Файл: Афганистан в системе геополитических связей ссср в xx веке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Глава 3. Элективный курс «СССР и Афганистан:

история взаимоотношений»

Методическое обоснование темы. Тема взаимоотношений между СССР и Афганистаном практически не затрагивается в школьном курсе истории. В учебнике под редакцией профессора А.В. Торкунова «История России (1914 – начало XXI века)» в 3-х частях тема взаимоотношений между СССР и Афганистаном раскрывается в параграфе 13 части 1, параграфе 38 части 2, параграфе 43, части 3. В параграфе 13 первой части вопрос взаимоотношения между СССР и Афганистаном затрагивается в пункте 4 «Отношения со странами Востока». В этом пункте говорится о заключении между СССР и Афганистаном в 1921 году договора о дружбе, согласно которому стороны признавали независимость друг друга и договаривались не вступать с третьей державой в соглашения. В параграфе 38 второй части этот вопрос затрагивается в пункте 4 «Ввод советских войск в Афганистан». В этом пункте кратко рассказывается об Афганской войне и о потерях в ходе этой войны. В параграфе 43 третьей части вопрос взаимоотношения между СССР и Афганистаном затрагивается в пункте 3 «Разблокирование региональных конфликтов». В этом пункте говорится о договоре между М. Горбачевым и Р. Рейганом о прекращении американской военной помощи противникам режима в Афганистане и о выводе оттуда советских войск, о самом выводе советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года, и, наконец, об осуждении этой войны и признании участия в ней советских войск грубой политической ошибкой.

Из этого можно сделать вывод о том, что вопросу истории взаимоотношений между СССР и Афганистаном уделяется недостаточно внимания. Но изучение данной темы способствует более глубокому пониманию учебного материала, увеличивает эмоциональную вовлеченность школьников в процесс обучения, способствует повышению интереса к событиям прошлого.

На наш взгляд, целесообразно разработать программу элективного курса для школьников, в рамках которой подробно рассмотреть историю взаимоотношений между СССР и Афганистаном для понимания того, какое место Афганистан занимал в системе геополитических связей СССР в XX веке. Поскольку этот курс затрагивает не только тему Афганской войны 1979-1989 годов, но и историю взаимоотношений между СССР и Афганистаном на протяжении длительного времени (1919-1989 гг.). Логично проводить этот курс как дополнение к темам внешней политики СССР в разные годы.



Изучение истории взаимоотношений между СССР и Афганистаном помогает раскрыть основные направления и принципы не только внешней политики СССР, но и стран Востока, представителем которого выступает Афганистан.

Рабочая программа элективного курса

«СССР и Афганистан: история взаимоотношений»

Актуальность курса состоит в том, что современное подрастающее поколение мало что знает о войне в Афганистане и о взаимоотношениях между СССР и Афганистаном. Необходимость в расширении знаний по малоизвестным вопросам в настоящее время все больше возрастает, и история взаимоотношений между СССР и Афганистаном – один из таких вопросов.

Цель курса: расширение знаний учеников по этому вопросу.

Задачи:

-подобрать учебный материал по теме;

-организовать занятия с учениками в размере 2-х часов в неделю;

-расширить знания учеников по вопросу истории взаимоотношений СССР и Афганистана и Афганской войне, в частности.

Срок реализации: 1 год.

Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной.

Режим занятий: раз в две недели.

Формы и методы обучения: технология социального развития через лекции, практические занятия, эвристические беседы.

Основные методы работы:

- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

- обучение через опыт и сотрудничество;

- личностно-деятельностный подход в обучении.

Средства: 1) беседа; 2) таблицы.

Умения и навыки, отрабатываемые на занятиях:

-отстаивать свою точку зрения;

-взаимодействовать в группе.

Содержание курса.

Раздел 1. Взаимоотношения СССР и Афганистана

до апрельской революции 1978 г.

Тема 1. Начало дипломатических отношений

между СССР и Афганистаном.

Февральская и октябрьская революции в России, создание Коминтерна. Провозглашение Амануллой-ханом независимости Афганистана 28 февраля 1919 года и третья англо-афганская война. Признание в апреле 1919 года независимым Афганистаном РСФСР и установление дипломатических отношений. Заключение первого советско-афганского договора о дружбе и сотрудничестве 28 февраля 1921 года.

Тема 2. Военное присутствие советских войск на территории Афганистана.

Вступление Красной Армии на территорию Афганистана в апреле 1929 года для оказания помощи свергнутому правительству Амануллы-хана. Вступление Красной Армии на территорию Афганистана в 1930-е годы.


Тема 3. Взаимоотношения СССР и Афганистана после Второй Мировой войны.

Подписание в 1955 году нового договора между СССР и Афганистаном о дружбе и сотрудничестве. Военные поставки и строительство объектов социальной инфраструктуры на территории Афганистана (хлебокомбинат, домостроительный комбинат).

Раздел 2. Советско-афганские отношения в 1978-1979 годах.

Тема 1. Апрельская революция в Афганистане и ее последствия.

Революция 27 апреля 1978 года в Афганистане и приход к власти НДПА. Провозглашение демократической республики Афганистан. Подписание в декабре 1978 года договора между СССР и ДРА о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Тема 2. Гражданская война в Афганистане.

Мятеж в Герате в марте 1979 года при участии заброшенных из Ирана маджахедов. Мятеж в провинции Бадгис 23 марта 1979 года.

Раздел 3. Афганская война 1979-1989 г.г.

Тема 1. Ввод советских войск в Афганистан.

Принятие решения о вводе войск. Подготовка к вводу войск. Штурм дворца Амина и захват объектов второго плана.

Тема 2. Боевые действия афганской войны (1979-1989 г.г.).

Первый период боевых действий (начальный) с января 1980 года до января 1982 года. Второй период боевых действий (активный) с января 1982 года до января 1987 года. Третий период боевых действий (пассивный) с сентября 1986 года по январь 1988 года. Четвертый период с января 1988 года: подготовка к выводу войск из Афганистана и сам вывод войск в феврале 1989 года. Итог афганской войны.

Тема 3. Обстановка после вывода войск.

Осложнение обстановки на советско-афганской границе. Обстрелы территории СССР, проникновение на территорию СССР. Вооруженные нападения на советских пограничников. Минирование советской территории.

Планируемые результаты УУД (универсальные учебные действия).

Предметные результаты.

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:

-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

-способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

-умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

-способность определять и аргументировать свое отношение к ней;


-умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

-уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности, па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонациональ­ного народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принад­лежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонациональ­ного российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и сво­бод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому че­ловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, тради­циям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты:

-определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;

- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

- различать факт и мнение;

- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;

- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;

- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;

- выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина.