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности в сфере управления, науки и изобретательства, предпринимательства, образования.