Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итак, проведенный анализ показал тесные и многообразные связи акмеологии с другими науками о человеке. Каким же образом эти связи влияют на конкретные акмеологические исследования? Естественно, что знания, полученные в смежных науках, учитываются в отдельных акмеологических исследованиях и разработках по-разному, в зависимости от их конкретных задач и концептуально-методических средств решения. При этом эффективность переноса смежных знаний в результативную ткань того или иного акмеологического исследования определяется конструктивными возможностями их предметно-методологической состыковки. В настоящее время потребность в акмеологическом знании существенно актуализировалась. Данный этап развития нашего общества поставил перед каждой личностью непростые задачи, для которых, вероятно, не существует стандартных готовых решений. Соответственно нынешнему состоянию общества в условиях неопределенности, риска и «размытых» нравственных норм социальной регуляции поведения личность должна проявлять себя самостоятельно, полагаясь главным образом на собственные силы. Иными словами, должен формироваться активный и независимый тип личности, противоположный исполнителю.Данная острая социально-психологическая ситуация в стране стала своеобразным социальным заказом для развития акмеологии и ее прикладных направлений как науки о ценности личности, ее самосовершенствовании и способности высокоэффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, жить полноценной жизнью.
-
Связь акмеологии с психологическими дисциплинами
Психология многими теоретиками науки часто оценивается как центральная дисциплина в системе современных наук, изучающих человека, поэтому психологические знания постоянно используются в акмеологических исследованиях. Особенно это касается таких направлений психологии, как психология личности, дифференциальная и генетическая психология, психология развития, психология труда и профессий, социальная и возрастная психология, психология творчества, а также специальных разделов психологии. Особенно тесные связи у акмеологии с психологией развития, которая имеет более широкий объект – развивающуюся личность во всех возрастных диапазонах. Акмеологический подход к личности вырабатывается в рамках психологической науки с опорой на психологическое определение ее сущности. Однако он рассматривает личность в более широком контексте комплексного подхода к человеку, разработанного Б.Г. Ананьевым и философской антропологии, предложенной С.Л. Рубинштейном (последняя есть философское учение о специфике бытия человека в мире). Первым основанием при рассмотрении соотношения акмеологического и психологического понимания личности является принцип развития. Вторым – и в зарубежной, и в отечественной психологии развитие личности рассматривается преимущественно в определенных пределах, т. е. как развитие личности ребенка (в отечественной психологии это имело место в силу идеологических причин – минимизации роли личности в обществе, а поэтому отрицания необходимости изучения личности взрослого. В зарубежной психологии – в силу методологических причин – фрейдизм и целый ряд концепций под влиянием принципиального ограничения всего периода становления личности периодом детства). Акмеологический подход рассматривает развитие на протяжении всей жизни человека. В силу этого он опирается на те психологические концепции личности, которые связывали и развитие, и самую сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути личности. Акмеология учитывает не только прогрессивные, потенциальные возможности при определении развития личности, но и его регрессивныеварианты и выявляет (диагностирует) наличное состояние личности с целью его оптимизации самой личностью (или с помощью акмеологической поддержки). Если речь идет о разрыве наличного и идеального состояния, то с помощью критериев последнего строится схема уровней развития и диагносцируемое состояние личности относится к определенному уровню, чтобы можно было определить не только то, какие этапы, но и то, какие уровни развития она должна еще пройти и каковы средства осуществления этого движения по иерархии. аконец, и это главное, если в психологии развитие и даже обучение и воспитание рассматриваются как совершенствование, то акмеология, отвечающая принципу оптимальности, изучает индивидуальные и личностные особенности под углом зрения оптимизации процессов развития, как продвижение личности к вершинам зрелости, как имеющее восходящий характер. Акмеология учитывает закономерности, выявленные психологией, чтобы развитие личности осуществлялось не стихийно-эмпирически, а целенаправленно, с учетом этих закономерностей. В этом акмеология сближается с педагогикой: она не просто исследует процессы развития, но как операциональный, оперативный тип знания включает практику развития и совершенствования личности в качестве центральной научной задачи.
Разумеется, разные знания,накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях,постоянно используются в конкретных акмеологических исследованиях и разработках в форме фрагментарных сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики профессионального мастерства человека. С этой точки зрения, "корневой системой" психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности.
Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с преодолением объективных противоречий профессиональной деятельности и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одна из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления - рассмотрение взаимосязи акмеологии и конфликтологии.
Взаимодействие акмеологии и конфликтологии в изучении и развитии профессионального творчества
Конфликтология занимается изучением роли внутри- и межличностных конфликтов в разных сферах человеческой деятельности, а также разработкой способов овладения ими в целях развития профессионального творчества. Как комплексная научно-практическая дисциплина конфликтология возникла сравнительно недавно на стыке ряда гуманитарных наук: социологии, политологии, права, педагогики, психиатрии, психологии. Существенная особенность конфликтологии - то, что она рассматривает конфликтные процессы и включенных в них людей в конкретных ситуациях различного типа: от межнациональных и социальных до групповых и личностных.
-
Концептуальные аспекты акмеологического подхода
Проведенный теоретико-методологический анализ возможностей применения акмеологических знаний и подходов в решении проблемы развития субъекта до уровня профессионала, профессионализма личности или деятельности, обобщение проведенных акмеологических теоретических исследований позволили приступить собственно к задаче разработки акмеологической концепции развития профессионала. Ее качественно строгое описание будет представлено ниже. Данная концепция носит обобщающий характер и содержательно представляет собой систему взглядов, руководящую мысль о путях и методах развития субъекта труда до уровня профессионала.
В качестве базовых выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта, ориентированной на развитие своего профессионального мастерства. В этой активности выделяются следующие производные (относительно базовых) акмеологические аспекты субъектного пространства реализации акмеологических возможностей: креативный, экзистенциальный, культу рольный. Системообразующим фактором относительно взаимодействия всей категориальной системы как базальных, так и производных от них акмеологических аспектов является рефлексивный аспект мастерства.
Возрастной аспект направлен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда).
Образовательный аспект нацелен на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования.
Профессиональный аспект связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты.
Креативный аспект определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества.
Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося "Я" и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.
Таким образом, онтологическая специфика акмеологичности образуется взаимодействием категориально квалифицируемых сущностей: биологичности, социальности, активности и рефлексивности мастерства человека. Акцент на их доминирование определяется задачами конкретных акмеологических исследований, которые носят комплексный характер, поэтому акты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны трактоваться с системных позиций более функционально. Это означает, что лишь в результате конкретных акмеологических исследований можно установить, какая именно доминация будет у исследуемого профессионала. Если, например, возрастная, то будет ли наблюдаться развитие, скажем, по типу взросления или старения. Важно установить при этом, каков удельный вес педагогического и профессионального аспектов и насколько много в этом случае репродуктивных и продуктивных моментов, насколько мощна профессиональная рефлексия, которая обеспечивает достижение высших ступеней мастерства и преодоление шаблонных стереотипов. Необходимо выяснить, насколько профессиональное развитие ведет за собой экзистенциально-личностное или, наоборот, личностное развитие -всего лишь побочный продукт профессионального. Здесь могут быть самые разные сочетания, поэтому подчеркнем, что типологический подход также является методологическим принципом для акмеологических исследований и разработок. Из сказанного можно сделать следующие выводы. Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки и в системе непрерывного образования. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов их подготовки и совершенствования. Акмеологический подход представляет собой систему принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи.
Акмеологический подход базируется не только на описанных выше методологических принципах, но и на позиции по отношению к изучаемому объекту, а также на применении собственно акмеологических методов исследования и решения практических задач. Поэтому опора на него может позволить получить качественно новые научные результаты. Эти результаты отличаются от того, что могут дать, к примеру, психологические исследования. Данные отличия заслуживают особого внимания, потому что они позволят лучше понять специфичность акмеологического знания и особенности акмеологического исследования.
Прежде всего, акцентируем внимание на позиции по отношению к объекту исследования и на самом объекте. Проиллюстрируем это обобщенным сравнительным анализом акмеологического и психологического подходов в разработке проблемы развития личности.
-
Методы акмеологии
Методы акмеологических исследований отличаются значительным разнообразием. Составление классификаций методов акмеологических исследований является сложной теоретической проблемой. В настоящее время ее разработка осуществляется в теоретической акмеологии. Методический инструментарий акмеологии создавался, расширялся и совершенствовался на всех этапах ее формирования и становления, начиная с момента научного оформления акмеологических идей, обоснования ее предмета. Прежде всего хотелось бы обратиться к методам, применяемым в акмеологии, и, конечно же, к собственно акмеологическим методам, потому что от них зависит результативность акмеологических исследований и эффективность решения практических задач. На ранних этапах становления акмеологии и по настоящее время акмеологов интересовали вопросы правомочности применения общенаучных методов и методов некоторых наук, прежде всего психологии. Проведенные исследования доказали такую правомочность. В акмеологических кругах сложилось устойчивое мнение, что, вообще говоря, акмеологическими можно считать любые научные методы, помогающие эффективно решать акмеологические задачи и проблемы. При этом, правда, делалась принципиальная оговорка, что точнее было бы называть такие методы – методами акмеологических исследований, но при этом отмечалось, что в акмеологии уже созданы собственные оригинальные акмеологичсские методы и этот процесс продолжается
Все научные методы, применяемые в акмеологии, можно классифицировать по двум основаниям: теоретические и инструментально-практические. Данные два класса методов содержат несколько подгрупп. В своем единстве они образуют следующую систему.
В этой системе в класс теоретических методов акмеологических исследований входят:
1.Логические: анализ, синтез, индукция, дедукция, мысленный эксперимент;
2.Математические методы анализа: корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминатный, кластерный и др.;
3.Междисциплинарные методы - подходы: комплексный, системный, функциональный, генетический, лонгитюдный, модельный, биографический, ситуативный и др.
В класс инструментально-практических методов исследования входят:
1.Общенаучные: наблюдение, эксперимент, экспертные оценки;
2. Методы частых наук:
3.Психологические (тестирование, наблюдение, беседа, самонаблюдение, самоотчет, психосемантические);
4.Социологические (перепись, опрос, интервьюирование, анкетирование);
5.Психофизиологические;
6.Акмеологические.
Данная классификация общенаучных и частных методов акмеологических исследований может быть принята как базисная, хотя, очевидно, возможно ее дополнение и коррекция. В то же время важной перспективной задачей является ее наполнение акмеологическим содержанием, то есть непосредственная демонстрация возможностей перечисленных методов, описание процедур их применения при решении конкретных акмеологических проблем.
Огромную роль в акмеологических исследованиях и акмеологической практике играют психологические методы. Пожалуй, нет такой акмеологической задачи или проблемы, в решении которой в той или иной мере не использовались бы психологические методы. В то же. время в их применении существует один важный момент: анализ полученных данных в значительной степени осуществляется с иных, акмеологических, а не психологических позиций. В результате сугубо психологические методы как бы приобретают акмеологическую специфику.
В психологии неоднократно отмечалось, что «психограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомпенсируемые свойства и должны предъявляться к любому среднему работнику, во-вторых, только желательные, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства».
Подводя итог обсуждению возможностей применения психологических методов в акмеологических исследованиях и акмеологической практике, хотелось бы отметить, что в этом случае психологические методы приобретают еще и свойство комплементарности, т. е. взаимодополнительности. В этом случае метод, применяемый, к примеру, для осуществления психодиагностики, может одновременно служить и средством развития. Это было показано в задачах развития мышления, расширения сознания, улучшения самооценки личности. Комплементарные методы, задавая личности смысловое, координатное пространство, в котором она должна "разместить" себя, одновременно показывают и направление актуализации и развития. В этом их акмеологическое содержание.
Из сказанного следует, что в акмеологических исследованиях центральным должен стать собственно акмеологический анализ, на основании которого выявляются акмеологические условия и факторы, строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессионализма. Следовательно, акмеологический анализ должен включать в себя поиск закономерностей, механизмов, условий и факторов, способствующих достижению профессионализма или препятствующих этому. Данное положение являлось основополагающим при разработке акмеологических методов.
Акмеологический метод – это совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать акмеологические проблемы и задачи. Но иногда их называют еще и акмеографическими, так как они были разработаны в рамках акмеографического подхода. Первый из них представляет собой акмеографические описания. Акмеографическое описание является предваряющей частью акмеограммы и соответствует уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. Акмеографическое описание профессионализма осуществляется только на уровне особенного, иногда и общего и базируется на концепции профессионализма деятельности и личности. Данное описание обычно имеет дескриптивную форму (качественно строгое) с выделением функциональных связей.
Основными методами, применяемыми для акмеографических описаний, являются экспертные опросы и оценки, собеседования со специалистами, анализ документов, профессиографические описания, результаты сравнительного анализа, психологическое тестирование, анализ динамических изменений в личностно-профессиональном развитии.
Второй метод связан с непосредственной разработкой акмеограммы как системы акмеологических требований, условий и факторов, способствующих развитию профессионализма конкретных субъектов труда. В отличие от акмеографических описаний, осуществляемых на уровне общего и особенного, акмеограмма отражает только уровень единичного и требует весьма кропотливой индивидуальной работы. Иными словами, акмеограмма всегда индивидуальна. Акмеограмма является основой для индивидуального личностно-профессионального развития, ведь профессионал высокого класса - это обычно "продукт единичного производства". Акмеограмма представляет собой как бы индивидуальный срез потенциального у субъекта труда, его возможностей, перспектив, оценки компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма высвечивает в первую очередь то, над чем необходимо работать специалисту, чтобы достичь высокого уровня профессионализма. Акмеографические описания и акмеограммы как акмеологические методы постоянно совершенствуются.
В акмеологических исследованиях и акмеологической практике, в этом нетрудно убедиться, центральным звеном является собственно акмеологический анализ. Акмеологический анализ – это метод акмеологического исследования, состоящий в «разложении целого на части», то есть выявлении главных акмеологических детерминант развития.
Акмеологический анализ позволяет выявить определяющие акмео-логические условия и факторы, инварианты профессионализма. С его помощью строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессионализма. Акмеологический анализ должен также включать поиск закономерностей, механизмов, способствующих достижению профессионализма или препятствующих этому. Как и акмеологическая диагностика, акмеологический анализ, к примеру, отличается от анализа психологического прежде всего своей направленностью, методический же инструментарий его проведения может быть практически тем же Возможности акмеологического анализа будут продемонстрированы во втором разделе книги на примерах решения практических задач.
Важным и конструктивным методом решения акмеологических задач является акмеологическая экспертиза. Ее также с полным правом можно отнести к методам акмеологии. Акмеологическая экспертиза – это комплексная оценка субъектов труда, направленная на выявление уровня их профессионализма и резервов его повышения, а также резервов личностного совершенствования1.
Акмеологическая экспертиза тесно связана с акмеологической диагностикой. Часто именно эксперты определяют, какие диагностические методы следует применять при решении акмеологических задач и как интерпретировать их результаты. Кроме того, только экспертная оценка является единственно возможным методом исследования в случае высокой сложности объекта исследования или при неполной информации о нем.
Заключение
Акмеология была вызвана к жизни потребностью современного общества в компетентных специалистах, профессионалах высокого класса, обладающих личностной зрелостью и способностью преодолевать неблагоприятные обстоятельства быстро меняющегося социального мира. Вместе с тем акмеология может оказывать мощное обратное влияние на прогресс представлений о возможностях совершенствования человека в созидании себя как профессионала и как личности.Анализ современного состояния акмеологии неизбежно ставит вопрос о нерешенных проблемах акмеологии как относительно новой психологической дисциплины, а также о перспективах дальнейшего развития акмеологии как науки.
В акмеологии созданы и успешно внедряются в работу с кадрами различные технологии оптимизации личностного и профессионального развития и саморазвития, а также формы акмеологического консультирования и практикумов, предназначенные для повышения уровня профессионализма в ряде сфер деятельности.
В заключение можно сделать вывод, что акмеология - это раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.
Акмеология перестанет быть только наукой о профессионализме, ее предметное и объектное поле, проблематика существенно расширятся. Она приобретет новый научный статус. Акмеология уверенно заявила о себе и доказала свою перспективность в разработке важнейших научно-практических проблем, в первую очередь связанных с развитием профессионализма, личностно-профессиональным развитием, достижением вершин в профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо обращение более пристального внимания к проблемам нравственного совершенствования личности, формирования нравственного авторитета, духовного развития. Это чрезвычайно сложные проблемы, решение которых невозможно без четкого определения мировоззренческой позиции акмеологии, что естественным образом приведет к ее идеологической ориентации.
В настоящий период активно формируются методологические принципы, концептуальные подходы и исследовательские стратегии, разрабатываются практически ориентированные акмеологические технологии, которые призваны встроить акмеологию в систему современных наук и обеспечить внедрение полученного ею знания в социальную практику.
Акмеология, как любая другая область научного знания, имеет не только общенаучные принципы, конституирующие ее категориально-методологически как науку, но и конкретные дисциплинарные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания.
Поскольку она - формирующаяся научная дисциплина, определение ее предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок представляет особую проектировочную задачу, от решения которой в известной мере зависят пути дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований.
Список использованных источников
1.Бодалев А.А. О предмете акмеологии //Психол. журн. 1993. № 5. С. 73-81.
2. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. – Калуга: КГПУ, 2000; 2001.
3.Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И, Павлов Б. С. Методы акмеологических исследований. - М.: РАГС, 2009
4.Кузьмина Н.В., Зимичев А.П. Проблемы акмеологических наук. СПб., 1990
5.Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма. М., 1993. Москва — 2002
6. Москаленко О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности / Под общ.ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2007.