Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Технологии социальной работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Итоговый контроль
по дисциплине «Технологии социальной работы»
ФИО студента | Завьялова Кристина Алексеевна |
Направление подготовки | Социальная работа |
Группа | СРБ-Б-04-З-2019-1 ДИСТАНТ |
Москва 2023
Теоретический блок
Предмет и задачи курса «Технология социальной работы»
Технология социальной работы – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Существует ряд условий для технологизации практической деятельности в социальной сфере:
1) объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, то есть иметь признаки социальной системы;
2) должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;
3) возможность формализации реально происходящих процессов и процедур или показателей в новых условиях.
Технологические знания в социальной работе – это навыки социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявлений тенденций развития социальных процессов, выбора инструментария, реализующего их протекание.
Технология социальной работы имеет два аспекта:
1) это система теоретических знаний и практики, которые представляют собой организацию
, алгоритм, совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы, это подход управляющих органов;
2) совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы, это подход непосредственной организации работы с клиентами.
Разработка технологии социальной работы представляет собой систему из трех этапов:
1) теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики и клиент социальной работы;
2) методический этап – решения задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретной рекомендации для преобразующей деятельности;
3) процедурный этап – решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций и с составлением алгоритма действий.
Основные задачи «Технологии социальной работы» как учебной дисциплины:
-
изучение теоретических основ технологической деятельности в сфере социальной работы; -
обучение умению разрешать социальные проблемы и конфликты; -
формирование практических навыков организаторской работы в данной сфере деятельности.
Сущность и основные характеристики технологического процесса
Технологии социальной работы как процессу присуща определенная протяженность во времени, которая охватывает промежуток времени от формулирования цели или задачи до ее практического решения. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом – сущностная характеристика технологического процесса.
Основа технологического процесса – это алгоритм действий. Алгоритм – это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными. В социальной работе – это последовательность действий, направленных на преобразование объекта социальной работы, и перевод его в искомое состояние.
Вторым существенным компонентом технологического процесса являются операции. Операция – это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.
Третьим важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий. Инструментарий – это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.
Содержание технологического процесса
1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение.
2. Этап целеполагания. На этом этапе осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы.
3. На этапе обработки информации изыскиваются дополнительные источники информации, происходит её сбор и систематизация, ее анализ и обобщение.
4. Этап процедурно-организационной работы. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной работы.
5. Контрольно-аналитический этап работы. Это завершающий этап технологического цикла, на котором организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем.
Аналитическое задание
-
Предназначение, решаемые задачи, структура Центра социальной помощи семье и детям
Центр социальной помощи семье и детям – учреждение, предназначенное для оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их материального и социального положения, а также психологического статуса.
Основные задачи центра:
- мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей;
- выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
- определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) необходимых семье и детям конкретных видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых);
- поддержка семей с детьми и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;
- участие в работе по профилактике безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних, защите их прав;
- проведение мероприятий по увеличению объема предоставленных услуг (бесплатно и на платной основе) и улучшению их качества.
Зачисление граждан на обслуживание центром проводится приказом администрации центра на основании документов, аналогичных документам.
В состав центра могут включаться следующие структурные подразделения:
-отделение срочного социального обслуживания – прием граждан на оформление договора в рамках Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, оказание срочной психологической и юридической помощи.
- отделение комплексной помощи семьям с детьми – организация работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию или социально-опасное положение; дневное пребывание несовершеннолетних; психологические и юридические консультации; профилактика безнадзорности, социального сиротства: сопровождение семьей взявших несовершеннолетних под опеку; реабилитация несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.